Питание, умственное развитие и поведение детей

Консультация для родителей «Влияние питания на умственное развитие»

Анна Семёнова
Консультация для родителей «Влияние питания на умственное развитие»

Интеллект ребенка зависит от питания.

Все родители мечтают вырастить своего малыша здоровым и умным человеком. Американские ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что интеллект ребенка во многом зависит не от количества и качества обучения, а от правильного сбалансированного питания. Участниками эксперимента были дети с момента рождения до исполнения им 32 лет. Благодаря правильному питанию с раннего детства, эти дети показали лучшие познавательные и интеллектуальные способности. Ученые считают, что витаминизированное питание является маркером детского мозгового развития, интеллект детей получивших сбалансированное питание остается высоким и во взрослой жизни. Интеллектом называют эрудицию и образованность человека. Интеллектуалы способны к творчеству, созиданию нового и познанию неизвестного. Более 100 лет назад учёными установлено, что фундамент для развития интеллектуальных способностей человека закладывается в период с рождения до трех лет. В этот период ребенок обладает наилучшей гибкостью мышления и готов к обучению. В полугодовалом возрасте мозг малыша достигает 50% способностей от тех, которыми обладает взрослый человек. А уже к трем годам развитие мозга составляет 70-80%, а к восьми годам уже ничем не отличается от способностей мозга взрослого человека. Поэтому очень важно в период с рождения до трех лет создать для малыша развивающую среду и организовать правильное питание, а стремление к новым знаниям заложено у него уже от природы.

Умный рацион: влияние питания на умственное развитие

Не секрет, что между рационом и умственным развитием есть прямая взаимосвязь. Питание влияет как на формирование головного мозга, так и на его работу в течение всей жизни. Что же должно входить в детское меню, чтобы активизировать способности ребенка к запоминанию и концентрации внимания?

Ученые уже несколько десятилетий проводят исследования о влиянии рациона на умственное развитие детей. Многие гипотезы пока не получили железного подтверждения. Однако сегодня не вызывает сомнений тот факт, что на интеллектуальные способности негативно воздействует недостаточность белковой нормы.

Белок — питательная основа для детского организма, и он должен составлять от 15% до 20% в ежедневном рационе ребенка. Добавим, что правильное соотношение белков,жиров и углеводов для детей равняется 1:1:4 соответственно. Если малыш систематически получает с пищей малое количество белков, страдают все системы его организма, в том числе ЦНС и головной мозг.

Также доказано, что у детей старшего дошкольного и школьного возраста снижается внимание и способность к запоминанию во время учебы, когда они отказываются от завтрака. Постоянное отсутствие завтрака сказывается на успеваемости в целом, поэтому не пренебрегайте столь важной трапезой в меню ребенка.

Кстати, именно в завтраке должны содержаться продукты,которые богаты белком: творог, йогурт, молоко, яйца. В нашей стране не очень много поклонников английского завтрака, содержащего мясо — нам он кажется слишком тяжелым. Но все-таки бутерброд с овощами и постной говядиной или вареной курицей с утра будет очень полезен для ребенка.

Омега-3 жирные кислоты

Ткани головного мозга примерно на 60% состоят из жира. Это гораздо более высокая концентрация, по сравнению с другими человеческими органами. И для питания мозга незаменимы жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. При этом они не воспроизводятся в организме и поступают только с пищей. Можно сказать, что жирные кислоты обеспечивают клетки энергией для лучшего прохождения импульсов от клетки к клетке, что усиливает умственные способности.

Кислоты омега-3 в большом количестве содержатся в льняном семени и льняном масле. Раньше эти продукты и их производные были частым гостем на столах наших предков. Но к сегодняшнему дню ситуация изменилась, и теперь основным источником омега-3 и омега-6 служат жирные сорта рыбы (палтус, осетр, сардина, минога, скумбрия и др.). В меню ребенка желательно включать рыбные блюда дважды в неделю. Правда, это правило не работает, если малыш склонен к аллергическим реакциям. К другим источникам жирных кислот относятся печень трески, морские водоросли, куриные яйца и орехи.

Витамины группы B и C

Разумеется, за многие функции головного мозга несут ответственность и витамины. В первую очередь, стоит упомянуть витамины группы B. Вместе они действуют как защитный экран для нейронов, помогая в производстве красных кровяных клеток, которые переносят кислород. Это, в свою очередь, необходимо для оптимального функционирования мозга.

Витамин В9 (фолиевая кислота) принимает участие в образовании новых клеток мозга, позволяет сохранить как краткосрочную, так и долгосрочную память, а также влияет на скорость мышления. Ребенок должен ежедневно получать необходимую норму фолиевой кислоты, питаясь мясными, рыбными и молочными продуктами. Из продуктов растительного происхождения витамином B9 богаты апельсины, бобовые и зеленые листовые овощи.

Кроме того, важными витаминами для умственного развития считаются В1 (тиамин) и В12 (цианокобаламин). Они в той же степени оптимизируют когнитивные, то есть познавательные, способности и другие функции головного мозга. В1 и В12, как и фолиевая кислота, преимущественно содержатся в продуктах животного происхождения — мясе, рыбе, яйцах, молоке. Соответственно, питание ребенка должно содержать блюда на их основе в достатке.

Витамин C, напротив, в основном находится в свежих овощах и фруктах, хотя он тоже улучшает состояние нейронов головного мозга и нервных клеток. Ребенку будет крайне трудно учиться и адекватно переносить интеллектуальные нагрузки, если в его организме есть дефицит «аскорбинки». Так что на детском столе, вне зависимости от времени года, всегда должны быть цитрусовые, киви, плоды шиповника, сладкий перец и квашеная капуста.

Помимо витаминов, в работе мозга активно участвует и ряд минералов. Так, недостаточность железа в детском организме, даже при отсутствии симптомов железодефицитной анемии, вызывает нарушение внимания и памяти. Этим минералом богаты овсяные хлопья, гречка, фасоль, яблоки и груши.

Но еще большее влияние на умственное развитие оказывает йод. Его острый дефицит вызывает не просто временные ухудшения интеллектуальных способностей, а необратимые последствия для головного мозга. Особенно важно предотвратить гиповитаминоз йода в детском возрасте, когда нервные и мозговые процессы еще находятся на стадии развития. Йодом богаты морские водоросли, креветки, треска и тунец, чернослив, клюква.

Если вы не уверены, что питание ребенка полностью обеспечивает его необходимыми витаминами и минеральными веществами, обсудите с педиатром рацион малыша и проконсультируйтесь по поводу выбора детского поливитаминного комплекса.

10 лучших продуктов для умственного развития детей

Правильное питание – одно из главных условий того, чтобы ребенок рос здоровым и гармонично развивался. Давайте узнаем, что нужно давать детям для обеспечения умственного развития.

Жирная морская рыба содержит полезную для мозговой функции жирную кислоту Омега-3, употребление которой улучшает когнитивную функцию мозга.

Если ребенок охотно ест рыбу, то проблем с введением в рацион лосося быть не должно. сложнее с детками, которые рыбу не воспринимают, в таком случае мамам придется проявить фантазию и “замаскировать“ лосось, добавив его в качестве одного из ингредиентов в овощное рагу, сделать с ним бургер или использовать в качестве начинки для пирога.

В желтках содержится холин – элемент, улучшающий память. Из яиц можно приготовить замечательный завтрак, или сделать омлет с овощами и дать школьнику в качестве обеда.

Арахис – источник витамина Е, антиоксиданта, защищающего нервные мембраны в мозгу. Несоленый арахис можно давать ребенку в качестве перекуса, добавлять в салаты или выпечку.

4. Цельное зерно

Человеческий мозг для нормального функционирования требует определенное количество глюкозы. Цельное зерно содержит и глюкозу, и клетчатку, а также витамины группы В, питающие нервную систему.

Овсяная каша – это лучший завтрак для ребенка, потому что она содержит витамин Е, Б, потассиум и цинк. Овес можно класть вместе с мукой в пироги, оладьи, сырники, либо сделать из овсяных хлопьев гранолу и есть по утрам с молоком.

Клубника, черника, вишня, малина, ежевика и другие ягоды содержат антиоксиданты, предотвращающие раковые заболевания. Свежие ягоды можно есть просто так, в качестве добавки к каше, творогу или йогурту, добавлять в выпечку.

Фасоль, горох, нут и чечевица очень полезны для детей благодаря содержанию протеина, сложных углеводов и клетчатки, а так же витаминов и минералов. Бобовые можно есть с любым томатным соусом, как гарнир или как дополнение к салату.

8. Разноцветные овощи

Помидоры, брокколи, баклажаны, тыква, морковь, шпинат, болгарский перец, кукуруза – овощи ярких насыщенных цветов содержат большое количество антиоксидантов, восстанавливающих поврежденные клетки.

9. Молоко и йогурт

Читай также: Как правильно составить рацион ребенка школьного возраста

Молочные продукты богаты протеином и витаминами группы В – важным компонентом для роста мозговой ткани, образования нейротрансмиттеров и энзимов.

10. Нежирная говядина

Нежирное красное мясо – источник железа и цинка, способствующие улучшению когнитивной функции мозга. Употребление нежирного мяса вместе с пищей, богатой витамином С (помидоры, болгарский перец) помогают организму лучше усваивать железо.

Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие ребенка» Влияние семьи на развитие ребенка Подготовила педагог-психолог Ермишина Л. И. 01.10.2018 Семья для ребенка – это место его рождения и основная.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие ребенка» Составила ст. воспитатель МБДОУ детского сада «Теремок» Как влияют гаджеты на развитие ребенка? Ребёнок, увлечённый гаджетом, сначала совсем.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воз­действие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика.

Читайте также  Образ жизни йогов и питание

Консультация для родителей «Влияние современных мультфильмов на развитие детей» В современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа Консультация.

Особенности детского питания

Ребенок с самого раннего возраста должен правильно питаться. Это одна из главных задач родителей. Правильно составленный рацион питания положительно отражается на здоровье ребенка, его настроении и успехи в школе.

Общая информация

Питание играет немаловажную роль в развитии организма, умственной деятельности. Потребляя только правильную и здоровую еду ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.

По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно. В ином случае могут наблюдаться различные проблемы: отставание в росте и развитии, частые болезни.

Главные принципы правильного рациона питания

Можно выделить несколько основных принципов, которыми стоит руководствоваться не только детям, но и взрослым:

Энергетическая ценность пищи должна в полной мере соответствовать энергетическим затратам в течении всего дня;

Следовать правильному режиму питания;

Нужно позаботиться о сбалансированном и разнообразном рационе питания, чтобы организм получал необходимое количество полезных веществ;

Продукты питания должны проходить правильно обрабатываться. Это позволит добиться приятного вкуса и сохранить питательную ценность еды;

Учет личных вкусовых предпочтений;

Следование санитарным нормам касаемо хранения продуктов питания и их приготовления.

Следуя простым правилам, можно сделать рацион ребенка правильным. Это позволит избежать в дальнейшем множества заболеваний, а также обеспечит организму его правильное развитие.

Особенности детского питания

Вместе с продуктами детского питания организм должен получать необходимое количество полезных питательных веществ.

Белки

Считаются главным строительным материалом, без которого невозможно появление новых клеток, развитие организма и рост. Если в пище не хватает белка, это негативно отражается на иммунитете, может привести к замедленному развитию. С первых дней жизни в рационе малыша должно присутствовать молоко и молочные продукты.

Не менее значимый компонент. Жиры поддерживают и укрепляют иммунную систему, возобновляют затраченную энергию. В жирах содержатся витамины А и Д, которые особенно важны для детского организма.

Углеводы

На углеводы возложена энергетическая функция. Их излишек приводит к ожирению. Дети, которые потребляют большое количество углеводов, чаще остальных болеют.

Витамины

Организм ребенка в большей степени нуждается в витаминах А и Д. Витамин А отвечает за работу эндокринной системы. При нехватке витамина Д может развиваться рахит. Витамины В отвечают за работу головного мозга.

Минералы

В рационе ребенка должна присутствовать пища, в которой содержатся следующие минералы: железо, кальций и йод.

Как организовать правильный режим питания

Рацион школьника зависит от его возраста. Детям школьного возраста нужно питаться как минимум 4 раза на день.

При организации режима питания стоит руководствоваться следующими правилами:

В пище должно содержаться не менее 60% белков;

В рационе должны быть злаки, картофель и хлеб;

Меню должно быть разнообразным и сбалансированным;

Количество углеводов должно в 4 раза превышать количество жиров и белков;

Нужно следовать режиму питания;

Потреблять рыбу минимум 2 раза на неделю;

Каждый день есть свежие фрукты и овощи;

Меню на каждый день также должно включать молочную продукцию;

Жирная пища и сладкое допустимы, но в небольших количествах и не в качестве замены основной пищи;

В меню должны быть свежевыжатые соки.

Детская диета

Если ребенок не страдает от чрезмерного веса и чувствует себя отлично, то готовить еду можно любыми методами. Но количество слишком жаренной пищи стоит свести к минимуму. Меню школьника должно включать вареную, тушеную и запеченную еду. Если у ребенка лишний вес, то жареную еду нужно давать реже.

Для полных деток нужно составить диетическое меню, но при этом питание должно быть разнообразным и сбалансированным. В рационе должно присутствовать побольше свежих овощей, рыбы и молочной продукции.

Родителям стоит знать список продуктов, которые негативно влияют на организм ребенка. Из рациона нужно исключить или ограничить прием следующих продуктов:

Сахар – употреблять в редких случаях и в небольшом количестве. Приводит к полноте;

Продукты с пищевыми красителями и консервантами;

Магазинный майонез, кетчуп и прочие соусы;

Продукты и напитки, в которых присутствует кофеин;

Фастфуд (хотдоги, гамбургеры);

Все эти продукты тяжело полностью исключить из меню, но ограничить их прием вполне реально.

Возможные проблемы из-за несоблюдения режима питания

Если не уделять питанию ребенка должного внимания, то появятся проблемы со здоровьем:

Замедление роста и развития;

Появление лишнего веса;

Гастрит. Часто появляется у детей, который не хотят полноценно завтракать, едят острую пищу и фастфуд;

Отмечается нехватка железа и йода в организме;

Ухудшение общего самочувствия.

Девочки в подростковом возрасте могут сидеть на строгих диетах, желая выглядеть стройной и красивой. Это также негативно отражается на организме.

Молодые парни портят свое здоровье разными гормональными препаратами, чтобы иметь красивое тело.

Таким образом, правильное питание очень важно для детей с самого раннего возраста. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети питались только качественными и свежими продуктами, соблюдая режим питания. Это позволит предотвратить многие проблемы и заболевания.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Авторизуйтесьчтобы оставлять комментарии

Возрастные ограничения 18+

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности ЛО-77-02-011246 от 17.11.2020 Скачать.

Питание, умственное развитие и поведение детей

Для успешных занятий надо знать особенности девочек и мальчиков. Развитие ребёнка в 10 месяцев (физическое) снижает темп. На сон у малыша уходит от 12 до 14 часов, как и раньше. За месяц он должен прибавить примерно 400 граммов. К концу этого возрастного периода грудничок должен приобрести такие навыки:

  • Умение самостоятельно вставать, стоять, садиться;
  • Возможность легко переворачиваться;
  • Способность ходить, опираясь руками на стены или мебель.

Согласно данным отечественных педиатров, нормы роста и веса для мальчиков и девочек десяти месяцев выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 10,9
Вес девочек, кг 7,9 10,1
Рост мальчиков, см 69,1 76,9
Рост девочек, см 69,0 75,3

Всемирная организация здравохранения принимает за норму следующие значения:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,4 11,4
Вес девочек, кг 6,7 10,9
Рост мальчиков, см 68,7 77,9
Рост девочек, см 66,5 76,4
Окружность головы мальчиков, см 42,9 47,9
Окружность головы девочек, см 41,5 46,9

Этот период идеален для начала обучения ходьбе, ведь ножки малыша стали довольно крепкими. Сначала нужно купить удобные детские ботинки. Родители ошибаются, когда ставят приоритет на миловидности и дизайне. Куда важнее такие показатели, как практичность, удобство и мягкость. По размеру обувь следует выбирать с учётом того, что перед большим пальцем должно быть свободное пространство — он не должен упираться в стенку.

Не нужно покупать ботиночки, на которых нет задника. Ножки грудничка ещё недостаточно развиты, чтобы фиксировать неустойчивую ступню. Важно относиться к выбору обуви ответственно, ведь от этого зависит правильность формирования походки. Ошибка может отразиться на состоянии позвоночника.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности. Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе. Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель. Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот. Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Перечисленные навыки касаются как мальчиков, так и девочек. Ребёнок в 10 месяцев должен уметь использовать прикосновения, улыбки и жесты. Они являются его основными способами контакта как с другими малышами, так и со взрослыми.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.

Питание, умственное развитие и поведение детей

С точки зрения физиологии пищевое поведение является внешним проявлением чувства голода –субъективного ощущения в виде слабости, головокружения, чувства «сосания под ложечкой». Так организм подает сигнал о том, что ему нужна пища, питание для поддержания нормального состояния внутренней среды (гомеостаза) и обеспечения дальнейшей жизнедеятельности.

Чувство голода – это проявление пищевого инстинкта — одного из основных, самых древних и сильных инстинктов, основы выживания в природе любого живого вида. В ответ на возникновение чувства голода появляется стремление найти пищу и съесть ее, достичь чувства насыщения, одновременно с которым возникает и естественное чувство удовольствия.

Пищевое поведение и другие пищевые функции человека регулируются так называемым «пищевым центром» – сложной системой, включающей в себя гипоталамус, лимбическую систему, ретикулярную формацию и передние отделы коры больших полушарий головного мозга.

Ведущим отделом пищевого центра является гипоталамус, в ядрах которого находятся «центр голода» и «центр насыщения». Эти центры находятся во взаимно противоположных отношениях — когда один из центров возбужден, другой находится в покое.

Лимбическая система участвует в формировании мотиваций по отношению к пище (булимия, анорексия, нарушение дискриминаторного аппетита), в ней содержится большое количество биогенных аминов (серотонин, дофамин, норадреналин) и нейропептидов (эндорфин, энкефалин и др.). Они регулирует чувство удовольствия и неудовольствия, ощущения «награды» и «наказания» и играют большую роль как в правильном пищевом поведении, так и в возникновении и закреплении его нарушений.

Ретикулярная формация в значительной степени определяет общий уровень активности ЦНС. Она контролирует состояния сна и бодрствования, передает сенсорную информацию к лимбической системе, способствуя ее эмоциональной окраске; обеспечивает вегетативные регулирующие функции, в том числе в таких жизненно важных рефлексах, как рефлекторный акт сосания, жевания, глотания, кашля, чихания, рвоты и др.; обеспечивает контроль за активацией скелетной мускулатуры и активностью гладкой мускулатуры.

Передние отделы коры головного мозга принимают участие в формировании сложных поведенческих актов в ответ на изменения и воздействия внешней среды. Кора головного мозга в отличие от эволюционно более ранних, низлежащих, отделов головного мозга способна сохранять следы полученной информации на протяжении всей жизни. Она обеспечивает долговременную память.

В более широком понимании под пищевым поведением человека понимают комплекс вкусовых и диетических предпочтений, режима питания, сформировавшийся под влиянием биологических, культурных, социальных и семейных факторов.

Механизм пищевого поведения чрезвычайно сложен и изучен не достаточно. Нарушениям пищевого поведения в последнее время уделяется большое внимание, так как они очень распространены и могут вызывать опасные осложнения. Следствием нарушения пищевого поведения могут стать серьезные психические и телесные заболевания, вплоть до смертельного исхода.

Какие ошибки родителей способствуют формированию неправильного пищевого поведения?

Развлечения во время еды

Удовольствие от еды – одно из самых основополагающих и древних удовольствий. Ни в коем случае нельзя подавлять его другими удовольствиями – одновременным просмотром мультфильмов, рассказыванием сказок и другими развлечениями во время еды. Это приводит к тому, что ребенок отвлекается на происходящее, ест автоматически, не сознавая важность еды. И не закрепляет удовольствия от еды. В конечном итоге прием пищи у него начинает ассоциироваться именно с развлечением.

Еда должна соответствовать возрасту и весу ребенка. Её прием должен быть регламентирован, подчинен правильному режиму. Нельзя отвлекать, развлекать ребенка едой, совать ему в рот конфетку, чтобы не капризничал.

Ребенок должен понимать, что еда нужна ему, а не его родителям. Не следует заставлять ребенка есть больше, чем он хочет и может. У него, так же, как у всякого человека, иногда нет аппетита. Например, в жаркую погоду, во время болезни или хандры.

Грубое или безразличное поведение с ребенком во время кормления

Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, заставлять доедать все до последней ложки, ставить условия. «Не съешь – будешь сидеть до вечера!». Лучше сделать порцию поменьше, чтобы ребенку захотелось добавки. Отстраненное, равнодушное поведение родителей во время кормления также недопустимо.

В семье должна быть создана культура поведения за столом. Соблюдение правильного режима питания, совместная еда детей и взрослых, приятные спокойные разговоры за столом, красивая сервировка стола, аппетитная, здоровая, свежая и вкусная пища будут способствовать формированию правильных пищевых привычек и пищевого поведения.

Нарушения пищевого поведения у детей отличаются большим разнообразием, различной степенью выраженности и обусловлены сочетанием многих факторов.

Говоря о детях с различной неврологической патологией, с задержкой психоречевого развития, с расстройствами аутистического спектра, необходимо помнить, что среди таких детей отклонения в пищевом поведении встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей. Это вызвано поражением структур, отвечающих за возникновение аппетита, за чувство насыщения; обеспечивающих механизмы сосания, жевания, глотания. Эти физиологические причины нарушений пищевого поведения могут усугубляться любыми причинами психологического плана.

Наиболее глубокие и разнообразные нарушения пищевого поведения встречаются при расстройствах аутистического спектра .

У детей с расстройствами аутистического спектра нарушения отмечаются с первых месяцев жизни в виде вялого сосания, срыгивания, рвоты, икоты, запоров, поносов, метеоризма, отказа от еды днем и еды ночью или во сне, снижения или повышения аппетита. Во втором полугодии жизни появляется выраженная избирательность в еде и отказ от жевания твердой пищи.

У большинства детей наблюдаются младенческие кишечные колики с приступами беспокойства, плача, вздутием живота. Такие дети могут проявлять равнодушие и даже негативное отношение к грудному вскармливанию. Они не принимают на руках у матери удобной для вскармливания позы, лежат как куклы, выворачиваются. Ребенок даже в случае длительного перерыва между кормлениями может не проявлять своего голода плачем, лежит тихо, пока мать сама не подойдет к нему. Отмечаются трудности с введением прикорма, с переходом к кормлению с ложки. Несмотря на отсутствие неврологической патологии у детей с РАС может отмечаться поперхивание при еде.

Другой проблемой детей с РАС является настороженное отношение к еде. Ребенок отказывается пробовать новую пищу. С возрастом он окружает прием пищи различными ритуалами, допускает к кормлению только избранных.

У пассивных детей отмечается медленное пережевывание пищи, задержка ее во рту, закладывание за щеку. Дети могут играть с едой, размазывать ее по столу и одежде. Выраженная интеллектуальная недостаточность может сопровождаться синдромом Пика – поеданием бумаги, мела и других несъедобных вещей.

Становясь более взрослыми дети с расстройствами аутистического спектра проявляют все большую избирательность в еде вплоть до перехода на питание каким-то одним продуктом.

Состояния, вызванные органическими поражениями нервной системы, также сопровождаются различными нарушениями пищевого поведения.

У детей с органическими поражениями ЦНС в возрасте до года отмечаются частые срыгивания, рвота, метеоризм, диарея, запоры. Может отмечаться пассивное бодрствование, снижение аппетита или, напротив, беспокойство, плач, необходимость особого режима кормления. Дети долго не могут овладеть навыками жевания и глотания твердой пищи, научиться пользоваться ложкой. Приблизительно к году педагогические подходы к обучению ребенка навыкам самообслуживания, терпение и эмоциональная вовлеченность при кормлении и уходе за ним оказывают все более значимое влияние. По мере взросления нарушения пищевого поведения становятся индивидуально выраженными, в их формировании значительно возрастает роль психогенных факторов.

Зачастую проблемы при приеме пищи у детей с ДЦП и другими диагнозами приводит к возникновению вторичных осложнений, например, проблемам с зубами и деснами. Если у ребенка плохо развит навык глотания или пережевывания пищи, то она в том или ином количестве остается в ротовой полости и застревает в зубах. Дальше она начинает портиться и тем самым нарушает кислотно-щелочной баланс всей полости рта. Усугубляют существующую проблему различные сложности при чистке зубов, в особенности при гиперкинетической форме.

В связи с тем, что на пищевое поведение оказывают влияние различные факторы, изучение и решение проблемы требует мультидисциплинарного подхода и привлечения специалистов в области психиатрии, терапии, педиатрии, детской неврологии, нейрофизиологии, эндокринологии, клинической психологии, социологии и др. Каждый случай сугубо индивидуален, и то что работает с одним ребенком, может быть абсолютно неэффективно с другим.

Специалисты медицинского центра «Первый шаг» всегда готовы помочь своим пациентам в решении любых, самых трудных задач. Высокая квалификация, большой опыт и искренняя заинтересованность является залогом нашей успешной работы.

Прежде всего мы определяем причины нарушения пищевого поведения, а затем подбираем наиболее эффективные способы борьбы с ними. Наиболее часто бывает достаточно консультативных бесед с родителями, чтобы они могли со стороны посмотреть на свои ошибки.

ООО «ТИМА», 420037, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Айдарова д.22, помещение 1015
ИНН 1661035100, КПП 16610001, ОГРН 1131690001959.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-16-01-006354 от 15.11.17 г.

Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Указанные цены на сайте приведены как справочная информация и могут быть изменены в любое время без предупреждения. Для получения подробной информации о стоимости, сроках и условиях просьба обращаться по телефонам мед.центра.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Питание, умственное развитие и поведение детей

Все родители мечтают вырастить своего малыша здоровым и умным человеком. Американские ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что интеллект ребенка во многом зависит не от количества и качества обучения, а от правильного сбалансированного питания. Участниками эксперимента были дети с момента рождения до исполнения им 32 лет. Благодаря правильному питанию с раннего детства, эти дети показали лучшие познавательные и интеллектуальные способности. Ученые считают, что витаминизированное питание является маркером детского мозгового развития, интеллект детей получивших сбалансированное питание остается высоким и во взрослой жизни.

Интеллектом называют эрудицию и образованность человека. Интеллектуалы способны к творчеству, созиданию нового и познанию неизвестного. Более 100 лет назад учёными установлено, что фундамент для развития интеллектуальных способностей человека закладывается в период с рождения до трех лет. В этот период ребенок обладает наилучшей гибкостью мышления и готов к обучению. В полугодовалом возрасте мозг малыша достигает 50% способностей от тех, которыми обладает взрослый человек. А уже к трем годам развитие мозга составляет 70-80%, а к восьми годам уже ничем не отличается от способностей мозга взрослого человека. Поэтому очень важно в период с рождения до трех лет создать для малыша развивающую среду и организовать правильное питание, а стремление к новым знаниям заложено у него уже от природы.

Вот какими продуктами должен питаться ребенок для укрепления и развития интеллекта:
1. Грудное молоко. Первой пищей для малыша с рождения становится грудное молоко. Доказано, что дети, которых до 2-х летнего возраста мамы кормили грудью, отличаются более высокими интеллектуальными способностями. Грудное молоко содержит много полезных веществ, жирных кислот, аминокислот.

2. Фрукты и овощи. Овощи и фрукты содержат много углеводов, которые необходимы ребенку для восполнения энергозатрат и умственного развития. Овощи можно приготовить на пару, так они лучше усваиваются и сохраняют больше полезных свойств. Фрукты употреблять надо в свежем виде. Для улучшения мозговой активности нужно включить в рацион продукты, богатые бором. Бора много в яблоках, брокколи, грушах и винограде. Для концентрации внимания необходимо употреблять в пищу больше продуктов, содержащих железо. Железа содержится много в фасоли, гранатах, яблоках зеленых овощах и сухофруктах.

3. Рыба. Красная океаническая рыба, например, семга и форель, богата цинком, который способствует улучшению памяти и концентрации внимания. Также рыба содержит много йода и жирных кислот Омега-3 . Йод и жирные кислоты Омега-3 жизненно необходимы для работы мозга.

4. Мясо. Мясо — основной источник белка, железа и других веществ, стимулирующих активную деятельность и рост организма ребенка. Мясо необходимо для полноценного развития молодого организма и поэтому придерживаться вегетарианского питания в раннем возрасте не стоит. Мясо должно быть молодым и свежим, лучше всего телятина, которое богато витамином D. Малышам мясо лучше давать отварное и прокрученное через мясорубку, избегайте употребления жаренного или жирного мяса.

5. Орехи и семечки. Орехи и семечки помогают бороться с утомляемостью и улучшают память, они содержат витамины В1, В2, В3. Однако орехи и семечки являются высококалорийными продуктами, их употреблять в пищу надо в небольшом количестве. Для развития мозга особенно полезен грецкий орех. Было доказано, что если есть ежедневно по две штуки грецкого ореха, то уже через месяц память значительно улучшается. Кедровые орехи поставляют в детский организм легкий белок, а фундук — ценный витамин Е. Также можно заправлять салаты маслом грецкого ореха, которое содержит целый комплекс биологически активных веществ, благотворно влияющих на сосуды головного мозга.

Диетологи советуют, для достижения максимального эффекта в умственном развитии ребенка нужно придерживаться раздельного питания. Это значит, что за один прием пищи ребенок должен есть только сочетающиеся продукты. Придерживаясь раздельного питания с употреблением продуктов способствующих развитию интеллекта, вы очень скоро заметите, как улучшилась реакция ребенка и его способность рассуждать. Ему и в школе будут легче даваться знания по всем предметам.

— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»