Физиологические нормы питания детей раннего и дошкольного возраста

  • Комплексные пищевые добавки
  • Микробиологические экспресс-тесты
  • Антисептики и дез.средства
  • Стартовые культуры, закваски

ГК «Униконс»

Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.

«Антисептики Септоцил»

Септоцил. Бытовая химия, антисептики.

«Петритест»

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

«АльтерСтарт»

Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.

  • Вы здесь:
  • Библиотека технолога
  • Микробиология
  • Васюкова А.Т — Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена

2.4.4. Особенности построения питания у детей отдельных возрастных групп и подростков

От года до 1,5 года дети продолжают получать 5-разовое питание, но сравнительно быстро приспосабливаются уже и к 4-разовому. Об­щий объем суточного рациона составляет около 1100 мл, причем деле­ние суточного объема и калораж на отдельные кормления обеспечива­ются достаточно равномерно.

Меню складывается из тех же основных блюд, что и в конце пер­вого года жизни, аналогичной остается и кулинарная обработка про­дуктов (варка, припускание, протертые и измельченные блюда). До­полнительно может быть введен ржаной хлеб, кофе с молоком, более разнообразными становятся супы, салаты из сырых овощей, винегреты, пудинги и запеканки.

Суточный набор продуктов должен содержать белка 45-50 г, жи­ра 45-50 г, углеводов 160 г, калорий — до 1300 (5439 кДж).

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особен­ностей. Так, ткани организма детей на 25% состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75% из воды. Основной обмен у де­тей протекает в 1,5-2 раза быстрее, чем у взрослого человека.

В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с уси­ленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты. Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет:

  • до 1 года — 100:
  • от 1 до 3 лет — 100-90:
  • 4-6 лет — 90-80:
  • 7-10 лет — 80-70;
  • 11-13 лег — 70-65;
  • 14-17 лет — 65-45;
  • взрослые люди — 45.

Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10% выше их энер­гетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма.

Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старте 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологиче­ские нормы питания детей разных возрастов показаны в табл. 2.5.

Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорцио­нальна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни. Особое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и ею аминокислотному составу как основному пластическому матери­алу, из которого строятся новые клетки и ткани.

Таблица 2.5
Нормы физиологических потребностей детей и подростков (в день)

При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отста­ет умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции. Суточная потребность в белке зависит от возраста детей.

На 1 кг массы тела детей и подростков необходимо белка (в г): в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11 -13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2-1,5 г.

Белок животного происхождения должен составлять у детей млад­шего возраста 65-70%, школьного — 60% суточной нормы этого пище­вого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считаются молоко и молочные продукты.

Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует пред­усматривать не менее 600 мл, а школьного возраста — не менее 500 мл молока. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны вхо­дить мясо, рыба, яйца, крупы — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами А, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Осо­бенно рекомендуют сливки, сливочное масло, рыбий жир, растительное масло (5-10% от общего количества).

Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергети­ческая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротив­ляемость к болезням, замедляется рост организма. У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в угле­водах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела.

В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углево­ды, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25% от общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижснию устойчивости организма к инфекциям. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена (табл. 2.6).

Таблица 2.6
Потребность в витаминах у детей в зависимости от возраста

Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины А, Р как факторы роста. Источниками этих витаминов являются моло­ко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержит­ся провитамин А — каротин. Витамин С вместе с витаминами группы В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Минеральные вещества в детском орга­низме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной систем, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор.

Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветво­рении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомен­дуют гематоген. Суточная потребность в железе и других минеральных веществах у детей и подростков указана в табл. 2.7.

Таблица 2.7
Суточная потребность в минеральных веществах у детей и подростков

Магний участвует в формировании ферментных систем, в угле­водном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы, а фтор — построению зубов. Потребность в воде у детей и подростков большая, чем у взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1-3 года — 100 мл, 4 — 6 лет — 60 мл, 7-17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).

Режим питания детей и подростков. Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуется прини­мать пищу 4 раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распре­деляя рацион питания следующим образом: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15%, ужин — 25%. Примерный набор продуктов для детей школьного возраста приведен в табл. 2.8.

Таблица 2.8
Примерный набор продуктов для детей школьного возраста, г/сутки

В школьном возрасте целесообразно 4-разовое питание с равно­мерным распределением суточного рациона: завтрак — 25%, второй завтрак — 20%, обед — 35%, ужин — 20%. Важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся является правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в груп­пах продленного дня, рацион которых должен составлять 50-70% су­точной нормы.

Энергетическая ценность школьного питания должна соответ­ствовать энергозатратам детей. Учащиеся колледжей в зависимости от вида государственного обеспечения получают по месту учебы или полный рацион, или 2-разовое питание, или горячий обед. Энергетиче­ская ценность дневного рациона этих подростков составляет в среднем 3000 ккал, из которых на завтрак и обед приходится 60-70%.

Четырехразовый режим питания школьников и учащихся коллед­жей устанавливается в зависимости от распорядка школьных занятий. Для младших школьников завтраки организуют во вторую, а для стар­ших — в третью перемену.

О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)

О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)

Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.

В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях

* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в дошкольных организациях, %

Для детей с круглосуточным пребыванием

Для детей с дневным пребыванием 8-10 час.

Для детей с дневным пребыванием 12 час.

дополнительный прием пищи перед сном – кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием

Полдник (10-15%) */ или уплотненный полдник (30-35%)

* вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30-35%)

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп

с 11 лет и старше

Энергетическая ценность, ккал

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Название пищевых веществ

Потребность в пищевых веществах для обучающихся юношей и девушек

Девушки 15-18 лет

в т.ч. животного происхождения

в т. ч. растительного происхождения

Энергетическая ценность, ккал

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе (первая смена)

Полдник в школе

Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)

Читайте также  Сбалансированное питание для беременных примерное меню

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.

Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии

6 лет школьники

Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:

с 11 лет и старше

Энергетическая ценность – калорийность, ккал

* – без учета повышенных энерготрат

Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в течение дня

Доля суточной потребности в энергии, %

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:

с 11 лет и старше

(допускается 335 за счет фруктов)

(допускается 383 за счет фруктов)

Энергетическая ценность – калорийность, ккал

(2359 при увеличении углеводов)

(2720 при увеличении углеводов)

Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет

Показатели (в сутки)

от 14 до 18 лет

Энергия и пищевые вещества

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%

1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;

— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;

— СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);

— СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;

— СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;

— СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;

— СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.

Физиологические нормативы детского питания

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Нет сомнения в том, что питание как форма обеспечения строительным материалом и энергией всего процесса роста и развития ребенка имеет очень большое значение для здоровья детей и конечных итогов роста и развития. Вместе с тем даже к настоящему времени нельзя говорить о том, что в питании ребенка, как и в питании взрослого человека, нам сегодня доступны все научные истины и практические решения. Приходится констатировать, что чрезвычайно консервативный геном человека, сохранившийся в наших клетках до настоящего времени, несет в себе и пищевые ориентации, и зависимости, обусловленные давним прошлым, включая и информацию о той среде обитания, для которой он был адаптирован к моменту возникновения человека или его ближайших предков. Возможно, что это были и ориентации на те продукты питания, которыми были богаты мировой океан и та суша, на которую выползали из океана наши прародители.

К счастью, для педиатров основной продукт питания грудного ребенка — молоко матери — изменялось относительно мало и преимущественно в той части, в которой его состав определяется питанием кормящей женщины. Поэтому женское молоко остается незыблемым «золотым стандартом» детской диетологии. Что же касается питания человека в периоде после его отлучения от материнской груди, то нам приходится открывать много совершенно нового и неожиданного.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Физиологическое питание

Под термином «физиологическое питание» понимают обеспечение с помощью пищевого рациона нормальной для данного возраста жизнедеятельности ребенка, его роста и развития. Принципиальным отличием физиологического питания детей от физиологического питания взрослых является прежде всего его направленность на обеспечение роста и развития. Диетология, или нутрициология, детства является прежде всего «диетологией (нутрициологией) развития». В понятие «физиологическое питание» включаются и некоторые более узкие или специальные понятия и свойственные им определения.

Одним из наиболее сложных и ключевых теоретических аспектов диетологии развития является изучение механизма возникновения стойких, часто пожизненных, влияний особенностей питания. Естественно, что в большей степени последние свойственны питанию плода в течение беременности, тесно связанному с питанием самой беременной женщины. Очень убедительны такие влияния для питания детей раннего возраста, но они имеются и во все последующие периоды детства до полного завершения роста и развития организма.

В раннем детстве более остро, чем в последующие возрастные периоды, стоят вопросы диетологического обеспечения тонких дифференцировок нервной ткани и головного мозга, развития костной ткани, сосудов, скелетных мышц и миокарда, эндокринного аппарата репродукции. Субоптимальное обеспечение детей младшего и даже старшего школьного возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и т. д. может быть достаточным основанием для неоптимальности или более существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижения физической работоспособности и сроков предстоящей жизни в связи с заболеваниями уже во взрослом периоде.

Все сказанное в значительной степени отличается от диетологических представлений недавнего прошлого. Ранее существовавшие концепции детского питания были ориентированы в большей степени на анализ связей питания и здоровья в рамках ближайшего времени. Клиницисту, как и диетологу, проще ориентироваться в таких непосредственных феноменах, как голод или сытость, переносимость или непереносимость продуктов, наличие реакций на прием пищи, особенности динамики массы тела и роста в периоде кормления данным рационом и т. д. С позиций диетологии развития это также важные характеристики, но наличия даже самых позитивных непосредственных оценок недостаточно, чтобы признать рацион адекватным для использования или оптимальным.

При обсуждении механизмов долгосрочного влияния питания на развитие необходимо учитывать роль следующих процессов.

  1. Прямое влияние факторов среды, прежде всего — нутриентов, на экспрессию генов и в первую очередь генов — регуляторов развития, и возникающую при этом коррекцию генетической программы и интенсификацию процессов роста и дифференцировки.
  2. Нередко возникающие «адаптации» к нутриентной недостаточности путем подмены дефицитного нутриента доступными и сходными по химическим свойствам или структуре химическими (биологическими) веществами или соединениями. Итогом такой подмены является формирование тканевых или клеточных структур, в частности мембран и рецепторов с неоптимальными функциональными характеристиками. Примерами могут быть замена дефицитных длинноцепочечных полиненасыщенных ω3- и ω6-жирных кислот олеиновой кислотой, формирование глюкоцереброзидов мозга вместо галактоцереброзидов при отсутствии лактозы (галактозы) в питании, использование стронция, алюминия или других элементов в остеогенезе при отсутствии достаточного поступления кальция и т. д. Даже развитие свинцовой интоксикации в большей мере обусловлено недостатком железа в рационе и его псевдокомпенсацией — подменой свинцом.
  3. Внесение элементов хаоса и гетерохроний в нутриентозависимые последовательности процессов роста и дифференцировок с итоговой рассогласованностью межструктурных и межсистемных связей и конечной неопти- мальностыо сформированных структур и цепей их интеграции.
  4. Индукция под влиянием нутриентов метаболических и нейроэндокринных цепей регуляции развития, не соответствующих данному периоду онтогенеза, или «переключение» биологических часов развития. Примером может служить влияние раннего введения глюкозы в питание новорожденного с последующей активацией инсулиногенеза, снижением окисления и использования жирных кислот и другими метаболическими перестройками, характерными для более старших периодов детства — физиологические основы и предпосылки для формирования «синдрома X», или «синдрома канкрофилии» (по В. М. Дильману).

Сбалансированное питание

Термин «сбалансированное питание» характеризует не только достаточность нутриентов, но и соблюдение некоторых взаимоотношений между многочисленными заменимыми и незаменимыми факторами питания. Таким образом, понятие сбалансированности и несбалансированности относится преимущественно к развернутым биохимическим характеристикам рационов питания.

Читайте также  Как разнообразить меню при правильном питании?

[7], [8], [9], [10], [11]

Адекватность питания

Термин «адекватность питания» применительно к питанию физиологическому включает в себя не только представление о достаточности и сбаланси-рованности рациона, но и соблюдение широкого круга дополнительных условий, нередко меняющихся для детей разных возрастных групп. Выбор продуктов, рецептура их кулинарной обработки, конечный объем или консистенция, вкусовые, осмотические или иммуноаллергологические характеристики могут соответствовать или не соответствовать возрастным или индивидуальным особенностям ребенка, представляя тем самым большую или меньшую степень неадекватности питания даже при его самой высокой полноценности по содержанию и сбалансированности нутриентов.

В рамках адекватного питания можно, но с большой условностью, рассматривать и проблемы естественного, смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни. Строго адекватным для детей первого года жизни может считаться только естественное вскармливание. Это определяется чрезвычайно сложным интегральным эффектом пищевой и биологической регуляторной роли как самого грудного нативного молока матери, так и процесса кормления.

Учитывая весьма существенное влияние количественной характеристики, в частности энергетической ценности рациона и содержания в нем белка, на темп роста ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни, в границах адекватного питания можно выделять его различные уровни.

Максимальным питанием целесообразно назвать такое адекватное питание, при котором темп физического развития выше среднего (выше 75 центилей по стандартам скорости); средним — адекватное питание при среднем темпе роста (от 25 до 75 центилей); минимальным — при низкой скорости роста (от 3 до 25 центилей по приростам длины или массы тела). Близко к приведенным понятиям можно поставить и такое, как «форсированное питание», занимающее среднее положение между физиологическим и лечебным. Форсированное питание является физиологическим по сути, так как рассчитано на обеспечение жизнедеятельности, роста и развития, однако применяется исключительно в восстановительном периоде после заболеваний, приведших к торможению или остановке роста и динамики массы тела. Для обеспечения «наверстывающего» роста и восстановительных процессов у таких детей применяется увеличение белковой и энергетической нагрузки при соблюдении сбалансированности рациона относительно этой уже возросшей нагрузки.

К разряду понятий, промежуточных в диапазоне между физиологическим и лечебным питанием, можно отнести и такое понятие, как «профилактическое» питание. Чаще всего этим термином обозначают адекватное питание, но с особенностями, которые обеспечивают специфический эффект по компенсации выявленного у ребенка конституционального или наследственного предрасположения к определенной группе болезней или патологических состояний. В последние годы стал распространяться термин «функциональное» питание, используемый для длительно применяемых модификаций физиологического питания очень широкой профилактической направленности. Круг веществ функционального питания, которые позволяют достигнуть более высоких уровней здоровья, постоянно расширяется.

Наиболее распространенные рекомендации по питанию здорового человека предусматривают использование в течение дня 3-5 порций овощей (кроме картофеля), фруктов или соков разных цветов, что является гарантией достаточной обеспеченности веществами функционального питания.

Одним из разделов функционального питания является учение о биотоках и пребиотиках, в котором рассматривается аспект синергизма между организмом человека и сапрофитными бактериями.

Ка роте но иды (β-каротены, лютеины, ликопены, зиаксантины)

Флавоноиды (ресвератролы, антроцианины, кверцетины, гесперидины, тенжеритины)

Особенности детского питания

Ребенок с самого раннего возраста должен правильно питаться. Это одна из главных задач родителей. Правильно составленный рацион питания положительно отражается на здоровье ребенка, его настроении и успехи в школе.

Общая информация

Питание играет немаловажную роль в развитии организма, умственной деятельности. Потребляя только правильную и здоровую еду ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.

По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно. В ином случае могут наблюдаться различные проблемы: отставание в росте и развитии, частые болезни.

Главные принципы правильного рациона питания

Можно выделить несколько основных принципов, которыми стоит руководствоваться не только детям, но и взрослым:

Энергетическая ценность пищи должна в полной мере соответствовать энергетическим затратам в течении всего дня;

Следовать правильному режиму питания;

Нужно позаботиться о сбалансированном и разнообразном рационе питания, чтобы организм получал необходимое количество полезных веществ;

Продукты питания должны проходить правильно обрабатываться. Это позволит добиться приятного вкуса и сохранить питательную ценность еды;

Учет личных вкусовых предпочтений;

Следование санитарным нормам касаемо хранения продуктов питания и их приготовления.

Следуя простым правилам, можно сделать рацион ребенка правильным. Это позволит избежать в дальнейшем множества заболеваний, а также обеспечит организму его правильное развитие.

Особенности детского питания

Вместе с продуктами детского питания организм должен получать необходимое количество полезных питательных веществ.

Белки

Считаются главным строительным материалом, без которого невозможно появление новых клеток, развитие организма и рост. Если в пище не хватает белка, это негативно отражается на иммунитете, может привести к замедленному развитию. С первых дней жизни в рационе малыша должно присутствовать молоко и молочные продукты.

Не менее значимый компонент. Жиры поддерживают и укрепляют иммунную систему, возобновляют затраченную энергию. В жирах содержатся витамины А и Д, которые особенно важны для детского организма.

Углеводы

На углеводы возложена энергетическая функция. Их излишек приводит к ожирению. Дети, которые потребляют большое количество углеводов, чаще остальных болеют.

Витамины

Организм ребенка в большей степени нуждается в витаминах А и Д. Витамин А отвечает за работу эндокринной системы. При нехватке витамина Д может развиваться рахит. Витамины В отвечают за работу головного мозга.

Минералы

В рационе ребенка должна присутствовать пища, в которой содержатся следующие минералы: железо, кальций и йод.

Как организовать правильный режим питания

Рацион школьника зависит от его возраста. Детям школьного возраста нужно питаться как минимум 4 раза на день.

При организации режима питания стоит руководствоваться следующими правилами:

В пище должно содержаться не менее 60% белков;

В рационе должны быть злаки, картофель и хлеб;

Меню должно быть разнообразным и сбалансированным;

Количество углеводов должно в 4 раза превышать количество жиров и белков;

Нужно следовать режиму питания;

Потреблять рыбу минимум 2 раза на неделю;

Каждый день есть свежие фрукты и овощи;

Меню на каждый день также должно включать молочную продукцию;

Жирная пища и сладкое допустимы, но в небольших количествах и не в качестве замены основной пищи;

В меню должны быть свежевыжатые соки.

Детская диета

Если ребенок не страдает от чрезмерного веса и чувствует себя отлично, то готовить еду можно любыми методами. Но количество слишком жаренной пищи стоит свести к минимуму. Меню школьника должно включать вареную, тушеную и запеченную еду. Если у ребенка лишний вес, то жареную еду нужно давать реже.

Для полных деток нужно составить диетическое меню, но при этом питание должно быть разнообразным и сбалансированным. В рационе должно присутствовать побольше свежих овощей, рыбы и молочной продукции.

Родителям стоит знать список продуктов, которые негативно влияют на организм ребенка. Из рациона нужно исключить или ограничить прием следующих продуктов:

Сахар – употреблять в редких случаях и в небольшом количестве. Приводит к полноте;

Продукты с пищевыми красителями и консервантами;

Магазинный майонез, кетчуп и прочие соусы;

Продукты и напитки, в которых присутствует кофеин;

Фастфуд (хотдоги, гамбургеры);

Все эти продукты тяжело полностью исключить из меню, но ограничить их прием вполне реально.

Возможные проблемы из-за несоблюдения режима питания

Если не уделять питанию ребенка должного внимания, то появятся проблемы со здоровьем:

Замедление роста и развития;

Появление лишнего веса;

Гастрит. Часто появляется у детей, который не хотят полноценно завтракать, едят острую пищу и фастфуд;

Отмечается нехватка железа и йода в организме;

Ухудшение общего самочувствия.

Девочки в подростковом возрасте могут сидеть на строгих диетах, желая выглядеть стройной и красивой. Это также негативно отражается на организме.

Молодые парни портят свое здоровье разными гормональными препаратами, чтобы иметь красивое тело.

Таким образом, правильное питание очень важно для детей с самого раннего возраста. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети питались только качественными и свежими продуктами, соблюдая режим питания. Это позволит предотвратить многие проблемы и заболевания.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Авторизуйтесьчтобы оставлять комментарии

Возрастные ограничения 18+

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности ЛО-77-02-011246 от 17.11.2020 Скачать.

Физиологические нормы питания детей раннего и дошкольного возраста

Міністэрства аховы здароўя Рэспублікі Беларусь

Міністэрства аховы здароўя:

(017) 222-70-80 Упраўленнi аховы здароўя

Питание детей дошкольного возраста

Говорят, никто так хорошо не знает, интуитивно не чувствует своего ребенка, как родители. Родительская любовь и интуиция, традиции семейного воспитания дают ощущение того, что воспитание ребенка осуществляется в нужном направлении.

Прежде всего, запомним:

• Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

• Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

• Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

• Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Но если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать, что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов.

Результаты блиц-опроса родителей показали:

• жалобы на состояние здоровья со стороны пищеварения наблюдаются у 30,2% детей;

• только 79,9% семей используют в питании йодированную соль;

• молоко и кисломолочные продукты употребляют ежедневно только 27,4% детей;

• рыбу и рыбные продукты – 3,2%;

• мясо и мясные продукты – 32,9%;

• ежедневное же потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80%.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья и не находят поддержки в организации правильного питания со стороны родителей. В то же время меню детей должно содержать мясо, яйца, рыбу, морепродукты, бобовые и молочные продукты, в состав которых входят важнейшие микроэлементы. Больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.

В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье. Из напитков предпочтительнее употреблять компоты, сваренные из свежих фруктов, сухофруктов, соки, питьевую воду, обогащенную микроэлементами (селеном, йодом), фруктовые напитки, отвар шиповника. Исключаются любые газированные напитки. Но при этом надо помнить: одни продукты должны присутствовать ежедневно в рационе детей, такие как молоко, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, крупы, мясо, овощи, фрукты и богатая микроэлементами свежая зелень (шпинат, укроп, петрушка), а также зеленый и репчатый лук, другие продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) можно давать детям не каждый день.

Для детского организма особенно важно поступление таких минеральных веществ, как кальций, фосфор, магний, способствующие нормальному развитию костной ткани и зубов и играющие огромную роль в процессах кроветворения. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

Читайте также  Детское питание для пожилых людей

• кальций и фосфор (молоко и кисломолочные продукты, рыба, яйца, бобовые);

• магний (злаковые – хлеб, крупы, бобовые);

• железо (печень свиная и говяжья, овсяная крупа, персики, яичный желток, рыба, яблоки, зелень, изюм).

В день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров по 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

На завтрак ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок должен выпивать стакан молока, кефира, простокваши или сока, съедать печенье, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. Необходимо также соблюдать нормы объема порций готовых блюд: для детей 1,5-3 лет 1200-1400 г.; для детей 3-4 лет 1700-1800 г.; для детей 5-6 лет 1900-2100 г.

Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов, возмещать энергетические траты организма. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Сладости, чипсы, копчености, консервы и др. не стоит включать в рацион детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста.

Родители хотят видеть свое дитя, прежде всего здоровым. Питание детей — это главный компонент любой «здоровьесберегающей» педагогики. Поэтому важно серьезно задуматься о правильно организованном питании и помнить о том, что с раннего детства у ребенка необходимо воспитывать культуру питания: приучать есть сидя, медленно, мыть руки перед едой. А родителям необходимо принимать меры для организации безопасного питания детей:

• следить за чистотой рук детей, учить их правилам мытья рук;

• воду из открытого водоема, колодца пить только после предварительного кипячения, отдавать предпочтение артезианской питьевой воде расфасованной в бутылки;

• фрукты, овощи, ягоды тщательно мыть под проточной водой, затем обдавать кипятком;

• иметь разделочный инвентарь (ножи, разделочные доски) отдельно для сырых и вареных продуктов, для салата, хлеба;

• посуду, где хранились сырые продукты, тщательно мыть с моющими средствами и ошпаривать;

• не допускать соприкосновения между продуктами, не прошедшими и прошедшими кулинарную обработку;

• упаковать каждый продукт в отдельную чистую упаковку, беречь продукты от загрязнения;

• содержать в чистоте помещение кухни;

• соблюдать условия хранения и сроки реализации продуктов.

Питание дошкольников: как кормить ребенка в возрасте 3-7 лет

С самого рождения малыш вместе с пищей получает полезные вещества, которые формируют его иммунитет и обеспечивают нормальное развитие. В дошкольном возрасте правильное питание также очень важно, чтобы школьные нагрузки в будущем ребенок переносил комфортно, был здоровым и активным.

Большинство детей в возрасте от 3 до 7 лет все основное время проводят в детском саду, который ответственен за организацию рационального питания в соответствии с возрастом. Соблюдать принципы рационального питания нужно и дома:

Важно: строгое соблюдение режима питания!

  • меню должно быть разнообразным;
  • питание должно снабжать организм ребенка энергией, микроэлементами, витаминами и другими полезными веществами;
  • продукты должны быть правильно обработаны и приготовлены (вареные, на пару, тушеные, запеченные).

Для того, чтобы ребенок рос активным, подвижным и здоровым, родителям важно обеспечивать его меню основными полезными веществами и следить за достаточным количеством калорий:

3 года 4-6 лет 7 лет
Энергия, ккал 1540 1970 2350
Белки, г 53 68 77
Жиры, г 53 68 79
Углеводы, г 212 272 335

Где содержатся

Животные белки: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца. Растительные белки: хлеб, крупы, бобовые, овощи

Сливочное и растительное масло, молоко и молочные продукты, мясо, рыба

Сахар, фрукты, кондитерские изделия

Помимо вышеперечисленных полезных веществ ребенок должен получать микроэлементы и минеральные вещества. Именно они отвечают за правильное развитие и работу всего организма.

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

(продукты, содержащие элемент)

Суточная норма для детей 3-7 лет

Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца.

Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог.

Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови.

Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые.

Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена.

Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка.

Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке.

Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий.

Точно не установлена

Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью.

Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки.

Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани.

Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны.

Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени.

Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль.

Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А.

Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа.

Достаточное количество витаминов в ежедневном детском рационе – это залог правильного функционирования всех жизненно важных процессов.

Витамины практически не синтезируются самим организмом, поэтому родителям необходимо всегда контролировать, чтобы они в достаточном количестве поступали ребенку вместе с пищей. В то же время их недостаточное количество может стать причиной ряда заболеваний.

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Продукты, содержащие витамин

Суточная норма для детей 3-7 лет

Витамины группы В

Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене.

Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина).

Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение.

Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб.

Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение.

Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста.

Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы.

Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр.

Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи.

Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы.

Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени.

Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр.

Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов.

Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые.

А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота)

Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи.

Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат.

Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях.

Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных.

Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур.

Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца.

Таким образом, рацион ребенка дошкольного возраста должен включать в себя все группы продуктов.

Режим питания

Меню для ребенка лучше всего составлять на несколько дней вперед, так родители смогут убедиться, что оно получается разнообразным и содержит необходимые полезные вещества.

Вот примерное меню для детей от 3 до 7 лет на неделю:

День недели

Второй завтрак

Второй ужин

Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с сыром

Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб

Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб

Рыба, запеченая с овощами
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб

Молоко
Сухарики
Яблоко

Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб

Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб и сыром

Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Отварная цветная капуста
Кисель молочный

Йогурт
Печенье
Яблоко

Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб

Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов

Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко

Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб

Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель

Ряженка
Печенье
Фрукты

Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб

Каша ячневая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с сыром

Салат капустно-яблочный
Рассольник
Отварной рис с овощами, с мясом
Кисель из фруктов

Кефир
Сухарики
Фрукты

Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко

Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб

Молоко
Булочка домашняя
Яблоко

Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Как научить ребенка правильному поведению за столом?

С 3-х лет малыша пора приучать правильно вести себя за столом. В первую очередь это избавит его от трудностей с питанием в детском саду.

  1. Ребенок за столом должен сидеть прямо, не класть локти на стол.
  2. Научите ребенка правильно держать и работать ложкой, вилкой, аккуратно пить из чашки.
  3. Ребенок должен тщательно пережевывать пищу, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
  4. Приучите ребенка вначале проверять, не слишком ли горячая пища или напиток, дуть на еду, если она горячая.
  5. Во время еды ребенок не должен отвлекаться на телевизор или игрушки. Ребенок должен быть в спокойном состоянии.
  6. Научите ребенка этикету: говорить «спасибо», вставать из-за стола, когда ему разрешат, мыть руки перед едой.

И помните: ваш личный пример во всем – это главное!