Массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп грудничку

Добро Пожаловать на наш новый спецпроект Энциклопедия мам
Содержание
  1. Массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп грудничку
  2. Энциклопедия мам
  3. Польза массажа для новорожденного
  4. Общие правила для массажа
  5. Виды массажа, как правильно делать
  6. Массаж животика.
  7. Массаж лица.
  8. Массаж спины.
  9. Массаж рук.
  10. Массаж ножек.
  11. Когда пригласить профессионала
  12. Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
  13. Условия проведения, противопоказания
  14. Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
  15. Дыхательные упражнения
  16. Рефлекторные упражнения
  17. Рефлекторное ползание
  18. Рефлекторная опора и ходьба
  19. Пассивные упражнения
  20. Активные упражнения
  21. Гимнастика для детей 3-4 месяцев
  22. Дыхательные упражнения
  23. Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
  24. Упражнения на мяче
  25. Гимнастика для детей 4-6 месяцев
  26. Гимнастика для детей 6-9 месяцев
  27. Гимнастика для детей 9-12 месяцев
  28. Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)
  29. Массаж для детей — видео
  30. Как подготовиться к массажу ребенка?
  31. Массаж рук грудничка
  32. Массаж ног грудного ребенка
  33. Массаж животика новорожденных
  34. Массаж спинки ребенка
  35. Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов
  36. После массажа
  37. Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве
  38. Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес
  39. Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев
  40. Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев
  41. МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.
  42. МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД
  43. Массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп грудничку
  44. Ожидайте
  45. Перезвоните мне
  46. Статья:
  47. Что дает массаж?
  48. С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?
  49. Как повысить эффективность массажа и гимнастики
  50. Особенности речевого развития
  51. Какие упражнения подойдут?
  52. Лечение запоров, колик у новорожденных, насморка: массаж ножек
  53. Рефлексотерапия для детей – от болей в животе, заложенности носа и плохого сна
  54. Как работает рефлексотерапия
  55. Рефлексотерапия: лечение детей своими руками
  56. Лечение запоров у детей. Колики у новорожденных, газы, срыгивания
  57. Простуда и насморк. Если заложен нос
  58. Как успокоить ребенка
  59. Ребенок плохо спит
  60. Прорезывание зубов

Массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп грудничку

Энциклопедия мам

  1. Польза массажа для новорожденного
  2. Общие правила для массажа
  3. Виды массажа, как правильно делать
  4. Когда пригласить профессионала

Массаж для новорожденного – важная тактильная процедура, которая нужна не только для расслабления малыша, но и для нормального развития. Стандартный массаж можно проводить в домашних условиях, достаточно знать основные правила и усвоить ключевые моменты, чтобы процедура принесла пользу ребенку.

Польза массажа для новорожденного

Правильно выполненный массаж для новорожденного приносит пользу, а именно:

  • укрепление мышц и суставов;
  • помощь в формировании иммунитета;
  • предотвращение запоров, метеоризма, колик;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • активация обмена веществ;
  • устранение гипертонуса;
  • стимуляция отхождения газов;
  • крепкий сон и хороший аппетит;
  • развитие моторики, координации движений и вестибулярного аппарата.

У новорожденных зрительные и слуховые органы восприятия еще находятся на стадии формирования и развития, а вот кожный анализатор развивается гораздо быстрее. Поэтому воздействие на тело малыша через массаж дает положительный эффект. Массаж способствует проведению по нервным окончаниям импульсов в кору головного мозга. Это дает положительное влияние на нервную систему, которая отвечает за работу всех органов и систем.

Во время массажа происходит тактильный контакт новорожденного и матери, что благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Во время массажа мама разговаривает с ребенком, это тоже способствует некому уединению и воссоединению матери и ребенка.

После сеанса массажа у новорожденного стимулируется работа лимфатической и кровеносной системы, улучшается питание тканей и мышц.

Общие правила для массажа

Несмотря на то что массаж несет в себе массу положительных эффектов, начинать данные процедуры лучше с полутора месяцев и после консультации специалиста. Но при одобрении педиатра массаж можно начинать с первых недель жизни, главное делать это аккуратно.

Консультация педиатра принципиально важна, так как не всем деткам разрешен массаж. Врач даст правильные рекомендации, чтобы массаж давал положительный эффект.

И, тем не менее, есть общие правила, без которых не обходится массаж для новорожденных.

Чем младше ребенок, тем аккуратнее должны быть движения, так как очень легко повредить кожу, мышцу или сустав;

  • первые сеансы должны быть продолжительностью не более 1-2 минут, увеличивать время нужно постепенно, при этом важно следить за реакцией ребенка;
  • массаж лучше проводить на жесткой поверхности, например, на пеленальном столике, который нужно застелить простынкой или пеленкой;
  • проветрите комнату, чтобы воздух был свежим и расслабляющим, но в помещении должно быть достаточно тепло, так как малыша придется раздеть;
  • руки принципиально должны быть чистыми и теплыми, без длинных ногтей, колец и прочих украшений;
  • для более плавных и мягких движений используйте детский крем или детское масло;
  • если в ходе процедуры малыш плачет и старается отвернуться от ваших рук, процедуру необходимо прекратить (возможно, ребенку больно или есть некоторые проблемы);
  • во время массажа необходим зрительный контакт, стоит разговаривать с ребенком (это способствует доверительному отношению, и ребенок полюбит сеансы массажа);
  • всегда начинайте с поглаживаний и очень легких растираний;
  • нельзя делать массаж сразу поле еды, необходимо выждать час-полтора после кормления, воздержитесь от массажа сразу после пробуждения ребенка;
  • детям до трех месяцев не рекомендуется массировать внутреннюю поверхность бедра, область подмышек, подколенные ямки, коленные чашечки и локтевые сгибы. Старайтесь избегать любого контакта с родничком новорожденного.

Виды массажа, как правильно делать

  • Массаж рук.
  • Массаж ног. Рекомендуется выполнять массажные движения по направлению от стоп к паховой области.
  • Массаж животика. Это основной вид массажа, который играет важную роль в самочувствие ребенка, он стимулирует нормальную работу пищеварения и улучшает настроение.
  • Массаж спинки. Он, скорее, подходит для деток от трех месяцев, нежели для малышей первых месяцев.
  • Массаж лица. Он помогает расслабить мышцы лица, движения легкие и аккуратные.

Массаж животика.

Ребенка необходимо уложить на спину, теплые руки положить ему на живот и подержать их в таком положении несколько минут. Это действие помогает ребенку расслабиться. Далее, выполняйте легкие круговые движения по часовой стрелке, не касаясь зоны ребер и паховой области. Эффективным движением для отхождения газов является сгибание ножек младенца к животику. Тут важно не переусердствовать, достаточно лишь слегка надавливать ножками на животик.

Массаж лица.

Тут достаточно нескольких движений:

  • нежные пощипывающие движения кончиками пальцев в зоне щечек;
  • массирующие – от переносицы к вискам;
  • растягивающие – от подбородочной ямки к уголкам рта;
  • легкие растирающие движения по ушкам.

Массаж спины.

Ребенка нужно перевернуть на живот, и начать поглаживающие движения вверх и вниз. Далее, такие же движения повторяем от позвоночника к боковым поверхностям, переходя на круговые движения, слева и справа от позвоночника. Позвоночник не трогаем. Следующий этап – переход такими же движениями на плечи. Допустимы легкие похлопывающие движения и пощипывания. Завершить массаж лучше такими же поглаживаниями, с которых мы начинали.

Массаж рук.

Начинайте с проработки кистей, разминайте аккуратно каждый пальчик, это способствует развитию мелкой моторики. Перемещайтесь круговыми движениями на ладонь, затем на запястье. Поглаживайте зону предплечья и плеча, можно взять малыша на ручки и совершить ими пассивные круговые движения.

Массаж ножек.

Сначала разминайте стопы и пальчики, затем переходите на голень. Помните, что зону колена и внутреннюю часть бедра необходимо избегать. Можно сделать несколько пассивных круговых движений, как в случае с руками.

Неважно, какую зону вы массируете, в любом случае избегайте резких движений, которые могут травмировать ребенка.

Когда пригласить профессионала

В случае когда малышу необходим лечебный массаж, стоит пригласить специалиста. О том, что у ребенка проблемы, и ему нужна реабилитация, вам обязательно сообщит специалист, но и родителям стоит быть внимательными.

Показания для лечебного профессионального массажа:

  • гипертонус мышц;
  • нарушения в формировании осанки;
  • кривошея;
  • врожденная косолапость или плоскостопие;
  • детский церебральный паралич;
  • врожденные вывихи бедра;
  • деформации ног или стоп;
  • гипотрофия мышц;
  • рахит;
  • задержка моторного развития;
  • родовые травмы различного генеза.

Общеукрепляющий массаж для новорожденных можно проводить в домашних условиях, если у ребенка отсутствуют противопоказания, такие как простудные заболевания, лихорадка, болезни сердечно-сосудистой системы, серьезные нарушения работы желудочно-кишечного тракта, аллергические кожные заболевания или опрелости, инфекционные заболевания. О показаниях, противопоказаниях и рекомендациях необходимо проконсультироваться с вашим педиатром. Если соблюдать все правила, массаж принесет новорожденному массу положительных эффектов!

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Читайте также:  Как часто можно делать гидромассаж?

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)

Дорогие мамочки и папочки, бабушки и дедушки! Призываем вас учиться делать массаж детям своими руками под руководством наших специалистов — детского невролога Елены Геннадьевны Никольской и массажиста Камковой Ольги Николаевны. Это прекрасный метод профилактики детских неврологических заболеваний, простой, безвредный (при правильном выполнении!) и абсолютно бесплатный способ укрепления нервной системы и иммунитета ребенка. Общайтесь с детьми больше! Занимайтесь с ними. Своим опытом делятся одни из лучших специалистов Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник».

Рекомендуем вам делать своим грудничкам массаж ежедневно по 15-20 минут. Самый ранний возраст, когда ребенку можно начать делать массаж, — это 2-3 недели. В 1,5 месяца к массажу можно присоединить простейшие упражнения.

Массаж очень полезен для малышей: помогает успокоиться, избавляет от неприятных и болезненных ощущений в животике, при отсутствии грудного вскармливания помогает восполнить потребность ребенка в телесном контакте с матерью. Массаж оказывает благотворное влияние на мышцы, кости, кровообращение и пищеварение ребенка, приучает к двигательной активности, помогает сформировать правильную осанку.

Разговаривайте с ребенком во время массажа и гимнастики, пусть он слышит ваш голос и видит вашу мимику — это способствует развитию речи, слуха и зрения. Очень хорошо, когда занятия сопровождаются приятной музыкой. Причем желательно использовать каждый раз одни и те же музыкальные композиции — так Ваш малыш быстрее привыкнет к процедурам массажа и гимнастики. Это особенно важно для детей, которые проявляют негативное отношение к подобным занятиям.

Массаж для детей — видео

Как подготовиться к массажу ребенка?

  • Подготовка помещения.
  • Подготовка поверхности (что можно использовать в качестве массажного столика)
  • Подготовка рук массажиста.
  • Нужно ли использовать для детского массажа масло?
  • В какое время делать ребенку массаж — до кормления или после?
  • Основные виды массажа для грудничков.

Массаж рук грудничка

Массаж детей до года лучше начинать с ручек. Все движения проводятся от края к центру. Из видеоролика вы узнаете, как массировать пальчики рук, кисти, локти, плечи малыша. Все движения необходимо выполнять сначала с одной стороны, затем с другой.

Массаж ног грудного ребенка

Переходим к массажу ножек малыша. Главное правило при массаже ног ребенка — снизу вверх: от ступни к паховой области. На стопе находится множество нервных окончаний, которые отвечают за работу всего организма, поэтому массаж стоп имеет особое значение для детей любого возраста.

Обязательно выполнять также рефлекторные упражнения: нижний хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского.

Массаж животика новорожденных

Массаж животика улучшает пищеварение и настроение малыша. В подробно рассказывается об особенностях массажа для детей с незажившим пупком и детей, которых мучают колики. Также массажист показывает упражнения для профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Массаж спинки ребенка

Тут важно учитывать возраст ребенка. Выкладывать ребенка на животик можно начиная с 2 месяцев. Врач подробно рассказывает и показывает, как правильно выкладывать ребенка на животик и делать гимнастику для укрепления мышц шеи и спинки. Массаж спины можно начинать делать не ранее чем с 2,5 месяцев. Посмотрите наше видео, и вы узнаете, как с помощью массажа сформировать малышу правильную осанку.

Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов

Снова возвращаемся к рефлекторным упражнениям. Выполняем лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову и развиваем рефлексы ползания, опоры и автоматической походки.

После массажа

После окончания массажа ребенка заворачиваем в пеленку и полчаса даем малышу отдохнуть. Вы молодцы!

На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Уважаемые родители, если во время проведения массажа на рефлексы, вы заметили, что малыш не всё делает верно, или если у вашего ребенка мышечный гипертонус (напряжение в мышцах), кривошея (головка наклонена в одну сторону или ребенок постоянно смотрит в одну сторону), следует обратиться к хорошему детскому неврологу.

На первом году жизни сложно обнаружить нарушения работы нервной системы, но именно ранняя диагностика и лечение позволят избежать последствий перинатального поражения мозга. Мозг интенсивно растет и развивается в первые годы жизни, поэтому многие проблемы легко исправить по консультации и лечения у хорошего детского невролога.

Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

Читайте также:  Гидромассаж как часто можно делать

В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2’/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикос­новение к коже, а ответная реакция выража­ется сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) — раз­гибателей мышц, при спинном рефлексе Та­ланта — разгибателей позвоночника. В пер­вые месяцы жизни целесообразно использо­вать только рефлексы, связанные с разгиба­нием во избежание усиления сгибателей, то­нус которых и без того преобладает.

В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно мани­пулирует руками, хорошо удерживая поло­жение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.

Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.

Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.

В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.

На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела — пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.

К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.

Положение ребенка для всех приемов — лежа.

Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие — массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

Рис. 174. Массаж живота.

а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Методические указания. Ос­новная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

Массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп грудничку

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни.

Статья:

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Читайте также:  Массаж шеи при миопии

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Лечение запоров, колик у новорожденных, насморка: массаж ножек

Рефлексотерапия для детей – от болей в животе, заложенности носа и плохого сна

  • Как работает рефлексотерапия
  • Рефлексотерапия: лечение детей своими руками
  • Лечение запоров у детей. Колики у новорожденных, газы, срыгивания
  • Простуда и насморк. Если заложен нос
  • Как успокоить ребенка
  • Ребенок плохо спит
  • Прорезывание зубов

Многие родители делают своим детям массаж в первые месяцы жизни, но мало кто использует рефлексотерапию. А ведь если умеючи массировать разные точки на ступне младенца, можно избавить его от болей в животе и при прорезывании зубов, насморка и перевозбуждения. Согласитесь, это лучше, чем каждый раз бежать в аптеку за лекарством, у которого непременно будут побочные действия. Вот несколько приемов, которые стоит освоить родителям.

Как работает рефлексотерапия

Рефлексотерапия — безопасный и вместе с тем действенный метод лечения, основанный на принципе, согласно которому на ладонях и ступнях человека расположены точки, взаимосвязанные с определенными органами. Воздействуя на эти точки, можно снимать напряжение или облегчать боль в соответствующих частях тела.

Сторонники рефлексотерапии убеждены: когда мы дотрагиваемся до той или иной зоны на кисти руки или подошве стопы, энергия напрямую поступает к тому или иному участку (например, к животу, что помогает при коликах, или к спине, что успокаивает нервную систему).

Младенцы особенно восприимчивы к рефлексотерапии, поскольку у них еще не до конца сформировались своды стоп, а кожа и косточки очень нежные. Чувствуя это, многие мамы инстинктивно трут ручки и ножки своих малышей, когда они плачут или капризничают. Осторожно оказывая давление на ступни, к которым в избытке прилила кровь, мы устраняем «затор», препятствующий распространению энергии по телу.

Рефлексотерапия: лечение детей своими руками

Ежедневное применение рефлексотерапии позволяет улучшать здоровье ребенка благодаря расслаблению мышц, нейтрализации токсичных веществ и восстановлению внутреннего баланса организма. Вы получаете возможность выявлять и даже устранять некоторые проблемы прежде, чем ваш малыш почувствует их симптомы. Можно каждый день использовать весь описанный ниже комплекс приемов — или по мере надобности отдельные его компоненты будут выручать вас в непредвиденных обстоятельствах.

Поскольку рефлексотерапия не требует никаких специальных условий или приспособлений, многие родители активно ее используют, особенно в «экстренных» ситуациях (например, ребенок раскричался посреди супермаркета). Достаточно воспользоваться простыми приемами, и через несколько минут вы увидите результат.

Перед тем как прикасаться к ножкам ребенка, нужно согреть руки, потерев ладони друг о друга, — с этого должен начинаться каждый сеанс рефлексотерапии. Масло вам не понадобится. Помните, что вы не только лечите малыша, но и общаетесь с ним. Чтобы общение протекало весело и расслабленно, разговаривайте с ребенком или пойте ему.

Для начала положите пяточки «пациента» себе на ладони. Не держите слишком крепко: пусть у него будет возможность убрать ножку, если ему станет щекотно. Прикосновения должны быть мягкими.

Лечение запоров у детей. Колики у новорожденных, газы, срыгивания

Эта серия приемов эффективна при любых проблемах с пищеварением, поскольку способствует нормальному перевариванию пищи и метаболизму, стимулируя блуждающий нерв, который связан с сердцем, желудком, печенью, поджелудочной железой, селезенкой, тонким и толстым кишечником, а также желчным пузырем. Заключительное движение (круговой массаж середины стопы) воздействует на рефлексную зону, соответствующую желудку, что тонизирует и укрепляет пищеварительную систему, а это в свою очередь способствует избавлению от колик, срыгиваний и запоров.

  1. Положите ступню ребенка себе на ладонь.
  2. Подушечкой большого пальца свободной руки нежно, но твердо помассируйте основание большого пальца ноги малыша. Повторите 5–6 раз, убирая руку в паузах между движениями.
  3. Скользните подушечкой большого пальца к середине стопы и начертите несколько маленьких кружков по часовой стрелке.

Простуда и насморк. Если заложен нос

Этот прием поможет вам избавить малыша от заложенности носа. Движения, описанные ниже, полезны всем младенцам, так как дыхание у них носовое и оно часто осложняется вследствие размножения бактерий на слизистой оболочке.

  1. Щепотью захватите мизинец на ноге и помассируйте его, то усиливая, то ослабляя давление. Это позволяет ликвидировать скопление слизи в носу (на подушечках и боковых поверхностях пальцев ноги расположены точки, соответствующие носовым пазухам).
  2. Повторите этот прием с каждым пальчиком.

Как успокоить ребенка

Данная область стопы связана с позвоночником, от состояния которого зависит нормальное функционирование центральной нервной системы, то есть передача телу сигналов мозга по сенсорным и двигательным нервам. Воздействуя на указанную зону, вы успокаиваете ребенка. Движения, описанные ниже, помогут малышу, если в течение дня он перевозбудился.

  1. Положите ступню младенца себе на ладонь и подушечкой большого пальца второй руки прикоснитесь к его большому пальцу.
  2. С умеренным нажимом спускайтесь по краю ступни к пяточке.
  3. Снова поднимитесь к большому пальцу. Повторите 4–5 раз.

Ребенок плохо спит

Чтобы помочь ребенку расслабиться и уснуть, воздействуйте на точку стопы, связанную с солнечным сплетением. Это средоточие нервов, расположенное под диафрагмой. Данный прием, способствующий усилению выработки окситоцина, может пригодиться родителям, если ребенок капризничает в общественном месте.

  1. Положите себе на ладонь ножку малыша и мягко, но надежно обхватите ее.
  2. Подушечкой большого пальца второй руки сделайте несколько круговых движений в середине стопы, чуть ниже линии, соответствующей диафрагме.

Прорезывание зубов

Завершите массаж воздействием на зону зубов. Это поможет вашему малышу, если у него режутся зубки. Соответствующие рефлекторные точки располагаются сразу за ногтями.

  1. Удерживая ступню ребенка в ладони, второй рукой поочередно сжимайте пальчики.
  2. Затем сделайте каждым из них по одному вращательному движению по часовой стрелке.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

MedZdorove.ru