Проблемы питания у детей и подростков
Расстройства пищевого поведения у подростков
По нарушениям пищевого проведения проведено множество исследований, написано немало работ. Мы хотим познакомить вас с некоторыми из результатов таких исследований и статистическими данными, которые не могут не вызывать тревогу.
- 95% людей с расстройствами пищевого поведения являются молодыми людьми в возрасте от 12 до 25 лет
- 40-60% девочек 6-12 лет обеспокоены своим весом, и эта озабоченность продолжается всю жизнь.
- среди учащихся старших классов 44% девушек и 15% молодых людей озабочены снижением веса
- 35% «нормальных людей» переходят к патологической диете, у 20-25% из них впоследствии диагностируется различные расстройства пищевого поведения
- более чем у половины девочек-подростков и почти у трети мальчиков-подростков наблюдается нездоровое поведение, связанное с контролем веса (например, пропуск еды, пост, курение сигарет, «чистка»)
Причины расстройств пищевого поведения
Считается, что расстройства пищевого поведения являются результатом одного или нескольких биологических, поведенческих и социальных факторов, включая генетику, неприятные переживания / травмы, давление со стороны сверстников, травля, наличие членов семьи с похожими пищевыми нарушениями.
Расстройства пищевого поведения протекают довольно сложно, большинство из них начинается со случайной или целенаправленной потери веса, которая может привести к нездоровым мерам по поддержанию этой потери.
В предподростковом и подростковом возрасте трудности, связанные с едой, могут быть особенно сложны для детей, испытывающих в это время эмоциональные и физические изменения, а также школьное, семейное или иное давление.
Внешние факторы
Многие подростки говорят, что непринятие своего тела начинается с насмешек или даже травли со стороны сверстников по поводу внешнего вида. Независимо от того, происходит ли это под видом невинного прозвища в семье или в случае жестокого преследования со стороны сверстников, чувство стыда является мощным фактором, способствующим развитию у подростка расстройства пищевого поведения. В частности, разговоры вокруг темы «жира» и обсуждений тела в негативном контексте, часто приводит молодых женщин к пищевым расстройствам.
Семьи могут сыграть важную роль в предотвращении или прекращении подобных проблем на ранней стадии, занимая правильную позицию в таких разговорах и серьезно относясь к проблеме травли, будучи готовыми прийти ребёнку на помощь.
Диагностика расстройств пищевого поведения
Ранняя диагностика и лечение расстройств пищевого поведения увеличивает вероятность полного выздоровления. Однако родители многих подростков не обращаются за помощью пока заболевание ребёнка не доходит до поздней стадии. Одна из причин заключается в том, что подростки часто пытаются скрыть свое поведение, отрицая существование проблемы. Родители также могут не знать о том, как выглядят признаки и симптомы заболевания.
«Нормальный вес» подростка не является гарантией отсутствия проблем. Он(она) может питаться как все, но тайно ограничивать приемы пищи, переедать, устраивать «чистки» или создавать чрезмерные физические нагрузки.
В зависимости от проявляемых признаков пищевые расстройства относят к различным типам.
Типы расстройств пищевого поведения
Расстройство пищевого поведения обычно определяется как навязчивое желание похудеть или интенсивный страх перед набором веса. Расстройствами такого характера, наиболее распространенными среди подростков, являются анорексия, булимия, переедание. Но даже пациенты, которые не соответствуют всем клиническим критериям расстройства, могут иметь серьезные риски и должны иметь возможность обратиться за медицинской помощью.
Анорексия
Подростки с анорексией могут идти на крайние меры, чтобы избежать употребления пищи и контролировать количество и состав продуктов, которые они едят. Они могут стать предельно худыми и все же говорить о «лишнем весе». Они продолжают соблюдать диету даже при чрезвычайно низком весе, потому что имеют искаженное представление образа своего тела.
Признаки анорексии могут включать:
- искаженное представление о своем весе, размере или форме,
- приемы пищи в тайне / неспособность есть в присутствии других,
- озабоченность едой,
- избегание определенных продуктов,
- навязчивый подсчёт калорий и / или граммов жира в рационе,
- отрицание чувства голода,
- разработка ритуалов вокруг приготовления пищи и ее употребления,
- социальная изоляция,
- выраженные эмоциональные изменения, такие как раздражительность, депрессия и беспокойство.
Физические признаки анорексии включают быструю или чрезмерную потерю веса, ощущение холода, усталости и слабости, истончение волос, отсутствие менструальных циклов у женщин, головокружение или обмороки.
Подростки с анорексией часто ограничивают себя не только в употреблении пищи, но и в отношениях, социальной деятельности и получении приятных переживаний.
Булимия
Подростки с нервной булимией обычно «переедают и очищаются». Они могут неконтролируемо поглощать еду, что обычно сопровождается компенсаторным поведением: вызывают у себя рвоту, используют слабительные, клизмы, пытаются голодать или подвергают себя большим физическим нагрузкам.
Подростки с булимией часто остаются незамеченными из-за способности поддерживать нормальный вес тела.
Признаки булимии могут включать:
- употребление необычно большого количества пищи без видимого изменения веса,
- изнурение себя физическими упражнениями,
- периодическое голодание,
- особые привычки питания или ритуалы,
- частые посещения ванной после еды,
- неправильное использование слабительных, мочегонных.
Физическими признаками булимии являются: неприятный запах изо рта, боль в животе, нерегулярные или отсутствующие менструации, слабость и утомляемость.
Подростки с булимией, также, как и с анорексией, часто озабочены весом и формой тела, а восприятие образа тела часто бывает искажено. Клинический диагноз «булимия» ставится пациенту если он «очищает себя», избавляясь от съеденного, в среднем один раз в неделю в течение, по крайней мере, трех месяцев подряд.
Переедание
Переедание характеризуется неконтролируемым употреблением пищи, сопровождаемым чувством стыда и вины. В отличие от больных булимией подростки, страдающие перееданием, обычно не компенсируют переедание голодовкой или чем-то другим.
Подростки с перееданием обычно имеют избыточный вес. Они чувствуют, что не могут справится со своим поведением и едят втайне.
Признаки переедания могут включать:
- употребление необычно большого количества пищи в течение определенного периода времени (в течение 2 часов),
- быстрое поглощение пищи,
- поедание пищи в тайне из-за чувства смущения от того, сколько они едят,
- еда во время стресса,
- ощущение отсутствия контроля за количеством съеденного и отвращение к себе после переедания.
Большинство физических признаков и симптомов, связанных с перееданием, являются долгосрочными, включают увеличение веса, часто приводящее к ожирению, высокое кровяное давление, диабет, нерегулярный менструальный цикл, кожные заболевания и болезни сердца.
Лечение расстройств пищевого поведения
Лечение расстройств пищевого поведения у подростков эффективно при междисциплинарном подходе. Этот подход предполагает
- медикаментозное лечение,
- наблюдение у психиатра,
- индивидуальную, групповую и, в частности, семейную психотерапию,
- нормализацию питания, направленной на восстановление здоровья и веса тела.
В конечном итоге предполагается изменение поведения, связанного с приемом пищи и физическими упражнениями. Лечение всегда должно основываться на комплексной оценке личности и семьи.
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).
Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.
За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.
Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рациональное питание детей и подростков — RSS
Рациональное питание детей и подростков
Преобразовать Рациональное питание детей и подростков в DOC
Преобразовать Рациональное питание детей и подростков в PDF
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
6 лет (школьники)
11-13 лет (мальчики)
11-13 лет (девочки)
14-17 лет (девушки)
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
С 11 лет и старше
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Проблемы питания у детей и подростков
Школьный возраст является тем ключевым периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит резкая гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания. Интенсивный рост и увеличение массы тела в подростковый период сопоставимы по своей интенсивности лишь с периодом раннего детства. Поступление с пищей достаточного количества белка, минеральных солей, витаминов, микроэлементов является необходимым условием нормального роста и формирования костной ткани, скелетно-мышечного аппарата и умственного развития. Глубокая эндокринная перестройка, происходящая в школьном возрасте, на фоне несбалансированного рациона питания создает определенные предпосылки для возникновения нарушений обмена веществ, развития избыточного веса и ожирения.
Организм подростка расходует много энергии на учебные занятия в школе, уроки физкультуры, посещение секций, работу на компьютере. Особенно с большими энергетическими затратами связаны движение, игры, занятия физкультурой и спортом.
Рацион питания
Основным источником энергии служит пища. Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, то есть подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров.
Белки идут на построение тканей и органов тела: мышц, нервов, крови, мозга, сердца. Особенно важны белки для образования защитных сил организма – так называемых иммунных тел. Белки содержатся в мясе, индейке, рыбе, молоке, яичном белке, твороге, сыре, орехах, в бобовых (зеленый горошек, фасоль, чечевица). В рацион школьника должно входить ежедневно по 200 грамм мяса или курицы, разделенное на два приема (обед, ужин). Рыбу стоит употреблять 2-3 раза в неделю по 100 г, творог – 3 раза в неделю по 100 г, сыр – ежедневно по 50 г, натуральный йогурт или кефир – 150мл.
Жиры и углеводы играют существенную роль в обмене веществ организма подростка. Их количество в питании подростка отражается на его массе тела. Наиболее ценны для подростков молочные жиры (сливочное масло, сливки, сметана). Они хорошо усваиваются и являются источником витаминов A и D. В дневной рацион необходимо также включать 10 — 20 г растительного масла, содержащего важные для быстрорастущего организма жирные кислоты семейства Омега 6.
Углеводы содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения – в сахаре, хлебе, крупах, макаронах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах. Каши полноценные, не из пакетика! Макароны из твердых сортов пшеницы, хлеб зерновой, картофель дадут энергию школьнику на 4 часа.
Много быстрых сахаров в конфетах, варенье, повидле, меде и других кондитерских изделиях. Употребляя их на завтрак, школьник уже через 2 часа будет голоден, у него ухудшится способность к обучению.
Торты, пирожные, вафли, шоколадки и шоколадные конфеты содержат не только много сахара, но и растительный жир. При производстве кондитерских изделий часто используются дешевые масла (пальмовое, кокосовое), которые оказывают негативное влияние на органы желудочно-кишечного тракта подростка и способствуют развития избыточного веса. Школьники должны быть ориентированы, сколько им можно потреблять сладостей: 2-3 конфеты в день, но только через 1,5 часа после полноценного приема пищи.
Значительная часть минеральных веществ, поступающих с пищей, используется для роста костей и образования зубов. Недостаток солей кальция и фосфора в питании приводит к неправильному развитию костей, порче зубов и нарушению деятельности центральной нервной системы подростка. Наиболее богаты кальцием и фосфором молоко, молочные продукты (особенно творог, сыр твердый). Рекомендуется детям давать молоко, творог, йогурт. Кефир с низким и средним процентом жирности, так как излишний жир блокирует всасывание кальция. С сыром – наоборот. Лучше давать детям твердые, выдержанные сорта сыра, чем плавленый сыр или мягкие сыры. Не забывайте, что кальций содержится также в рыбе. Порция рыбы (100грамм) снабдит организм подростка кальцием на 35% от суточной нормы.
Полезно готовить подросткам сырники, вареники, кашу с молоком, молочные супы, а к мясным и рыбным блюдам обязательно давать овощные гарниры. Это позволит регулировать правильное соотношение кальция и фосфора в организме подростка. Соли кальция, содержащиеся в растительных продуктах (орехи, сельдерей, зеленая фасоль, капуста, курага), плохо усваиваются организмом подростка. При сочетании продуктов растительного и животного происхождения (например, молоко с крупами) усвоение кальция значительно повышается.
Соли фосфора поступают в организм из продуктов животного и растительного происхождения (печень, сыр, рыба, бобы, орехи, крупы и др.). Они оказывают благоприятное действие на центральную нервную систему подростка, особенно в период напряженной умственной работы. Разнообразное питание удовлетворяет суточную потребность организма подростка в минеральных веществах, в частности в соли. Поваренная соль придает вкус пище, а также используется организмом подростка для выработки соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока и играющей большую роль в переваривании пищи. В сутки подросток должен потреблять 8-10 г поваренной соли, лучше морской или йодированной. При ее недостатке у подростка могут возникнуть серьезные расстройства: нарушается работа сердца, появляются головокружение и обмороки.
Про витамины
Серьезной проблемой у подростков является дефицит на 30% витаминов А, Е, В1, В2, микроэлементов кальция, железа, цинка, селена, йода. Это ведет к возникновению у детей таких алиментарно-зависимых состояний как задержка роста, железодефицитная анемия, снижение способности к обучению, ухудшение зрительной и слуховой памяти. Дефицит витаминов А, Е, С и микроэлементов цинка, селена служит одной из причин снижения работы иммунной системы.
Отсутствие в пище подростка витамина А или каротина, который в организме превращается в витамин А, вызывает у подростка заболевание глаз (куриная слепота), снижает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; кожа лица и рук у подростка становится шершавой, неэластичной, волосы теряют блеск и выпадают. Содержится витамин А в молочных жирах, сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбьем жире, печени, моркови, помидорах, тыкве, абрикосах, хурме.
Витамин D необходим для роста и развития подростка, он участвует в минеральном обмене, нормализует отложение солей кальция и фосфора в костях. Витамин D содержится в яичном желтке, икре, молоке, сливочном масле.
Витамин В2 (рибофлавин) повышает усвояемость пищи, участвует в обмене веществ и кроветворении, оказывает влияние на рост подростка. Содержится витамин В2 в молоке и в молочных продуктах (творог, сыр), яйцах, дрожжах.
Недостаток в пище витамина С (аскорбиновая кислота) снижает сопротивляемость организма подростка к инфекционным заболеваниям, вызывает кровоточивость десен, сонливость, ослабляет внимание и память подростка. Длительное отсутствие в пище витамина С может привести к цинге. Витамин С содержится главным образом в свежих овощах, ягодах и фруктах (лук зеленый, черная смородина, шиповник, лимон, апельсин, салат, помидоры, капуста).
Распорядок приема пищи
Для нормального роста и развития подростка необходим правильный режим питания, предусматривающий соблюдение времени приема пищи, рациональное распределение ее по массе, калорийности и объему.
Прием пищи в одни и те же часы поддерживает у подростка хороший аппетит, способствует своевременному выделению желудочного сока. Подросток должен есть не реже 4-5 раз в день, то есть каждые 3-3,5 часа. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Завтрак, должен содержать полноценное блюдо – кашу, омлет, творог, а также горячий напиток – чай, какао, отвар шиповника.
Второй завтрак может быть легким – фрукты, йогурт, бутерброд с сыром и обязательно вода. Обед: предпочтительно первое блюдо и обязательно второе мясное гарниром и салатом из овощей со сметаной или растительным маслом.
В промежутках между обедом и ужином рекомендуется употреблять фрукты, компоты из сухофруктов.
Ужин достаточно легкий, можно кашу, рыбное блюдо с гарниром или творожное блюдо.
За 1 час до сна, если школьник голоден, можно предложить кефир, йогурт или ряженку с булочкой, печеньем.
Не забывайте про чистую воду, подростку рекомендовано выпивать более 1 литра чистой воды, помимо чая, соков, супа и кефира.
Врач-диетолог Медицинского центра «Альтамед +» в Одинцово Кандидат медицинских наук Будко Елена Анатольевна.
Профилактика пищевых нарушений у детей
Меньшикова Майя Константиновна
Нарушение пищевого поведения – это комплекс симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов.
Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующий поступление в организм пищевых веществ.
Еще в возрасте 3-4 месяцев внутриутробного периода начинает формироваться вкусовая чувствительность (привкус околоплодных вод обусловлен рационом мамы). После рождения идеальным питанием для ребенка является грудное молоко.
Снижение аппетита происходит по разным причинам: во время болезни, при прорезывании зубов, в стрессовых ситуациях, при ограничении физической активности. В последнее время, все чаще приходится сталкиваться со снижением аппетита у детей первого года жизни. Показатели отказа от еды выше в группе детей с нарушениями развития.
Среди жалоб у детей с нарушением пищевого поведения чаще всего возникают: отсутствие чувства голода (ребенок не просит есть), отказ от еды (активное эмоциональное возбуждение, сжимает губы, отворачивается от бутылки, ложки), отказ от блюд прикорма.
Профилактику нарушений пищевого поведения нужно начинать еще с внутриутробного периода развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть разнообразным (молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, крупы), сбалансированным по белкам, жирам и углеводам.
Вскоре после рождения уже можно готовить малыша к периоду, когда пора будет вводить первый прикорм. С возраста 3-х месяцев маме рекомендуется держать ребенка возле себя во время еды. В этот момент ребенок будет запоминать некоторые поведенческие навыки за столом. Он будет видеть, что ест мама, осязать запахи еды. Со временем, у него будет развиваться интерес к еде. Чем больше видит ребенок приборов на столе, видов еды, способов подачи блюд, тем больше импульсов поступает в мозг, идет развитие и нарастает интерес к еде.
Далее, начинается познавательный этап, который заключается в формировании общих представлений о пище, ритуалов относительно еды, познание правил поведения за столом. В этот период ребенок запоминает, где какой член семьи сидит за столом.
Маме следует брать с собой ребенка на дальнее колено и не близко к столу, это дает возможность наблюдать, исследовать столовые приборы. Он быстрее научится пользоваться приборами и освоит основные правила поведения за столом.
Важно помнить, если ребенок начинает играть за столом, нужно высадить из-за стола! «Иди играй в игровую, за столом кушают, а не играют».
Пищевой интерес считается сформированным, когда малыш начинает тянуться именно к еде, а не к предметам на столе или маминому лицу, когда становится понятно, что его интересует, что там, в маминой ложке и тарелке, что она как аппетитно ест.
Все должно быть вовремя: в тот момент, когда у ребенка возникает максимальный интерес к пище, необходимо этим воспользоваться, если перетерпеть, интерес угаснет, и потом будет развиваться хуже и позднее. ВАЖНО! ПОЙМАТЬ ИНТЕРЕС К ЕДЕ И СОВМЕСТИТЬ С НАЧАЛОМ ПРИКОРМА!
Этап первого знакомства с новым способом питания (с 4,5- 6 месяцев). Мама ест, а ребенок добывает: мама с удовольствием кушает, несколько продуктов находятся на столе, чтоб было что выбрать, ребенок сначала получает микродозы. Если ребенок тянется, смотрим на эмоции ребенка. Ложку обмакнули в блюдо прикорма – ребенок облизывает – замечательно.
Принципы пищевого поведения нужно соблюдать всем членам семьи (вся еда мамина, только мама дает еду всем, еду ребенок просит и получает в определенном месте.) Важно: постепенное наращивание порции, у каждого ребенка свой темп, лучше недокормить, чем перекормить. Есть свое место за столом, ЕСТЬ МОЖНО В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ.
Задача мамы – поставить еду на стол, сколько съест, ответственность ребенка. Если ребенок начинает бегать, то бегает, когда Вы едите. Вы поели, а ребенок бегал и не успел – это его проблемы. Нужно разделять еду и сосание груди: «сейчас едим за столом и кушаем, а грудь после еды» четко показать ограничение груди.
Если ребенок ест мало? Начните с вопроса — а сколько ест мама? Ребенок видит как мама ест? – главное поддерживать пищевой интерес. Если малыш не видит как ест его семья, как ест его мама, у него не будет формироваться пищевой интерес.
К потере пищевого интереса относят следующие ситуации:
- кормят насильно
- ребенку все преподносят на тарелочке – он не добывает пищу, (главное, чтоб было что поесть, сколько, это задача ребенка)
- чрезмерная гиперопека, постоянное удовлетворение любых запросов ребенка, которое приводит к потере интереса и отказу от еды
- отношение родителей к еде: настойчивые уговоры или даже угрозы, манипуляция
- негативные события в семье, сопровождающиеся приемом пищи (если родители выясняют отношения за столом, во время трапезы)
- сильный стресс и неблагоприятный психоэмоциональный фон в семье.
Когда пищевой интерес сформирован правильно и необходимые прикормы введены, следует придерживаться определенных правил, чтоб избежать нарушения пищевого поведения в будущем:
- во время еды не просматривать телевизор, не играть в айпады и телефоны
- семья ест вместе с ребенком, создавая культуру потребления пищи
- без конфликтов за столом, во время завтраков, обедов и ужинов только спокойные разговоры, позитивно окрашенные
- соблюдать пищевой режим по времени
- если ребенок не проголодался к определенному времени приема пищи, не бойтесь его пропустить, к следующему он точно проголодается
- пища должна быть красиво оформлена
- не показывать малышу десерт, пока не поест основное блюдо
- нельзя заставлять ребенка доедать и давать еду насильно
- во время приема пищи избегать любых неприятных эмоциональных переживаний
- избегать перекусов (не давать печенье и другие продукты между основными приемами пищи)
- если нарушения пищевого поведения больше года и грудное вскармливание практикуется, не давать грудь между основными приемами пищи.
Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно избежать нарушений пищевого поведения, сформировать правильные вкусовые привычки, создать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
Бывают ситуации, когда плохой аппетит связан с какими-либо нарушениями здоровья. Они встречаются не часто, по сравнению с поведенческими причинами. Но, если при выполнении этих рекомендаций, аппетита нет, ребенок отказывается от еды, отстает по таблицам соответствия веса и возраста, нужно обратить на это внимание врача. Возможно, потребуется помощь гастроэнтеролога или психотерапевта.
Проблемы питания у детей и подростков
«Пищевое поведение у подростков г. Якутска»
Пищевое поведение – это совокупность пищевых привычек, состоящих из адекватного реагирования ребенка на само питание и условий употребления пищи. Чаще у подростков пищевое поведение сформировано не правильно, это приводит к нарушению питания, что в свою очередь повышает рост заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет типа 2, расстройства желудочно-кишечного тракта в детском возрасте. Целью исследования стало выявление типов пищевого поведения у подростков г. Якутска. Для анкетирования использован опросник пищевого поведения (DEBQ). Получено, что экстернальный тип ПП диагностирован чаще в группе с нормально массой тела, в то время как ограничительный тип встречался у детей с избыточной массой тела и ожирением. Чаще у детей встречался смешанный тип ПП.
В настоящее время в современном обществе все большую актуальность приобретает проблема отклонений пищевого поведения среди подростков. Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Также подростковый возраст является наиболее уязвимым, учитывая сложные гормональные, физические и психологические перестройки организма.
Обзор литературы и основное содержание:
Полноценное питание детей – необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов окружающей среды, – должно способствовать обучению во все периоды взросления.Питание детей и подростков тесно сопряжено с процессами обмена веществ в организме и является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным формам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию других неблагоприятных влияний внешней среды. В то же время регулярность питания влияет на здоровье ребенка и на показатели качества жизни в физической и психологической сфере.
Школьный возраст является тем ключевым периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит резкая нервно-гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков, возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессом обучения. Интенсивный рост и увеличение массы тела в школьном возрасте сопоставимы по своей интенсивности лишь с периодом раннего детства.
За период с 2000 года питание детей, да и в целом всех стало изменяться. Повысилась распространенность продукции предприятий быстрого приготовления, чаще употребляются в пищу полуфабрикаты, копченные продукты, газированные сладкие напитки и т.д. Это приводит к изменению пищевого поведения у детей.
Пищевое поведение – это совокупность пищевых привычек (вкусовые пристрастия, переедание, недоедание), состоящих из адекватного реагирования ребенка на само питание (установка о правильном питании, информированность о принципах здорового питания, режим питания) и условий употребления пищи (гигиенические навыки, культура питания, благоприятная окружающая обстановка). Модель пищевого поведения формируется с раннего детства и складывается под влиянием различных факторов и условий. Если пищевое поведение сформировано не правильно, что чаще наблюдается у подростков то это приведет к нарушению питания, что в свою очередь повысит рост заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет типа 2, расстройства желудочно-кишечного тракта в детском возрасте.
У.М. Лебедева и соавт. указывают, что информированность о принципах здорового питания и привитие правильного пищевого поведения происходит в семьях благодаря родителям и родственникам и не зависит от вида образования родителей и местности проживания.
В настоящее время в современном обществе все большую актуальность приобретает проблема отклонений пищевого поведения среди подростков. Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Подростковый возраст является наиболее уязвимым, учитывая сложные гормональные, физические и психологические перестройки организма. В этой связи проблема пищевого поведения и его нарушений требует комплексного анализа причин избыточного веса, эффективной организации профилактики нарушений пищевого поведения среди школьников, направленных на предупреждение развития болезни, сохранение здоровья и улучшения качества жизни. По данным статистических показателей Министерства здравоохранения РС (Я) в последние годы критически растет уровень алиментарно-зависимых заболеваний среди детского и подросткового населения, т.е. болезней, связанных с нарушением питания.
Оценка пищевого поведения является предметом комплексного исследования, и обычно включает в себя антропометрию, анкетирование или опрос обследуемых.
В исследовании проведена оценка антропометрических показателей: масса тела, длина тела, с расчетом индекса массы тела. Группу исследования составили 409 подростков 14–16 лет: 215 (53 %) девочек и 194 (47 %) мальчиков.
Пищевое поведение оценивалось согласно Голландской анкете пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behavior Questionnaire). Он был предложен T. Van Strein в 1986 г. и адаптирован в 1996 г. в России. Согласно анкете определяли среднее количество баллов, соответствующих ограничительному, эмоциональному и экстернальному типу пищевого поведения.
Типы пищевого поведения
ПП — это совокупность форм поведения человека, включающих режим, темп приема пищи, предпочтительность потребления отдельных видов продуктов, побудительные причины и поводы к приему пищи, субъективное отношение к процессу питания.
Экстернальное ПП проявляется повышенной реакцией больного не на внутренние стимулы к приему пищи, а на внешние стимулы, такие как вид и запах еды, жующий человек, реклама пищевых продуктов. Определяющее значение в данном случае имеет доступность продуктов.
В случае эмоциогенного ПП стимулом к приему пищи является эмоциональный дискомфорт, а не голод.
Ограничительное ПП характеризуется хаотичными, резкими ограничениями в приемах пищи, которые не выдерживаются больными в течение длительного периода, что ведет к декомпенсации в психической и вегетативной сферах и в конечном итоге — к развитию «диетической депрессии».
Оценка индекса массы тела позволило выделить группу подростков с нормальной массой тела – 257 человек, группу детей с дефицитом массы тела – 105 подростков и избыточной массой тела 47 детей. Таким образом частота встречаемости детей с избыточной массой тела и ожирением составила 11% в сплошном исследовании школьников без учета анамнеза, сопутствующей патологии. Особенностей питания и физической активности. В группе с избыточной массой тела по оценке ИМТ составили 81%, ожирение диагностировано у 19%.
У детей с нормальным индексом массы тела преобладало экстернальное пищевое поведение, что составило 25% от общего числа подростков. У детей с избыточной массой тела встречалось сочетание ограничительное и экстернальное ПП — 9%. У группы детей с дефицитом массы тела регистрировалось 7% экстернальное ПП. Также выявили, что у подростков более выражено сочетание нескольких типов пищевого поведения – т.е. комбинированных, что составило – 40% у детей с нормальным индексом массы тела, 98% у подростков с дефицитом массы тела и с избыточной массой тела – 90%.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что нарушение пищевого поведения выявлено во всех исследуемых группах подростков с дефицитом массы тела, с нормальной и избыточной массой тела. Между группами получены различия по частоте встречаемости экстернального и ограничительного типов ПП. Экстернальный тип ПП диагностирован чаще в группе с нормально массой тела, в то время как ограничительный тип встречался у детей с избыточной массой тела и ожирением.
Чаще у детей встречался смешанный тип ПП. В группе с избыточной массой тела частота встречаемости ожирения составила 11%. ИМТ в пределах нормы был отмечен у 62% обследованных, выраженный дефицит массы тела – 1%, недостаточная масса тела – 23%, избыточная масса тела – 9%, ожирение 1 степени -1%, ожирение 2 степени – 0,2%.
Список использованной литературы:
1. Климацкая Л.Г. Особенности питания детей школьного возраста в сельской местности / Л.Г. Климацкая, А.В. Иванченко // Журнал ГрГМУ 2009 №3 – С. 93
2. Детское питание. Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. -М., 2009.
3. Рычкова С.В. Влияние режима питания и массы тела у детей старшего школьного возраста на качество жизни // Вопросы детской диетологии. -2008. -Т. 6, № 5. -С. 28-32.
4. Конь И.Я. Питание здорового и больного ребенка / И.Я.Конь. – М.: РГМУ, 1998. – С. 11.
5. Лебедева У.М. Факторы, способствующие формированию пищевого поведения у детей и подростков Республики Саха (Якутия) / У.М. Лебедева, А.М. Дохунаева, Л.С. Захарова, С.А. Кириллина, В.В. Ефимова, Н.Н. Грязнухина, С.И. Прокопьева, К.М. Степанов // Якутский медицинский журнал. – 2013. — №4 (44) – С. 63-65
6. Юдикая Т.А. Комплексная характеристика типов пищевого поведения у подростков / Т.А. Юдикая, Я. В. Гирш //
7. Матусевич, М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков / М. С. Матусевич // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 814–817.
8. Вахмистров А.В. Нарушения пищевого поведения при церебральном ожирении. /Вахмистров А.В. // Автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2006. 24 с.
9. Kathleen A., Dongju S., Renata Belfort-DeAguiar, Cheryl Lacadie, James Dzuira, Sarita Naik, Suma Amarnath, R. Todd Constable, Robert S. Sherwin Circulating glucose levels modulate neural control of desire for high-calorie foods in humans//J. Clin. Invest. 2011. 121(10). Р. 4161-4169.
10. Van Strien T. The Dutch eating behavior questionnaire (DEBQ) for assessment of restraind, emotional and external eating behavior // Int. J. Eating Disord. 1986. – Vol.2. – P. 188-204
11. Гирш Я. В. Типы пищевого поведения у подростков с различной массой тела. / Я. В. Гирш, О.А. Герасимчик, Т.А. Юдицкая // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». – 2014. — №1 (23) – С. 22-28
12. Иванова И.В., Черная Н.Л., Николаев А.Г., Сенягина Е.И. Особенности и стереотипы питания современных школьников города Ярославля // Вопр. дет. Диетологии. – 2008. – Т.6, №1. – С. 25.28
13. Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопросы питания. – 2014. — №4.
14. Юдикая Т.А. Комплексная характеристика типов пищевого поведения у подростков / Т.А. Юдикая, Я. В. Гирш // Клиническая медицина. – 2015. — №6
15. Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемой веса: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2005. – 208 с.
16. Nangle DW, Johnson WG, Carr-Nangle RE, Engler LB. Binge eating disorder and the proposed DSM-IV criteria: psychometric analysis of the Questionnaire of Eating and Weight Patterns.International Journal of Eating Disorders. 1994;16(2):147–157.
17. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.
18. Лебедева У.М., Самсонова М.И., Степанов К.М. Питание детей и подростков Республики Саха (Якутия): научные аспекты и инновационные подходы. // Сборник науч. трудов III съезда педиатров ДальнеВосточного федерального округа. – 2014. – С. 216-224
Сумма экспертных баллов — 98
Количество оценок «Мне нравится» — 1
Общая сумма баллов — 99
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»;
Маринова Л.Г., ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», медицинский институт, Кафедра пропедевтики детских болезней , Ассистент
Тема актуальная, но не оригинальная
Работе присвоены баллы по следующим критериям:
Актуальность и оригинальность работы
Проработанность материала и работа с итературой
Обоснованность и логичность достигнутых результатов и выводов
Довольно интересная работа. Возможно , стоило уточнить каким было их ПП в дошкольном возрасте , влияние окружения (родителей , бабушек , дедушек) и наследственность , т.к. становление и формирование ПП происходит именно в это нежном возрасте.
Работе присвоены баллы по следующим критериям:
Актуальность и оригинальность работы
Проработанность материала и работа с итературой
Обоснованность и логичность достигнутых результатов и выводов
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ
ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
Подпишитесь на наши новости, обновления и будьте в курсе всех событий
© 2016 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Официальный сайт
Расстройство пищевого поведения у детей
Расстройством пищевого поведения называют группу психических заболеваний, объединяемых общими симптомами и последствиями. Эти состояния всегда связаны с неадекватным отношением к питанию и влекут за собой как физические, так и психические нарушения. В частности, нарушается работа механизма переваривания пищи и наблюдаются значительные отклонения веса от нормы.
Психика детей страдает больше, чем у взрослых. В «ЦИРПП» оказывают помощь пациентам от 7 лет, хотя фактически проблема может зарождаться значительно раньше. Больной, независимо от возраста, не признается открыто в наличии подобных проблем. Поэтому диагностируются они довольно поздно.
Причины расстройства пищевого поведения
Существует широкий спектр факторов, которые способны спровоцировать то или иное нарушение у ребенка. Они подразделяются на три основные группы:
- Генетические. На сегодняшний день точно известны гены, наличие которых значительно увеличивает риск развития РПП. Гены касаются трех вещей: высокая эмоциональная чувствительность, особенности мышления в виде высокой детализации, нарушение в системе регулирования «сытость-голод».
- Психогенные. Некоторые нарушения возникают после пережитого стресса (давления, насмешек). Способствуют им заниженная самооценка, патологический перфекционизм, обсессивно-компульсивные расстройства. У подростка проблема может исходить из борьбы за автономию личности.
- Социокультурные. Навязывание худобы в качестве эталона через средства массовой информации вызывает стремление соответствовать этим идеалам. Когда такое желание выходит за грани здравого смысла, начинается РПП.
Врачи полагают, что в каждом конкретном случае присутствует сочетание факторов из двух или трех групп. Их набор зависит от вида заболевания.
РПП в младенчестве
У некоторых подростков, страдающих тяжелыми формами РПП, была утрата аппетита в младенческом возрасте. Они отказывались от грудного вскармливания или прикорма. В раннем возрасте могли проявляться также:
- привычка чрезмерно долго пережевывать пищу;
- неспособность прожевывать твердую пищу (с реакцией в виде рвоты);
- непонимание чувства голода;
- постоянное желание что-то съесть.
Если родители решили проблему поверхностно (заставили есть), но проигнорировали психическую сторону нарушения питания, через 10-12 лет болезнь возвращалась.
Признаки расстройств пищевого поведения
Их изучает психиатрия, а если речь идет о пищевом поведении детей, подключается педиатрия. Независимо от вида заболевания, пациенты демонстрируют резкие колебания в весе, быструю утомляемость, озноб, обмороки.
Родителям стоит чутко реагировать на изменения душевного состояния ребенка:
- насколько он обеспокоен формами тела;
- адекватно ли его воспринимает;
- тревожится ли во время приема пищи;
- «заедает» ли стрессовые ситуации;
- объедается или недоедает.
- наказывает ли себя голоданием.
Другие симптомы РПП обусловлены особенностями конкретного заболевания. Важно помнить, что первые тревожные сигналы остаются незамеченными. Поэтому появление у ребенка увлечения диетами или привычки есть в одиночестве должно насторожить родителей.
Виды расстройства пищевого поведения
Для выбора эффективной терапии необходимо определить, от какого именно заболевания страдает пациент. Согласно справочнику MSD, возможны следующие нарушения питания у ребенка:
- Нервная анорексия – ограничение объема употребляемой пищи из-за страха набрать вес. Приводит к опасной для здоровья потере веса изменению состава крови и эндокринным патологиям.
- Нервная булимия – переедание, чередующееся с искусственным очищением желудка и физическими нагрузками. Чревато нарушением работы ЖКТ и метаболических процессов.
- Компульсивное переедание – эпизодическое бесконтрольное поглощение пищи в объеме выше нормы. Опасно развитием гипертонии, сахарного диабета и метаболического синдрома.
Иногда к расстройствам пищевого поведения относят руминацию – регулярное срыгивание проглоченной пищи. Но чаще она бывает непроизвольной и является симптомом нарушения перистальтики желудка.
Симптомы нервной анорексии
Главный признак – стремительная потеря веса. Она заметна даже невооруженным взглядом. Специальные измерения показывают, что индекс массы тела ребенка опустился ниже нормы (17,5). Родители могут заметить:
- беспричинную усталость;
- нездоровый интерес к диетам;
- увлеченность подсчетом калорий;
- несвойственную тягу к физическим упражнениям;
- отказ есть вместе со всеми;
- критику собственного тела.
Подобное расстройство пищевого поведения у детей имеет серьезные последствия для организма. У девочек-подростков сбивается цикл или вовсе прекращаются менструации. Нехватка питательных веществ, необходимых растущему организму, проявляется в виде заболеваний опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
Симптомы нервной булимии
При булимии, напротив, ребенок ест много. На людях он может отказываться от пищи, а в уединении поглощать ее в больших количествах. Второй характерный признак заболевания – стремление быстро очистить желудок. Чаще всего вызывают рвоту, реже принимают слабительное.
Родителям следует обращать внимание на:
- частые и длительные посещения ванной комнаты после еды;
- стремительную потерю веса, несмотря на отсутствие ограничений в питании;
- необъяснимые смены настроения (от депрессии до эйфории);
- выпадение волос;
- участившиеся простудные заболевания.
Ослабленный булимией организм реагирует не только на вирусы. Нарушается работа пищеварительного тракта, мочевыводящей системы, воспаляются десны (вплоть до потери зубов). Желудок больного растягивается, пищевод травмируется, и со временем рвота становится непроизвольной реакцией на прием пищи.
Симптомы компульсивного переедания
Больные едят слишком много, но не могут остановиться. В отличие от страдающих булимией, они не стремятся очистить желудок, хотя и мучаются от стыда за количество съеденного.
Это расстройство пищевого поведения можно заподозрить, если ребенок объедается несколько раз в неделю. При этом он:
- тянется за едой, даже если не голоден;
- поглощает пищу очень быстро;
- не может остановиться.
Любые отрицательные переживания могут спровоцировать неконтролируемое объедание. Компульсивное переедание сопровождается набором веса. В результате у пациентов наблюдаются нарушения липидного обмена, эндокринные заболевания, гипертония, повышение холестерина.
Прочие тревожные признаки
Существуют и другие, менее распространенные РПП. Они не столь очевидны, поэтому могут оставаться незамеченными родителями или игнорироваться врачами. Так, психогенная утрата аппетита может маскироваться под самые разные заболевания. Ее можно заподозрить при отсутствии других клинических проявлений (повышения температуры, диареи, болевого синдрома) и предшествующем нервном потрясении.
Увлечение здоровой пищей рискует оказаться признаком начинающегося РПП – орторексии. Подросток отказывается от продуктов, которые считает вредными. Со временем его организм начинает страдать от дефицита некоторых веществ. Если идея здорового питания сопряжена с желанием сбросить вес, в будущем возможно развитие булимии или анорексии.
Чем опасны расстройства пищевого поведения у ребенка
Эти заболевания оказывают негативное влияние на физиологию и психику человека. Перенесенные в раннем возрасте способны наложить отпечаток на формирующуюся личность. РПП у подростка подталкивает его к:
- социальной изоляции;
- избеганию положительных эмоций;
- депрессии;
- суицидальным мыслям.
Каждый пятый больной становится хроническим и долгое время борется с последствиями. Многие сталкиваются с осложнениями на сердечно-сосудистую, пищеварительную, эндокринную и репродуктивную системы.
Расстройства пищевого поведения считаются сопряженными с самым высоким риском преждевременной смерти по сравнению с другими психическими заболеваниями.
Как помочь ребенку с расстройством пищевого поведения
В «ЦИРПП» практикуется комплексный подход к лечению этих заболеваний. Психиатрические методы комбинируются с медикаментозными, особенно если проблема присутствует длительное время. В случаях с анорексией подростки бывают сильно истощены. Тогда мы начинаем с оздоровления организма, а психическое состояние поддерживаем легкими антидепрессантами.
Когда ресурсы восстановлены, и причина расстройства пищевого поведения установлена, врачи переходят к психотерапии. В ЦИРПП практикуются разные методы:
- когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (CBT);
- диалектическая поведенческая терапия (DBT);
- коллективная психотерапия с участием членов семьи (FBT).
Когнитивно-поведенческая терапия при РПП
Лечение начинается с диагностики взаимного влияния мыслей, эмоций, поведения и физиологического состояния больного на формирование РПП. По итогам первичного интервью врач определяет необходимые поведенческие вмешательства.
Врач работает над преодолением перфекционизма, страха набрать вес, нарушения восприятия собственного тела и других проблем, присущих пациентам с РПП. Применяются практики осознанного восприятия, ролевого проигрывания, эмоциональной саморегуляции.
В результате пациент преодолевает отрицательные предубеждения в отношении еды. Он дистанцируется от мыслей и внутренних установок на разрушение организма. Ребенок учится управлять поведением, выявляя негативные мысли и заменяя их позитивными.
Диалектическая поведенческая терапия при расстройствах приема пищи
Направление DBT эффективно для лечения особо сложных поведенческих расстройств. К таковым относят анорексию и булимию.
Работа с помощью DBT помогает ребенку получить ясное и детализированное представление о своих проблемах и о том, что они могут делать постепенно, чтобы повлиять на них. Диалектическая поведенческая терапия помогает идентифицировать, какие способы поведения вызывают проблемы; какие типы ситуаций, мыслей, чувств и других способов поведения приводят к этим проблемам; какие новые способы поведения или навыки нужно использовать, чтобы препятствовать тому, чтобы проблемные способы поведения произошли.
Семейная терапия при расстройствах пищевого поведения у детей
Одним из важнейших направлений психотерапии в «Центре изучения расстройств пищевого поведения» является терапия, основанная на семье. Занятия в рамках FBT помогают ребенку и его семье отличить личностные особенности пациента от тех изменений, которые произошли в результате болезни, найти способ оказать помощь ребенку и обсудить тактику адаптации семьи в новых условиях.
Другие виды помощи подросткам с РПП
В «ЦИРПП» занимаются лечением не только психической, но и физиологической стороны расстройств пищевого поведения. Детям от 7 лет оказывают помощь:
- педиатры;
- диетологи;
- гастроэнтерологи;
- эндокринологи;
- неврологи;
- консультанты по питанию.
Для пациентов, поступающих в тяжелом состоянии, предусмотрены палаты наблюдения с современным медицинским оборудованием для мониторинга и поддержания жизненно важных функций организма. Врачи сопровождают пациента и после выписки. Такой контроль позволяет снизить риск осложнений и рецидива болезни в будущем.
Если вы подозреваете у своего ребенка расстройство пищевого поведения, запишите его к нам на консультацию. Ему будет обеспечена помощь врачей с узкой специализацией и комплексный подход к лечению.
Нервная булимия — это расстройство пищевого поведения, которому присущи эпизоды переедания …
Несмотря на важность раннего лечения нервной анорексии, очень мало известно о барьерах, …
Есть несколько видов расстройств пищевого поведения, и переедание – один из них. Переедание …
«Если бы ты был девушкой, я бы сказала, что ты страдаешь анорексией». Эти слова сказала 17-летнему …
Самосострадание действительно важно во время выздоровления. Сострадание к себе – это отношение …
Мне впервые поставили диагноз «расстройство пищевого поведения» 15 лет назад, но у меня были …