Часто болеющие дети

Часто болеющие дети

Часто болеющие дети – это категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

МКБ-10

  • Причины
    • Факторы риска
  • Патогенез
  • Характеристика ЧБД
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение часто болеющих детей
    • Лекарственная терапия
    • Лечебные манипуляции
    • Общеукрепляющие мероприятия
    • Вакцинопрофилактика
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, ларинготрахеит, бронхит и др.).

В амбулаторной педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Причины

Считается, что основной причиной повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.).

Факторы риска

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов:

У грудных детей может отмечаться:

  • гипотрофия,
  • рахит,
  • анемия,
  • гиповитаминоз,
  • дисбактериоз.

В раннем возрасте присоединяются:

  • гельминтозы
  • хронические инфекции носоглотки: аденоиды, риниты, гаймориты, отиты, фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность.

Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Патогенез

Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Характеристика ЧБД

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии).

Осложнения

У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Диагностика

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, пульмонолога.

  1. ЛОР-диагностика. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.
  2. Аллергодиагностика. С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.
  3. Лабораторное обследование. Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР. Часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз.
  4. Дополнительные исследования. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.

Лечение часто болеющих детей

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Лекарственная терапия

В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и др.).

Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.

Лечебные манипуляции

При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение — промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям — прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и др.

Общеукрепляющие мероприятия

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК.

Вакцинопрофилактика

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации. Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа. Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Прогноз и профилактика

Полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка — осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Часто – это сколько? На приёме у педиатра — часто болеющий ребёнок

Только недавно переболел и вот – опять? Кашель, течёт из носа? Почему ребёнок часто простужается? Что вообще значит — часто?

Об этом мы говорим с врачом-педиатром «Клиника Эксперт Тула» Головко Валерией Александровной.

— Валерия Александровна, желание любой мамы – видеть своего малыша здоровым. Правда ли, что детство не должно обходиться без различных вирусных заболеваний и они – тренировка иммунитета?

Мы действительно живём не в изолированной среде. И уже фактически сразу после рождения ребёнок начинает встречаться с огромным количеством чужеродных белков, фактические являющихся для его организма антигенами, т.е. веществами, способными вызывать иммунный ответ. Вирусы, бактерии, грибки и т.д. также являются «чужаками», многие из них способны вызывать заболевания.

По мере взросления ребёнка, изменения окружающих его условий (контакт с родственниками, посещение детской площадки и сада и т.д.) количество таких антигенов постепенно увеличивается. Так на протяжении жизни организма иммунная система «тренируется» распознавать «чужое» и соответствующим образом реагировать на него.

Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?

Специально созданными «тренерами» можно считать прививки, благодаря которым иммунитет становится подготовленным к борьбе с реальными противниками в виде конкретных возбудителей инфекции.

— Как определить, что ребёнок «часто болеющий»? Это сколько раз в месяц или год?

Что для детей норма, а что — нет? По отечественной классификации, когда речь идёт об острых респираторных заболеваниях (ОРЗ), ребёнка можно отнести к часто болеющим, если:

— до годовалого возраста он болеет 4 и более раз в течение года;

— с 1 года до 3-х лет — 6 и более раз в год;

— с 4-х до 5-и лет — 5 и более раз в год;

— старше 5-и лет — 4 и более раз в год.

Кроме того, учитывается не только частота случаев болезни, но и то, как болеет ребёнок: возникают ли осложнения, необходимость в приёме антибиотиков.

— Вы высказали мнение отечественной педиатрии. А как на проблему часто болеющих детей смотрят ваши зарубежные коллеги? Для них часто болеющий ребёнок – это какой?

Принцип такой, что у них частота эпизодов ОРЗ в течения года выше, чем по нашей классификации.

— Кто виноват в том, что ребёнок начинает часто болеть? По каким причинам это происходит?

Причин, почему у детей отмечаются частые случаи простудных заболеваний, много. Факторами риска являются, например:

— внутриутробное инфицирование, а также в родах;

— асфиксия при родах;

Читайте также  В какое время лучше заниматься физическими упражнениями для похудения дома

— патология головного мозга из-за кислородного голодания;

— пониженная масса тела ребёнка;

— рахит и похожие состояния;

— нехватка в организме витаминов;

— хроническая патология носоглотки;

— аллергия и/или отягощённый аллергоанамнез (например, если один или оба родителя имеют аллергическое заболевание);

«В центральной полосе России цветение происходит практически круглый год, поэтому проявления заболевания могут беспокоить больных девять месяцев в году». Цитата из материала «Как спасти ребёнка от поллиноза?»

— вдыхание паров табака (пассивное курение);

— раннее начало искусственного вскармливания;

— конституциональная особенность лимфоидной ткани ребёнка (избыточное её развитие).

— Валерия Александровна, что включает в себя обязательное обследование часто болеющих детей?

В первую очередь это тщательный сбор анамнеза, с исключением наследственных и врождённых патологий (например, муковисцидоза), осмотр.

Из лабораторных методов назначается;

— общий анализ крови и мочи;

— исследование на гельминтозы (прежде всего — на лямблиоз);

— бактериологические посевы из зева, носа;

— полимеразная цепная реакция (ПЦР) с целью обнаружения определённых инфекций в материале мазков из носоглотки;

— анализ крови на содержание общего иммуноглобулина, IgE, иные показатели системы иммунитета, при необходимости — кожные аллергопробы

Читайте материал по теме: Как правильно сдать общий анализ крови?

Как правило, проводится консультация ЛОР-врача, аллерголога-иммунолога. Может назначаться рентгенологическое исследование носоглотки, придаточных пазух носа.

— Говорят, что из часто болеющих детей вырастают редко болеющие взрослые. Ваша практика подтверждает, что это так?

Да, я наблюдаю такую закономерность. Причём это заметно не только у взрослых, но с определённого возраста уже и у детей.

— Что делать, если у ребёнка частые простудные заболевания? Как укрепить детский иммунитет?

Основные мероприятия включают:

— ликвидацию хронических очагов инфекции (лечение кариозных зубов, болезней ЛОР-органов и т.д.);

— сезонный приём поливитаминных комплексов после консультации с доктором;

— дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру;

— применение препаратов, создающих на слизистой оболочке носа защитную «плёнку», препятствующую контакту аллергена со слизистой.

— С чего начать закаливание часто болеющих детей?

Мероприятия по закаливанию лучше начинать летом. Начните с хождения дома босиком. Полезно умываться прохладной водой, включая лицо, руки, область за ушами (местное закаливание).

Можно положить на дно ванны полотенце, смочить его прохладной водой и дать ребёнку потопать по нему ногами в течение 30 секунд. Важно не стоять, а именно походить по полотенцу. Время можно постепенно увеличивать до 1-3 минут.

Полезны воздушные ванны, в том числе детям, которые болеют не часто.

— Назначают ли часто болеющим детям иммуномодуляторы?

Да, но делать это может только врач — как для взрослых, так и для детей. Иммунная система состоит из множества компонентов, и поэтому для того, чтобы получить от иммуномодуляторов пользу и не нанести вред, нужно точно понимать, чего можно ожидать от применения того или иного препарата. Для этого могут понадобиться дополнительные исследования иммунной системы.

Что такое иммунитет и как его повысить? Рассказывает аллерголог-иммунолог «Клиника Эксперт Смоленск» Чемова Ульяна Владимировна

— Иногда детские врачи рекомендуют забрать часто болеющего ребёнка из детского сада. Когда это оправдано?

Этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Одно из оснований — если ОРЗ у ребёнка начинает протекать с осложнениями.

— Как помочь ребёнку быть здоровым?

Это хорошо известные мероприятия. К ним относятся:

— полноценный сон. Часто болеющему ребёнку ночью нужно спать на 1-1,5 часа дольше, чем здоровому. В идеале должен быть и дневной сон (1-2 часа);

— оптимальная температура в помещении (днём +20°C, ночью +18°C);

— частое проветривание комнаты;

— ежедневные прогулки — до 1-1,5 часов, лучше 2 раза в день. При температуре ниже -15°C — до 30-ти минут 1 раз в день;

— одежда по погоде. Принцип такой: летом — один слой одежды, весной и осенью — 2, а зимой — 3. Разумеется, нужно учитывать и климатическую полосу нашей страны. Не нужно закрывать нос и рот ребёнка шарфом;

— рациональное питание. В рацион нужно обязательно включать мясо. За счёт него должно покрываться 70% необходимого суточного количества белков. Также полезна рыба. Вместо сахара можно давать мёд, но при условии нормальной его переносимости. В рационе должно быть много овощей и фруктов, в том числе в виде салатов, соков. Не следует заставлять ребёнка есть, если он не хочет — важно разобраться в причинах отказа от еды;

— рациональное лечение возникающих заболеваний;

— гармонизация внутрисемейных отношений.

Другие материалы по темам:

Головко Валерия Александровна

В 2004 году окончила медицинский факультет Тульского государственного университета.

С 2004 по 2005 годы проходила интернатуру по специальности «Педиатрия»

Работает врачом-педиатром в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.

Часто болеющие дети: кто они?

С приходом осени практически каждая мама начинает тревожиться о том, заболеет ли любимое чадо очередным ОРВИ и как скоро это произойдет, а самое главное, сколько этих ОРЗ и ОРВИ будет за год? Но есть мамы, которые готовятся к сезону простуд заранее, поскольку знают, что их любимый малыш уже имеет «диагноз» часто болеющий ребенок. Что это такое и как с этим бороться? Будем разбираться.

Первое, что необходимо запомнить: ЧБД (часто болеющие дети) – это вовсе не диагноз. Это группа детей, которые подвержены частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ) в результате транзиторных (временных), но корригируемых отклонений в иммунной системе.

Если ребенок болеет не только часто, но еще и длительно (продолжительность одного ОРЗ более 10-14 дней). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории ЧБД.

Нередко мамы думают, что причиной того, что любимое чадо начало больше болеть, чем быть здоровым, является посещение детского сада или же других развивающих занятий в более раннем возрасте, и, соответственно, тесный контакт с большим количеством детей. Однако основная причина частых болезней – ослабленный иммунитет.

В любом случае для часто болеющего ребенка обязательна консультация аллерголога и иммунолога.

Часто болеющий ребенок может подцепить простуду, даже сидя дома и не выходя на прогулку. И естественно, держать ребенка в идеальных стерильных условиях, ограждая его от контактов с другими детьми – не выход из ситуации. Такая жизнь под колпаком не принесет малышу ничего кроме неуверенности в себе, замкнутости и других психологических комплексов.

Так что же является причиной того, что малыш попал в категорию часто болеющих детей?

Правильный ответ: ослабленный иммунитет. А вот уже причины этого явления могут быть различными, начиная от неполноценного питания мамы во время беременности, внутриутробных инфекций и отсутствия грудного вскармливания, и заканчивая неправильным режимом дня и однообразным питанием, которое провоцирует недостаток витаминов.

Кроме того, специалисты выделяют внешние факторы, способные подорвать иммунитет маленького человечка. И помимо плохой экологии в городе, с которой родители ничего поделать не могут, они также обращают внимание на экологию внутри дома, где живет ребенок. В старом доме врагами иммунитета оказываются пылевые клещи, плесневые грибки, ржавые трубы, застарелая сырость и гниющее дерево. А в свежеотремонтированном помещении – токсичный дешевый клей, линолеум или краска.

Первое, что нужно сделать родителям часто болеющего ребенка – это вывезти его из привычной среды в другую. Минимум на 2-3 недели. Другая квартира, дача, что угодно. Задача: понаблюдать, как изменится самочувствие ребенка и, если новая вода, пища и воздух повлияют на него благосклонно, то, возможно, имеет смысл просто сменить место жительства.

Нередко бывает и так, что в ослаблении иммунитета виновата скрытая пищевая аллергия, и порой достаточно исключить из рациона какой-то вовсе неочевидный продукт, возможно, даже хлеб, чтобы малыш стал реже болеть.

В 10-12 лет большинство часто болеющих детей становятся менее восприимчивыми к инфекциям.

Что полезно детям, которых педиатр занес в группу часто болеющих детей?

  • как можно больше гулять на свежем воздухе;
  • закаливаться;
  • регулярные физические нагрузки;
  • прием витаминных комплексов по рекомендации специалиста;
  • полноценный, достаточный по длительности сон;
  • исключение переутомления и перевозбуждения;
  • полноценное питание, учитывающее возрастные особенности ребенка, склонность к аллергическим реакциям.

Если ребенок часто болеет – это не повод грустить и плакать. В силах любого родителя перевести малыша и одной группы здоровья в другую, достаточно лишь приложить чуть больше сил, терпения и ласки.

Частые ОРЗ у ребенка не являются противопоказанием к проведению прививок, поскольку ОРЗ не относятся к тем заболеваниям, течение которых может утяжеляться в результате вакцинации.

Доктор Комаровский: Дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма, это закон жизни

В специальной медицинской литературе нередко встречается аббревиатура ЧБД. Стандартная расшифровка – часто болеющие дети. Иногда употребляется выражение «часто и длительно болеющие дети».

Созревание иммунной системы

В поликлиниках часто болеющие дети находятся на особом диспансерном учете. Но посмотрим на ситуацию объективно: стоит ли беспокоиться или эта статистика условна? Взрослые ведут менее здоровый образ жизни, чем их дети, но болеют ОРЗ намного реже. Хотя каждому из нас мамы рассказывали, что в детстве мы болели по 10 раз в год, а потом реже и реже. Это закон жизни: дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма.

Ребенок рождается с незрелой иммунной системой, нужно время на ее формирование. Малышей окружает много людей, каждый из которых – носитель огромного количества вирусов и бактерий. Ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет. Но природа сделала все, чтобы частые детские болезни были не опасными. Организм детей легко справляется с ОРЗ. И каждая встреча с вирусом – это тренировка, формирование, совершенствование иммунитета. Чем все это закончится? Часто болеющий ребенок станет взрослым и здоровым родителем.

Терпеть или лечить?

Сколько бы я ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно, удается это не всем. Иной раз мама буквально не может посчитать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ – они просто не заканчиваются. Но родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета, так называемые первичные иммунодефициты – это большая редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит – это состояние смертельно опасное и не имеет отношения к двухмесячному насморку. С другой стороны, частые ОРЗ могут быть следствием вторичного иммунодефицита – то есть ребенок родился здоровым, но какие-то внешние факторы мешают нормальному развитию его иммунитета.

Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. Есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка со средой или попробовать изменить окружающую среду, чтобы она ребенка устраивала.

Окружающая среда

Формирование и функционирование системы иммунитета ребенка обусловлено его образом жизни. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками не решить эту проблему. Устраняйте конфликт с окружающей средой, изменяйте образ жизни.

Жилье. Организовать ребенку детскую комнату, где нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке и регулярному проветриванию. Ночная температура ­– 18°С, влажность – 50–70%. Мягкие игрушки – накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов.

Питание. Никогда не заставлять ребенка есть. Идеально кормить тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать перекусы, не злоупотреблять заморскими продуктами, слишком не разнообразить питание. В качестве сладостей – ­ сухофрукты, а не шоколадки.

Питье. По желанию – минеральная вода, компоты, морсы, фруктовый чай. Температура напитков – комнатная.

Одежда. Достаточный минимум, поскольку потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть больше предметов одежды, чем на родителях.

Читайте также  Немеет рука после сна

Прогулки. Ежедневные, активные, желательно перед ночным сном.

Спорт. Идеальны занятия на свежем воздухе, а не в замкнутом пространстве. Плавание в бассейне нецелесообразно для ЧБД.

Летом. Ребенок должен отдохнуть от контактов с людьми, от городского воздуха, хлорированной воды и бытовой химии. Отдых «на морях» не имеет к оздоровлению отношения, так как большинство вредных факторов сохраняется, плюс общественное питание и худшие жилищные условия. Идеальный отдых для ЧБД: деревня, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка, сам в трусах и босиком. Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду и дышит свежим воздухом, за 3–4 недели восстанавливает иммунитет.

Профилактика ОРЗ. Частые болезни вызывает не холод, а вирусы. Надо избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Лечение ОРВИ

Лечить ОРВИ – это не значит давать лекарства, а значит создать условия, чтобы организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями справился с вирусом. Нужно обеспечить оптимальные температуру и влажность воздуха, тепло одеть, не перекармливать, активно поить. Солевые капли в нос и жаропонижающее лекарство при необходимости – этого достаточно. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии.

Действия после выздоровления

Важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Ребенок на следующий день после улучшения состояния идет в коллектив, где встречается с новым вирусом, и новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей и потребует применения лекарств.

Когда стало лучше, надо еще неделю прожить нормальной жизнью – прогулки, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек. Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести.

Не бывает несадиковских детей

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», значит, имеем абсолютно нормального ребенка. Пошли в садик, изменилась окружающая среда – начались болезни. Надо признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Постоянные болезни – значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду.

Даже очень частые ОРЗ при правильном лечении не отражаются на здоровье ребенка. Но если каждый чих – повод для назначения десятка сиропов, таблеток и антибиотиков, повод для тщательного обследования и консультаций десятка специалистов, такие ОРЗ – однозначное и очевидное зло. Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом – так пусть болеет, пусть ходит в детский сад.

Что делать, если ребёнок часто болеет: взгляд педиатра и психолога

Иногда кажется, что маленькие дети постоянно болеют: то кашель, то насморк, то температура. Неужели у них такой слабый иммунитет и с этим ничего нельзя сделать? Наш блогер, педиатр и анестезиолог-реаниматолог Ольга Терещенко, вместе с коллегами рассказала, что сделать, чтобы ребёнок болел меньше.

Иронично, но этот пост я пишу, а на заднем плане кашляют мои дети. Я постоянно покупаю упаковки носовых платков, с тех пор как старшая дочь начала ходить в детский сад. После кризиса, который случился у дочери после рождения второго ребёнка, детский сад мне не страшен. Тогда она болела безостановочно и не помогали никакие меры профилактики или закаливания. На моих глазах дочь превратилась из здорового в постоянно болеющего ребёнка, а я растерялась и действовала неправильно.

Кто такие часто болеющие дети?

Часто болеющий ребёнок — это не диагноз. Это означает, что ребёнок постоянно сталкивается с источниками инфекции и не может им противостоять. В среднем ребёнок дошкольного возраста болеет ОРВИ шесть-восемь раз в год, по две недели каждый эпизод. Получается, что в сумме среднестатистический ребёнок болеет три-четыре месяца в году. Происходит это чаще всего во время учебного года, в осенне-зимний период, поэтому кажется, что дети болеют постоянно.

По определению ВОЗ часто болеющим считается ребёнок, перенёсший за год более пяти эпизодов ОРЗ. В разных странах это определение меняется в зависимости от возраста, посещения детского сада и даже места проживания.

План действий родители вырабатывают совместно с педиатром, который наблюдает ребёнка. В него входит профилактика, закаливание, прививки, обследование у врачей и некоторые лабораторные исследования.

О профилактике

Профилактика — это не временные меры, а образ жизни, который стоит постоянно поддерживать, чтобы меньше болеть:

  • Проветривать квартиру и даже зимой оставлять постоянный приток свежего воздуха. Когда мы приходим с улицы, то какое-то время выдыхаем вирусы и бактерии, которые в тепле начинают усиленно размножаться. Чтобы от них избавиться, достаточно просто открытого окна.
  • После прихода с улицы мыть руки, умыться и промывать нос. Обязательно переодеть ребёнка в домашнюю одежду, особенно после детского сада.
  • Увлажнять домашний воздух. Когда человек вдыхает пересушенный батареями воздух, слизистые начинают сохнуть и трескаться. Так образуются дополнительные пути входа для вирусов и бактерий.
  • Поддерживать режим сна и бодрствования, укладывать ребёнка спать вовремя. Постоянный недосып снижает иммунитет, у организма просто не хватает сил бороться с вирусами в условиях постоянного стресса.
  • Больше гулять. Нехватка солнечного света и свежего воздуха снижает сопротивляемость детского организма к инфекциям.
  • По возможности устраивать ребёнку день отдыха от детского сада посреди рабочей недели. Например, в среду. Или от дополнительных занятий, если ребёнок уже школьник и сильно загружен.
  • Прививать ребёнка.Сезонная прививка от гриппа снизит вероятность заболеть самым тяжёлым вариантом ОРЗ. Вакцина от пневмококка не убережёт от вирусной инфекции, но снизит частоту пневмоний и отитов после ОРВИ.
  • Закаливать. Не обязательно обливаться холодной водой, стоя на снегу, но можно для начала ходить дома босиком и надевать меньше слоёв одежды перед выходом на улицу.

Проверка у специалистов

Кроме профилактики, часто болеющего ребёнка стоит проверить у некоторых специалистов, как минимум у лора и стоматолога. Хронические очаги инфекции постоянно поддерживают воспаление, которое истощает организм и снижает сопротивляемость к вирусным инфекциям. То есть ребёнок с кариесом или аденоидами чаще может болеть просто потому, что защитные силы организма постоянно отвлекаются на проблему внутри и не успевают вовремя реагировать на внешнего агрессора.

Евгений Амарцев, педиатр:

«Чаще всего психосоматика проявляется, когда ребёнок идёт в детский сад. Недавно было два ребёнка, которые заболевали каждый раз по четвергам. После обследования, когда стало понятно, что дети здоровы, я посоветовал мамам не водить детей в детский сад по средам. Дети получили время для восстановления сил и болеть перестали. Иногда предлагаю сходить на консультацию к психологу, если вижу, что проблема глубже, чем простое нежелание ребёнка ходить в сад».

Когда стоит заподозрить психосоматические причины частых болезней:

  • Ребёнок болеет один из класса или группы детского сада;
  • Произошли перемены в семье: рождение второго ребёнка, выход мамы на работу, сильный разлад или развод родителей, даже переезд в другую квартиру могут оказаться причиной болезней у чувствительного ребёнка;
  • Есть признаки невроза: ребёнок грызёт ногти, плохо спит, плачет по ночам, появились страхи;
  • Есть взаимосвязь: ОРЗ начинается перед выступлением, накануне контрольной или другого важного события в жизни ребёнка;
  • Есть проблемы в школе, ребёнок не хочет туда ходить и постоянно болеет.

Причины психосоматических ОРЗ

1. Стресс, в результате которого организм ребёнка перестаёт справляться с привычной вирусной и бактериальной нагрузкой.

Полина Федотова, системный семейный психолог:

«Психологические причины сильно влияют на физическое состояние, потому что во время стрессов вырабатываются гормоны, которые здесь и сейчас помогают человеку справиться со стрессом, но в долгосрочной перспективе они нарушают работу организма основательно».

2. Вторичные выгоды. Вторичные выгоды в психологии — это плюсы, которые человек получает за постоянные болезни, даже если этого не осознаёт. Ребёнок может болеть, если так он получает больше внимания и заботы. Или мама опять сидит с ним дома и не ходит на работу. Может так ребёнок пропускает ненавистную школу или просто отдыхает от бесконечных кружков, секций и тренировок.

Что такое американский грипп В, кому не страшен вирус и когда вызывать скорую. Педиатр — об эпидемии в этом году

3. Родительское влияние. Например, тревожность матери. Ребёнок не может справиться с постоянно высоким уровнем материнской тревоги, поэтому заболевает, мама говорит: «Ну вот, я так и знала». Все успокаиваются до следующего раза.

4. Семейные установки. Когда ребёнку постоянно говорят «Не сиди на холодном — простудишься. Не ешь мороженое — заболеешь. На улице холодно, надень шапку, а то опять заболеешь» — то, если ребёнок внушаемый, он может послушаться и на самом деле заболеть.

Есть и другие причины, я перечислила только самые часто встречающиеся.

Юлия Орлова, семейный психолог:

«Есть множество кейсов, когда ребёнок является так называемым «носителем симптома» в семейной системе. Например, родители в предразводном состоянии, ребёнок внезапно заболевает и тем самым «мирит» их на какое-то время, поскольку они вынужденно сплачиваются вокруг его болезни.

Другой пример: Таня — старшеклассница, которая часто болеет, почти не ходит в школу. Выходит буквально на два-три дня и снова «ложится» с температурой. При детальном знакомстве с ситуацией выясняем, что у Тани тревожная гиперопекающая мать, которая уверена, что девочка без неё не выживет в суровом мире, её всегда надо оберегать. Так мама «программирует» дочь на беспомощность, а та постоянными болезнями даёт маме возможность «легализовать» тревогу. Это становится выгодным и самой Тане: можно «официально» лежать на диване, уткнувшись в телефон, и ничего не делать.

При появлении младшего брата или сестры ребёнок вдруг чувствует себя «заброшенным» и начинает болеть, возвращая себе внимание и заботу родителей. Если у мамы высокая сепарационная тревога на этапе выхода на работу и «сдачи» ребёнка в сад, ясли или няне, то ребёнок будет отражать её либо частыми болезнями, либо сложным «невыносимым» поведением».

Если заподозрили психологическую причину ОРЗ:

  • Обратите внимание, при каких условиях ребёнок заболевает, есть ли от кого заразиться, есть ли вторичные выгоды у ребёнка во время болезни.
  • При очередном эпизоде болезни спросите ребёнка, что он чувствует, какие ощущения у него возникают по поводу болезни, что он хотел бы изменить в ситуации.
  • Никогда не лишним будет добавить тактильного контакта в общение с ребёнком. Просто взъерошить волосы, проходя мимо. Радоваться при встрече и часто обнимать. Находить время для совместных занятий и доверительных разговоров.
  • Позаботьтесь о себе. Если обнаружили, что возможной причиной может быть ваша повышенная тревожность, для начала отведите к психологу не ребёнка, а самого себя.

Полина Федотова, системный семейный психолог:

«Ребёнок должен видеть, что родители справляются с проблемами и могут быть опорой для ребёнка. Для этого родители должны проживать свои чувства сами и уметь их решать, в том числе и с помощью психолога. Тогда ребёнку не нужно будет это проживать за родителей. Он будет видеть, что даже если есть проблема, её можно решить иначе, нежели уйти в болезнь».

Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и в домашних условиях решить проблему не получается, обратитесь к психологу за консультацией. В крупных городах детского психолога иногда можно найти даже в обычной районной поликлинике.

Читайте также  Санация шахтных колодцев

Всем здоровья физического и психического! А я пойду вскрывать новую упаковку носовых платков.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Часто болеющие дети: проблемы диагностики, патогенеза и терапии

Детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), принято называть часто болеющими (ЧБД).

Детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), принято называть часто болеющими (ЧБД). Иногда, для того чтобы подчеркнуть особенности течения респираторных инфекций у этих детей (их затяжной характер), используется термин «часто и длительно болеющие дети». В зарубежной литературе используется термин «пациенты с рекуррентными (т. е. повторными) ОРЗ». При этом, например, в Великобритании к группе детей с рекуррентными респираторными инфекциями относят пациентов, у которых ОРЗ повторяются в течение года более 8 раз.

Таким образом, ЧБД — это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма.

Надо отметить, что в детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта отмечается абсолютное преобладание ОРЗ. На их долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы у детей. Максимальная заболеваемость ОРЗ среди детей отмечается в возрасте от 6 месяцев до 6 лет и составляет от 4 до 6 заболеваний в год. Среди школьников заболеваемость снижается до 2–5 случаев в год, а среди подростков — не превышает 2–4 заболеваний на протяжении года. Это всеобщая закономерность, обусловленная особенностями локальных и общих механизмов защиты в раннем и дошкольном возрасте, и она прослеживается у детей во всех странах мира независимо от экономического уровня их развития. На рисунке приведены статистические данные МЗ РФ за 2002 год, отражающие типичную динамику уровня заболеваемости ОРЗ в детском возрасте.

В отечественной педиатрии принято относить в группу ЧБД детей в зависимости от возраста и на основании критериев, предложенных А. А. Барановым и В. Ю. Альбицким (табл.).

Распространенность ЧБД в детской популяции зависит, как уже упоминалось, от возраста, но также от эпидемиологических и социальных условий и составляет от 5 до 50% среди различных групп детей. Среди детей раннего возраста, посещающих детские сады, группа ЧБД может составлять около 40% и до 50%, в то время как среди школьников частые ОРЗ отмечаются менее чем у 15% детей и подростков. Отмечено, что среди ЧБД значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и легких, чаще встречается и тяжелее протекает бронхиальная астма, аллергический ринит, выше частота ревматизма, гломерулонефрита и ряда других заболеваний. Было также отмечено, что ЧБД в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них легче развиваются невротические реакции, они быстрее утомляются, хуже учатся. Эта ситуация потенциально опасна с точки зрения формирования педагогических проблем (низкая успеваемость, отставание от учебной программы и т. д.). Кроме того, страдает психологический климат в семье. Так, установлено, что рекуррентные респираторные заболевания у детей более чем в 50% семей сопровождаются умеренным или значительным напряжением отношений между родителями и более чем в 57% — дефицитом внимания к другим членам семьи, в том числе и к другим детям. В целом показано, что более 70% родителей, дети которых часто болеют ОРЗ, констатируют ухудшение качества своей жизни.

Кроме того, частые ОРЗ требуют значительных материальных затрат, нанося серьезный экономический ущерб, связанный как непосредственно с затратами на лечение, так и с потерей трудового времени родителей.

Таким образом, ЧБД являются проблемой, имеющей не только медицинский, но и социально-экономический аспект, что требует комплексного подхода к ее решению в реализации лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий для ЧБД.

Существует две основных точки зрения на причины повторных и столь частых респираторных заболеваний у ЧБД. Первая — нарушение функционирования иммунной системы, проявляющееся при неблагоприятных воздействиях внешней среды. Вторая — генетическая предрасположенность, также реализующаяся под воздействием неблагоприятных условий внешней среды. Возможно, что оба эти фактора играют роль при возникновении частой заболеваемости ОРЗ у ЧБД. Но в последние годы особое внимание исследователей уделяется состоянию иммунной системы у ЧБД.

Изучение иммунной системы ЧБД выявляет особенности ее функционирования, которые в значительной степени связаны с развитием и созреванием иммунной системы ребенка. Последние исследования показали, что у ЧБД даже в период клинического благополучия и при отсутствии признаков ОРЗ выявляются отчетливые изменения в межклеточном взаимодействии в иммунной системе: достоверно повышено содержание провоспалительных интерлейкинов (IL-2, IL-4), в том числе интерлейкинов, участвующих в хронизации воспаления (IL-6, IL-8). Это сопровождается снижением клеточной цитотоксичности, дисиммуноглобулинемией и повышением уровня клеток, экспрессирующих рецепторы, индуцирующие апоптоз. При этом индуцированная продукция провоспалительных цитокинов была недостаточной, что свидетельствует об истощении резервных возможностей иммунной системы организма ребенка. Снижение количества CD11b-клеток, куда входят гранулоциты, моноциты, натуральные киллеры и макрофаги, экспрессирующие молекулы межклеточной адгезии, а также уменьшение количества эндотелиальных клеток, экспрессирующих межклеточные молекулы адгезии 1 типа и рецепторы к риновирусам, во многом объясняет повышение чувствительности детей к повторным респираторным вирусным инфекциям и склонность их к развитию бактериальных осложнений. А недостаточность резервных возможностей интерфероногенеза, особенно в плане синтеза гамма-интерферона, осуществляющего мощную противовирусную защиту в организме, несмотря на нормальный уровень интерферона в сыворотке крови, объясняет сохранение вялотекущей реакции воспаления в организме ребенка даже при отсутствии клинических признаков ОРЗ.

Таким образом, полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что иммунная система ЧБД хотя и не имеет грубых первичных и приобретенных дефектов, но характеризуется крайней напряженностью процессов иммунного реагирования, нарушением межклеточной кооперации и недостаточностью резервных возможностей, что, по-видимому, является результатом длительного и массивного антигенного воздействия на организм ребенка.

Известно также, что период раннего детства характеризуется интенсивным развитием лимфоэпителиальной глоточной системы (ЛЭГС). Обычно начиная со второго года жизни ребенка постепенно формируются небные миндалины, причем у большинства детей миндалины появляются в последней четверти первого года жизни. На втором году начинается формирование глоточной миндалины (аденоидов), которая локализуется в так называемой «стратегической зоне» верхних дыхательных путей, там, где регистрируется наиболее интенсивное антигенное воздействие.

ЛЭГС обладает выраженной лимфопоэтической функцией, участвует в генерации (производстве) и «обучении» В-клонов лимфоцитов для «своего региона» — слизистой оболочки дыхательных путей, где они и осуществляют местную продукцию антител классов А и М (IgA и IgM). В небных и глоточной миндалинах имеются фолликулы с герминативными центрами, представляющими В-зону. Они относятся к тимуснезависимым структурам миндалин. Т-лимфоциты сосредоточены в экстрафолликулярной зоне миндалин и являются тимусзависимой клеточной структурой. Эпителиоциты слизистой оболочки носоглотки и миндалин образуют петлистую сеть, где сосредотачиваются мигрирующие из общего кровотока лимфоциты — так называемый лимфоэпителиальный симбиоз.

Суть лимфоэпителиального симбиоза заключается в том, что, проходя между эпителиальными клетками, лимфоциты нарушают целостность эпителиального покрова, образуя так называемые «физиологические раны» или «ходы», которые обеспечивают контакт лимфоидной ткани глотки и миндалин с внешней средой. В условиях целостности эпителиального покрова слизистой носоглотки именно эти внутриэпителиальные ходы «дозируют» поступление антигенов в ЛЭГС, обеспечивая адекватную антигенную нагрузку на лимфоидный аппарат глотки, необходимую для защиты респираторного тракта. При нарушении целостности эпителия под воздействием повторных инфекций антигенная нагрузка на ЛЭГС неизмеримо возрастает. Это может сопровождаться перенапряжением, истощением или расстройством защитных механизмов.

Функциональная активность ЛЭГС находится в тесной зависимости от возраста и морфологической зрелости ребенка. А возрастная эволюция ЛЭГС находится под генетическим контролем и зависит от морфотипа данного индивидуума. Наряду с генетически детерминированной склонностью к гиперплазии и замедленной редукции ЛЭГС на процессы ее эволюции немалое влияние оказывает воздействие внешних, фенотипических факторов. Таких факторов множество. Это — экологическое неблагополучие окружающей среды, проживание в сырых, плохо вентилируемых помещениях, большая скученность в помещениях, посещение детских коллективов, недостаточное и/или неправильное питание, неправильное лечение предшествующих респираторных заболеваний, перенесенные тяжелые заболевания, особенно инфекционные, глистная инвазия, повторяющиеся стрессовые воздействия, а также ряд других. При достаточно интенсивном воздействии фенотипических факторов они способны нарушить хрупкое равновесие между нормой и патологией, и у ребенка, имеющего генетическую предрасположенность, развивается выраженная гиперплазия ЛЭГС, нарушается лимфоэпителиальный симбиоз, создаются предпосылки для неадекватной стимуляции иммунной системы, преодоления порога ее толерантности, формирования иммунной дисфункции.

Таким образом, выявленные у ЧБД особенности клеточного и гуморального иммунитета и фагоцитоза, а также дисбаланс в цитокиновом и интерфероновом статусах свидетельствуют о напряженном функционировании иммунной системы и ЛЭГС и о возможном истощении резервов противоинфекционной резистентности у этой группы детей.

Как уже отмечалось выше, основным критерием выделения пациентов в группу ЧБД является частота заболеваемости ОРЗ. Это, однако, не исключает проведения дополнительного обследования ребенка. Прежде всего, ЧБД нуждаются в тщательном осмотре педиатром и обязательном осмотре ЛОР-врачом, включающем оценку состояния миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанных перепонок, т. к. среди ЧБД хронические заболевания ЛОР-органов встречаются приблизительно в половине случаев.

Обязательной практикой должно быть проведение посева со слизистых зева (с миндалин) и из носа для оценки характера микробного пейзажа слизистых, т. к. микробиоценоз слизистых является одним из важнейших звеньев противоинфекционной защиты. Также может потребоваться исследование на атипичные возбудители (микоплазмоз, хламидиоз) методом ПЦР мазков со слизистой зева (определение титра антител к хламидиям и микоплазмам имеет только вспомогательное значение).

Следует учитывать, что микробиоценоз носоглотки у ЧБД нередко существенно отличается от возрастной нормы. Во-первых, как правило, инфекции респираторного тракта у этой группы детей носят смешанный вирусно-бактериальный характер, в связи с чем им многократно в течение года назначают антибактериальные препараты. Во-вторых, среди ЧБД немало детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки: хроническим тонзиллитом, фарингитом, синуситом, аденоидитом и т. д., что в свою очередь влияет на микробиоценоз носо- и ротоглотки. При обследовании ЧБД можно обнаружить довольно интенсивную микробную колонизацию слизистых грибами рода Candida, стафилококками, гемофильной палочкой, в том числе гемофильной палочкой типа b, моракселлой катарралис, энтеробактериями (в том числе клебсиеллой и кишечной палочкой), микоплазмами и даже синегнойной палочкой. В носовых пазухах, лакунах небных и глоточной миндалин нередко обнаруживаются анаэробы. Выраженные нарушения микробиоценоза носоглотки снижают резистентность к патогенным возбудителям, поддерживают длительный воспалительный процесс, способствуют нарушению целостности эпителиального барьера и тем самым увеличивают антигенное воздействие и способствуют развитию хронической интоксикации.

Из методов дополнительного лабораторного и инструментального исследования целесообразно также сразу провести анализ периферической крови, общий анализ мочи и R-графию носоглотки и придаточных полостей носа в передней и боковой проекциях.

В более сложных, не поддающихся обычной терапии случаях может потребоваться консультация клинического иммунолога и/или аллерголога, а из дополнительных методов лабораторного обследования — исследование иммунограммы, в первую очередь состояния интерфероногенеза и фагоцитоза, а затем уже гуморального иммунитета, реже — клеточного иммунитета.

Медицинская помощь ЧБД складывается из трех основных направлений:

Первое направление, восстановительное или реабилитационное лечение, хотя и является наиболее трудоемким, но оно — основа успешного ведения таких детей. Включает ряд общегигиенических мероприятий, которые необходимо проводить в семье: