Что парацельс сделал для химии?

Злоречивый Парацельс. Легендарный средневековый врач — гений или миф?

В общественном сознании Парацельс предстает как врач-новатор, который чуть ли не первым стал полагаться в лечении и диагностике на опыт, а не на схоластику и авторитеты древних. И самое главное — он считается основателем современной фармакологии. Его имя стоит в одном ряду с Гиппократом, Авиценной, Галеном и другими великими врачами прошлого.

Именно таким его описывают в учебниках по истории медицины, и в романе братьев Вайнеров «Лекарство от страха». В 1989 по нему был снят популярный фильм, в котором Парацельс показан врачом, вынужденным сражаться со всем косным миром. Он проводит жизнь в постоянных скитаниях, поскольку его отовсюду гонят. В поисках мифического лекарства от всех болезней, ему удается сделать открытия, которые легли в основу современной фармакологии.

Кем же Парацельс был на самом деле?

При рождении отец дал ему имя Теофраст (богоречивый). Ученики иронично прозвали его Какофрастом (злоречивым). Полностью его законное имя звучало так — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Этого ему показалось мало, и он сам стал скромно величать себя Парацельсом. Обычно это имя переводят, как «Подобный Цельсу». Рискнём высказать предположение, что выбирая это имя, Парацельс вкладывал в него другой смысл. Греческая частица «пара» означает не только близко, около, но и нарушающий что-либо. Поскольку Парацельс не признавал никаких авторитетов, даже Гиппократа, Галена и Авиценну, то вряд ли он представлял себя равным древнеримскому врачу и философу Авлу Корнелию Цельсу. Скорее всего, он видел себя уничтожающим его. Похоже, фанатичному Теофрасту не нравились призывы Цельса к примирению всех медицинских школ и попытки «сохранять середину между крайними мнениями». Важная деталь, Парацельс смело издевался над этими медицинскими авторитетами, и публично сжигал их книги.

Встречают по одежке.

Давайте повнимательнее присмотримся к Парацельсу, но присмотримся по-русски: встретим по одежке. Внешность у него запоминающаяся. По словам знаменитого психоаналитика и философа Карла Юнга, серьезно изучавшего историю Гогенгейма, «природа дала ему лишь приблизительно полутораметровый рост, болезненный вид, слишком короткую верхнюю губу, не до конца прикрывавшую зубы (признак, который нередко встречается у нервных людей), и таз, женственность которого казалась поразительной, когда в XIX веке его останки эксгумировали. ». После этого ходила даже молва, что он был евнухом. В связи с этим заметим, что Теофраст любил выпить, покутить, но ни в одном труде о нём нет ни слова о его женщинах.

Парацельс по неделям мог не переодеваться, гордился, что он и его ученики «платья носят грубое, кожаное, шкурой либо фартуком завешенное, о кои они руки вытирают, пальцы свои в угли, в отбросы и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобно кузнецам и угольщикам закопчены».

Провожают по уму

Не будем ханжами и проводим Парацельса по уму, то есть, по его достижениям, о которых можно прочесть во многих статьях. Во-первых, ему приписывают создание ятрохимии — врачебной химии, которую считают краеугольным камнем современной фармакологии и биохимии. Во-вторых, многие упорно утверждают, что он ввел в медицину опытный подход. То есть, в отличие от врачей-схоластов, он полагался не на теории, оторванные от реальности, а шел от жизни, полагаясь на наблюдения и результаты. Можно сказать однозначно, человек, сделавший в то время такие открытия, достоин не одной, а многих Нобелевских премий.

Странный опыт

Но давайте повнимательнее рассмотрим «опытный подход» Парацельса.

«Он страстно боролся с медицинской наукой своего времени и провозглашал ценность и необходимость „опыта“, но столь восхваляемый им опыт не имел ничего общего с сегодняшним пониманием опыта», — пишет Александр Койре, наш соотечественник, покинувший Россию перед революцией, и ставший самым известным историком науки в мире. Парацельса он изучал специально, и посвятил ему большой очерк.

Что же такое «опытный подход по Парацельсу»? Он несколько своеобразен — Какофраст признает только свой опыт, а опыт Авиценны, Галена и прочих великих медиков для него не существует. Проповедуя опытный подход, Парацельс практически исключает объект опыта — пациента. Будучи астрологом и алхимиком, он считает, что для постановки диагноза и выбора лечения сам больной не нужен. Про него все можно узнать по расположению звезд на небе.

«Для нас, — говорит Парацельс, — внешнее небо путеводитель по небу внутреннему». Внешнее небо это макрокосм, в котором отражается микрокосм — сам больной. И поскольку, небо внешнее перед глазами, а внутреннее, сокрыто от глаз кожными покровами, мышцами и прочими анатомическими структурами, лучше о нём судить по макрокосму. «Ибо кто смотрит вовнутрь сквозь кожу?» — задается вопросом Парацельс, и сам же отвечает: «Никто».

По его мнению, анатомия, изучающая строение человеческого тела, и проникающая внутрь его — тоже не нужна. Гогенгейм выступал против только начинавшихся медицинских вскрытий трупов, так как «внешнее небо учит и указывает, откуда происходит недуг у человека, а сам человек не показывает свой недуг». То есть, по сути, он даже отрицает необходимость осмотра и обследования пациента, а также необходимость изучения симптомов. Якобы «достаточно посмотреть на звезды, и вычислить его болезнь». Он вел себя как самые типичные врачи того времени, против которых так яростно выступал. Тогдашние доктора почти поголовно были астрологами. К слову, точно так же без осмотра он поставит диагноз своему современнику знаменитому гуманисту Эразму Роттердамскому. Согласитесь, вне всякого сомнения, такой опытный подход не может быть положен в фундамент современной медицины.

Ятрохимия или ятроалхимия

А теперь вернемся к врачебной химии (ятрохимии). Правильнее её называть ятроалхимией, которая бесконечно далека от привычной нам химии. Конечно, алхимики, многие из них были врачами, иногда проводили опыты, которые сопровождались химическими превращениями (их изучение — суть химии), но для развития настоящей химии гораздо больше пригодились не их исследования, а лабораторная посуда, используемая ими — реторты, колбы, мензурки и т.д. Химия и алхимия гораздо более отдалены друг от друга, чем алхимия и астрология. Поэтому, считать Парацельса родоначальником химии и фармакологии, оснований нет: «Не существует прямого пути от Гогенгейма к современной химии», — пишет швейцарский исследователь Парацельса Пирмин Майер.

Главное его новшество, использование вместо лечебных трав всякой «химии», главным образом, ртути, серы и сурьмы. Не странно, что от таких лекарств многие больные умирали. Парацельса стали обвинять в отравлениях. Он глубокомысленно отвечал: «А знаете ли вы, что есть яд? Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». На самом деле, эту сентенцию, которой пытаются часто показать новаторство Теофраста, придумали ещё в древней Греции.

О своих будущих врачах-последователях Парацельс говорит: «Они будут геомантами, они будут адептами, они будут археями, они будут спагириками, у них будет квинтэссенция». Не уверен, что современные потомки Гиппократа узнают себя в этом описании. Карл Юнг, врач, психоаналитик и философ, изучая Парацельса по первоисточникам, сознался, что кроме бунта против официальной медицины затрудняется «указать, какие другие врачебные открытия принципиального характера можно приписать Парацельсу». При этом, если мы заглянем в более древние труды Гиппократа, то сможем найти массу рецептов и советов, актуальных и сегодня. Такова история науки, за несколько веков до Парацельса и после она сильно ушла в сторону, и лечиться у врачей было очень опасно. Часто опаснее, чем болеть.

Пламенный революционер

Возможно, в силу этого бунтарства советские историки медицины записали Парацельса в разряд пламенных революционеров, и представляли его как предтечу современной медицины. Но в реальности, это был человек своего раздираемого религиозными войнами времени, бесконечно далекий от современной науки. Нам кажется более справедливым взгляд на него Александра Койре: «Парацельс является одним из самых любопытных авантюристов в истории человеческой мысли. Избыточная, даже сверхизбыточная фантазия, страсть к познанию и жгучий интерес к миру, к конкретной живой реальности, воплотились в его гении — варварском, но все же гении, — и распад средневековой науки вызвал у него возрождение и оживление самых примитивных предрассудков более, чем у кого-либо из его современников. Половина того, чему он учил — это не что иное, как фольклор, выряженный в причудливые имена, которые он с детски наивной радостью изобретал по всякому поводу или даже без повода; имена, которым он придавал „латинские“ и „греческие“ корни и окончания. Он наслаждался возможностью — противопоставить ученой терминологии своих современников и соперников ещё большую абракадабру».

А, как известно, в абракадабре, если постараться, можно откопать истоки всех наук.

Парацельс — биография и наследие

Биография Парацельса говорит о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь изучению тайн медицины и алхимии. Выдающийся средневековый доктор существенно опередил свое время и заметно повлиял на современное состояние медицины.

Ученый и алхимик Парацельс — биография

Из биографии Парацельса известно, что настоящее имя ученого Средних веков звучало так — Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Ложная скромность при выборе псевдонима явно не мешала ему — он добавил к имени знаменитого древнегреческого врача Цельса приставку «пара». Это означает — «подобный Цельсу».

Будущий врач и алхимик родился 21 сентября 1493 года в городе Эг, который сейчас называется Айнзидельн. Его родители имели непосредственное отношение к медицине. Мать до замужества была надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства. После свадьбы она оставила эту должность, поскольку занимать ее не имела права замужняя женщина. Она стала медицинской сестрой в этой же богадельне.

Отец Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм происходил из обедневшего дворянского рода. Он был врачом, медицинским наукам обучил и сына. Именно отец стал первым учителем Парацельса. Преподавал он сыну и философию, которой тогда придавали немалую важность. Семья имела отличную библиотеку, несмотря на то. Вильгельсм стал примером для своего сына, и уже в 16 лет последний был знаком с хирургией, алхимией и терапией.

Обучение и странствия

В 16 лет Парацельс навсегда оставил родной дом и отправился на обучение в Базеле. Это учебное заведение сейчас считается старейшим в Швейцарии. После окончания университета будущий ученый становится учеником Иоганна Третемия. Его учитель был аббатом, но сейчас его считают одним из величайших астрологов, магов и алхимиков в мировой истории.

После обучения у аббата Иоганна Третемия Парацельс отправился в Италию для обучения в университете Феррары. После окончания очередного учебного курса он получил звание доктора медицины. В сумме, получение образования вне дома заняло у ученого около 7-10 лет.

С 1517 года средневековый алхимик и врач отправляется странствовать по миру с целью изучения алхимии, магии и медицины. Он около 10 лет посещал европейские университеты, участвовал в военных кампаниях в роли медика, побывал почти во всех странах Европы, по слухам, был и в Африке. Сведения алхимик собирал не только среди врачей и ученых того времени. Большая часть знаний была получена Парацельсом во время общения с пожилыми целительницами, палачами, цирюльниками, цыганами и евреями. Известно, что он не избегал общения с ведьмами, которыми часто объявляли повитух.

Такие источники не использовались другими врачами. Благодаря этому уникальная коллекция рецептов и медицинских знаний Парацельса, собранная по всему миру, сделала его известным врачом того времени. Так, например, книга о женских болезнях была написана после обмена опытом с ведьмами и повитухами. Женщины не желали доверять свои тайны врачам-мужчинам, предпочитая лечиться у женщин. Поэтому медицина ведьм и лечение женских болезней в целом были тайными знаниями, доступными узкому кругу людей.

Такие связи не могли остаться незамеченными. Критики часто обвиняли доктора в пьянстве, бродяжничестве и некомпетентности на основе репутации людей, с которыми был замечен ученый. В возрасте тридцати двух лет алхимик вернулся в Германию, где занялся врачебной практикой, применяя полученные в странствиях знания. После нескольких случаев излечения больных он сразу же прославился, а сплетни потеряли значение.

Карьера врача и алхимика

В 1526 году ученый Парацельс стал бюргером в Страсбурге, а в 1527 году перебрался в Базель. Там он получил должность городского врача, а также профессора физики, медицины и хирургии. Лекции в университете приносили высокие доходы, как и врачебная практика. Лекции по медицине знаменитый доктор читал на немецком языке, что стало вызовом всей системе образования, которая обязывала учить студентов только на латыни.

Однако такое своеволие простили гениальному врачу средневековья. Лекции Парацельса не были повторением материалов, собранных Гиппократом и Авиценной. Он делился знаниями, которые были собраны лично. Профессор пользовался уважением среди студентов, которые желали получить практические знания, а некоторые консервативные коллеги приходили в ужас от лекций новатора. Особенно когда узнавали об источниках, из которых была добыта информация.

Читайте также  Положение протвиня в духовке 1

В 1528 году стычки с коллегами привели к конфликту с властями города. Парацельс был отлучен от преподавания. После этого он снова отправился путешествовать, на этот раз только по Европе. Когда Парацельс побывал в Нюрнберге, он столкнулся с обвинениями в мошенничестве, которое исходило от его коллег-врачей.

Парацельс не стал терпеть оскорблений. Он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, которых оскорбившие его «специалисты» считали безнадежными. Совет поручил заняться лечением нескольких человек со слоновой болезнью. Парацельс справился с этим за короткий срок. Об этом имеются записи в городском архиве.

Следующие годы ученый Парацельс путешествовал, изучал медицину, алхимию и астрологию. Он занимался лечением людей и никогда не оставлял врачебной практики. После 1530 года ученый занялся алхимическими опытами и написанием трудов, которые пользуются популярностью даже в наше время.

Последние годы жизни

В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.

24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.

Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.

Гномы — Парацельс впервые ввел этот термин

Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.

Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.

В 18 веке, уже после смерти Парацельса, гномы появляются в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.

«Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса

До наших дней дошло несколько цитат Парацельса. Даже в наше время, спустя несколько сотен лет, они не считаются лишенными мудрости. Самая известная цитата Парацельса звучит так:

Все есть яд, и все есть лекарство.

Величайший лекарь своего времени имел в виду, что любое вещество может быть лекарством в определенной ситуации, если правильно соблюдать пропорции при приготовлении лекарства. Был он известен и своими резкими высказываниями о коллегах, которых считал недостойными звания врача:

Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи — все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.

Парацельс редко стеснялся в выражении протеста против древней медицины. Во время работы преподавателем в университете он сжег научные труды, с которыми не был согласен. После этого он потерял работу.

Главной своей целью доктор ставил избавление людей от болезней:

Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Средневековый врач Парацельс — книги

Всего Парацельс написал 9 книг, но только 3 из них были выпущены при его жизни. Первая книга Парацельса называлась «Парагранум». В ней автор раскрывал тайны каббалы. Изучением каббалистики он занимался еще во время обучения у аббата после получения первого высшего образования. Так Парацельс объяснял важность этой науки:

Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… — все они матрицы благородной науки каббалистики.

«Парамирум» — следующая книга Парацельса, которая рассказывает о происхождении болезней и особенностях каждой из них. В ней он поделился всеми своими знаниями о природе человеческого организма и лечении различных заболеваний. Сейчас этот труд считают медико-философским.

Следующими книгами стали «Лабиринт заблуждающихся медиков» и «Хроника Картинии». В первой книге Парацельс подробно описал свои взгляды, не слишком стесняясь в выражениях. Кроме этого, на закате жизни были созданы труды «Философия» и «Потаенная философия», а также «Великая астрономия». В последней книге Парацельс описывает потусторонних существ, в том числе и гномов.

Какой была медицина Парацельса

Парацельс сделал значимый вклад в медицину. Первые лекарства были изобретены именно алхимиками, и он стал одним из первых. Парацельс стал основателем ятрохимии – науки, которая соединила химию и медицину. Попросту говоря, он ставил своей основной целью изобретение и испытание рецептов лекарств. Только в 16 веке благодаря Парацельсу и его последователям возникло такое течение, которое долгое время относили к алхимии, а не медицине.

Парацельс учил, что все живые организмы состоят из химических веществ в определенной пропорции. Если эти пропорции нарушены, это приводит к болезни. Химическими средствами можно вернуть баланс веществ в организме человека. Интересный факт — название цинку дал именно Парацельс. Он стал первым врачом, который использовал золото, сурьму и ртуть в лечении больных.

Идеи древней медицины, которые практически не приносили пользы, подверглись жесткой критике. Парацельс старался внедрять новые методики лечения больных, за что не был любим своими коллегами. Его считают одним из основателей медицины как науки. Нынешним состоянием медицины и фармакологии человечество также обязано Парацельсу.

Доктора и алхимика называют не только мудрейшим врачом средневековья, но и выдающимся магом и эзотериком. Его часто сравнивали с Лютером, который тоже был первопроходцем, но в религии. Правда, Парацельсу не нравилось это сравнение. Считалось, что ему был известен секрет философского камня, и он обладал лично приготовленным экземпляром. Ему приписывали возможность превращать металлы в золото и исцелять любые болезни.

В целом, о Парацельсе сложено немало легенд. Его личность несколько загадочна, но из биографии знаменитого средневекового хирурга можно почерпнуть интересную информацию для современного человека.

Биография Парацельса

Парацельс (1493-1541) – швейцарский медик, философ и алхимик, естествоиспытатель. Ему принадлежат великие реформы в медицинской науке и практике. Основоположник ятрохимии (направление, целью которого было поставить химию на службу медицине, а именно готовить лекарства). Критиковал древнюю медицину. Стал одним из основателей современной медицинской науки, всячески старался обогатить её химическими препаратами.

Родители

Парацельс появился на свет 24 октября 1493 года в городке Эг немецкоязычного кантона Швиц в центральной части Швейцарии. Тогда это была небольшая деревня в паре часов пешей ходьбы от Цюриха. Его имя, унаследованное от родителей, полностью звучит так – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс – это псевдоним).

Его папа, Вильгельм фон Гогенхайм – косвенный (незаконнорожденный) потомок старинного и славного дворянского рода Бомбастов. Когда-то этот дворянский род считался знатным, были в нём рыцари ордена Святого Иоанна, своя резиденция – замок неподалёку от Штутгарта. Но со временем род обеднел. Отец Парацельса был горд дальним родством с Бомбастами, но кроме гордости это не принесло ему ровным счётом ничего – ни славы, ни денег.

О матери Парацельса известно немного. Она имела вид крайне тщедушный, большая голова с кривыми худенькими ногами выглядели нелепо и некрасиво. До того, как вышла замуж, работала в богадельне Бенедиктинского аббатства надзирательницей. После бракосочетания пришлось уйти с этой должности, так как её не могла занимать женщина замужняя. Мама устроилась работать в лечебницу местного аббатства медсестрой.

Отец Парацельса занимался врачебной деятельностью, но не добился на этом поприще ничего особенного. Тогда он решил вывести в люди хотя бы единственного сына, чтобы он избежал в будущем нищенской нужды. Отец предопределил и уготовил ребёнку путь в священники, тогда это было единственной возможностью избавиться от нищеты и добиться благосостояния.

Учёба

Родительское воспитание Парацельса было простым, можно даже сказать крестьянским, утончённости и изысканных манер ему никто не прививал. Он не пил в детстве мёда, не ел мягкого пшеничного хлеба и фиников. Основной пищей в их семье были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Мальчик рос усердным и прилежным, ему нравилось читать книги и получать знания. Несмотря на бедность, в семье была отличная библиотека. Бывало, Парацельс настолько увлекался книжками, что просиживал над ними до раннего утра. Отец за это не ругал, несмотря на то, что ребёнок сжигал недешёвые по тем временам свечи. Вильгельм постарался передать сыну все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс почитал отца, всегда говорил, что это был его лучший наставник и друг.

Когда мальчик немного подрос, родители устроили его в монастырь Святого Андрея учеником. Упрямый к учёбе и усердный ребёнок вскоре проявил себя, как лучший ученик.

В шестнадцатилетнем возрасте юноша покинул отчий дом и отправился на учёбу в университет Базеля. Это учебное заведение сейчас одно из старейших в Швейцарии. Окончив его, он поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего получения образования. Учителем Парацельса стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который был знаменит тогда своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и даже магии.

Но, погружаясь в мир знаний, юноша стал понимать, что не всегда в книгах прописана истина, авторы тоже заблуждаются и делают ошибки, как простые люди. Парацельса больше стала привлекать практика, нежели теория. Он ходил в местные аптеки, в стеклодувную мастерскую, на горные разработки, где велась добыча свинца, благородных металлов, железной руды, сульфатов, цинка. Парень понял, что на практике получит гораздо больше необходимых знаний и опыта, чем сидя в монастыре за книжками.

В конце концов, он ушёл из монастырских стен и направился в итальянский университет Феррары. Получив в нём очередной образовательный курс, Парацельс ушёл из учебного заведения с дипломом доктора медицины.

Период странствий

В 1517 году дипломированный медик прикинулся нищим монахом и начал путешествовать. Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, как медик принимал участие в военных кампаниях, побывал во многих странах. Пешком прошёл через Францию, Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем поменял курс и отправился в Польшу, Венгрию, Литву, Хорватию. Побывал даже в Скандинавских странах, России, Константинополе, Африке и Палестине.

Встречаясь на своём пути с разными людьми, он беседовал с ними, слушал их рассказы, получая для себя новые знания. Не гнушался никакого общения, любую новую информацию впитывал с особенной жадностью. Беседовал равно, одинаково как с учёными, алхимиками, предсказателями и врачами, так и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, пожилыми целительницами и цирюльниками. Если считал полезным, то не стыдился учиться даже у бродяг, колдунов, ведьм и повитух. Они рассказывали ему свои секреты целебных отваров, которые способны остановить кровь, снять порчу, вылечить разные болячки.

Медиков он старательно просил поделиться секретами в искусстве врачевания, прилежно всё запоминал. У знахарок и банщиц узнавал, какой уход они обеспечивают больным, какими при этом пользуются средствами?

Особенно много опыта и знаний давала ему армейская практика – лекарем он поступил на службу в армию датского короля Христиана, был фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянный» за то, что никогда в лазарете не отсиживался, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где ему были доступны трупы, принесшие учёному немало новых открытий в устройстве человека.

Другие медики такой информацией не пользовались. Поэтому Парацельсу удалось собрать по миру уникальные рецепты медицины, что сделало его знаменитым врачом того времени. Например, на основании многочисленных бесед с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена эта область медицины была доступна лишь узкому кругу людей, так как женщины не решались идти со своими проблемами и болезнями к медикам-мужчинам.

Читайте также  Чай для похудения из трав в домашних условиях

Правда, в таком методе сбора знаний была и оборотная сторона. Парацельса часто обвиняли в связях с представителями низших слоёв общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Смерть

24 сентября 1541 года учёного нашли мёртвым в номере гостиницы. Настоящая причина смерти остаётся неизвестной, но есть предположение, что Парацельс был убит из зависти. Среди коллег-врачей у него было достаточно много врагов, они завидовали успеху и богатым знаниям учёного. Друзья Парацельса полагали, что завистниками был нанят убийца, который ударил тяжёлым камнем великого медика по голове. От полученной травмы он скончался через несколько дней. Позднее немецкими учёными был обследован череп Парацельса. На нём была обнаружена трещина, что подтвердило версию об убийстве.

Похоронили Парацельса в Зальцбурге на кладбище при церкви Святого Себастьяна.

Труды и сочинения

За время скитаний все свои наблюдения Парацельс тщательно записывал, анализировал, делал выводы. Он обладал потрясающей работоспособностью. Его друзья свидетельствовали о том, что за письменным столом он мог проводить по несколько дней подряд без сна. Парацельсу принадлежит девять книг:

  • «Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
  • «Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
  • «Лабиринт заблуждающихся медиков».
  • «Хроника Картинии».
  • «Философия».
  • «Потаённая философия».
  • «Великая астрономия»;
  • «Шнеебергская лёгочная болезнь»;
  • «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Основа учения Парацельса состояла в том, что все живые существа имеют в своём составе определённую пропорцию химических веществ. Как только эта пропорция нарушается, появляется заболевание. Восстановить баланс в организме человека и излечить болезнь возможно за счёт внешних химических веществ. Таким образом, он был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Также он первым начал применять в лечении больных сурьму, золото и ртуть.

Парацельс был жёстким критиком древней медицины, считал, что она практической пользы не приносит. Он занимался внедрением новых методик лечения, за что коллеги его не любили. Зато теперь он считается одним из основателей медицины как науки. Также обязана ему своим появлением и фармакология. Парацельсу принадлежат знаменитые фразы:

  • «Всё есть яд, и всё – лекарство. И то, и другое зависит лишь от дозы»;
  • «Главная цель алхимии должна заключаться не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Одно из его великих достижений – открыл болезнь силикоз (это профессиональное заболевание горняков), объяснил его причины и природу.

Из истории медицины. Жизнь замечательных врачей. Теофраст Парацельс

«Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», — такими вольнодумными речами настраивал против себя католическую церковь и собратьев по цеху Теофраст Парацельс — талантливый медик, хирург, ниспровергатель средневековых догм и алхимик, дуэлянт и скандалист. Будучи по характеру совершенно нескромным, он решил указать на свое превосходство в сравнении с величайшим медиком древности Цельсом, взяв латинскую приставку “para-“ и назвавшись Парацельсом, что означает «превосходящий Цельса».

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился недалеко от Цюриха в 1493 году. Образование он получил домашнее, благо отец его был медиком, разбирался в алхимии и имел хорошую библиотеку. Парацельс игнорировал книжное образование, хвалясь, что 10 лет не открывал книг. Он предпочитал обучение на практике. Общался со знахарками, повитухами и «ведьмами», которые брались за женские болезни. Женщины в то время не ходили к врачам, со своими болезнями они обращались к повивальным бабкам и старухам, лечившим травами. Начинающий медик приобретал рецепты у цыган, цирюльников и даже у палачей. Все, кто обладал тайными медицинскими знаниями и рецептами снадобий, которыми лечили раненых и ставили на ноги больных, представляли для него интерес.

Через некоторое время он решил, что в полной мере владеет секретами алхимии и направился в Базель, где получил должность городского врача. Претендуя на более высокую должность, Парацельс не смог подтвердить ни свое образование, ни ученую степень. Однако, рекомендации и протекции высокопоставленных друзей сослужили ему добрую службу. В то время латынь была официальным языком науки, и в частности, медицины. Однако, необразованный Теофраст Парацельс не владел ею, и читал лекции на немецком, низвергая своих предшественников с их пьедесталов. Будучи неуравновешенным и склонным к преувеличениям вследствие неумеренного пития алкогольных напитков, Парацельс устроил символический акт презрения своим древним коллегам и публично сжег произведения Авиценны, Галена, Гиппократа.

Вынужденный после скандала бежать из Базеля, он отправился в Европу. В Нюрнберге его коллеги поносили его как шарлатана и самоучку. Чтобы реабилитироваться перед городскими властями, он вызвался вылечить безнадежных больных, не взимая никакой платы. В архиве города до сих пор хранятся записи о чудесном исцелении больных слоновьей болезнью.

Путешествуя по всей Европе, он лечил, наблюдал, ставил опыты, вел исследовательскую работу. Плодом его странствований стали несколько серьезных медицинских трудов, некоторые из них дошли до нашего времени. В частности, в 1536 году увидел свет его самый известный труд в двух томах «Большая хирургия».

В Нюрнберге Теофраст Парацельс вновь отличился своим несдержанным нравом. Вылечив безнадежно больного желудочной болезнью католического священника и не получив от него обещанной награды, Парацельс подал в суд. Хитрый каноник всё обернул в свою пользу, и Парацельс решил выместить свой гнев на судьях. На этот раз он сбежал в Чехию, а оттуда, будучи преследуемым за смерть своих двух пациентов, вернулся в родные края. Поселившись в Зальцбурге, он обрел покровительство именитого герцога, жил в небольшом домике, а практиковал в собственной лаборатории. В 1541 году, на 48-м году жизни, Парацельс умер после скоротечной болезни, предположительно от рук своих недоброжелателей-коллег.

После себя Парацельс оставил весьма скромное состояние из лекарственных трав и химических соединений и порошков, нескольких золотых цепей и колец, а также серебряного кубка, металл которого был создан по его рецепту и завещан его матери, жившей в монастыре. Этот кубок и по сей день хранится в том же монастыре в Швейцарии.

Всего Парацельс написал 9 произведений, из них только треть увидела свет при его жизни. Самое полное собрание его сочинений из десяти книг увидело свет в 1689 году в Базеле. Теофраст Парацельс стремился обосновать природу всего сущего и не признавал действия тайных сил. Он призывал «молчать, если не знаешь причины». Среди его трактатов наиболее известны «Потаенная философия» 1533 года, «Философия» 1534 года, «Великая астрономия»1531 года и натурфилософская «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» 1536 года.

Новым словом Парацельса в медицине было изучение и применение им лечебного эффекта некоторых химических элементов и соединений. Например, в качестве лекарств он использовал сурьму, свинец, ртуть и золото. Он отвергал учение древних эскулапов о четырех соках тела и считал причиной всех явлений, происходящих в организме, химические процессы. Теофраст Парацельс превозносил химию и говорил, что «одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках». Он соединил химию и медицину и с тех пор химические препараты начали применяться в лечении болезней.

Парацельс создал науку «сигнатуру», подразумевая «подпись» природы на растениях. Он считал, что форма растений сама подсказывает человеку предназначение лекарственного средства. Например, лепестки или листья в виде сердца будут прекрасным сердечным лекарством, а похожие на почку – соответственно излечат почечные болезни. Он стал добывать из растений экстракты, делать эликсиры и тинктуры. Эта наука натолкнула врачей на мысль выделять из растений полезные химические вещества и применять их в лечении.

Именно Парацельсу принадлежит ставшее крылатым выражение о дозировке лекарств: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Он использовал дары природы, например, минеральные источники в качестве лекарственного средства. Знаменитый средневековый врач не верил в универсальные лекарственные формы и средства. Он считал некоторые болезни, например, сифилис, требующими специального подхода и особых лекарств, и лечил эту «французскую болезнь», или попросту «французку», ртутью.

Парацельс – одна из самых противоречивых фигур в медицине. Его называют шарлатаном, неучем и выскочкой. Клеймят его невоздержанный образ жизни, гнусный язык и порицание авторитетов. Другие же видят в нем новатора, создавшего собственное учение, основанное только на опыте и знаниях. Теофраст Парацельс утверждал, что «теория врача — это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта». Ученики, толпами сопровождавшие его, были уверены, что их Учитель владеет философским камнем, способным излечивать все болезни и превращать металл в золото. Влияние Парацельса на врачебную науку его времени было огромным. Его считают одним из основоположников и современной медицины.

Алхимия Парацельса

Для Парацельса алхимия была рабочим инструментом в изучении природы. Он применял знание алхимии в своей медицинской практике и считал, что «врач должен быть сведущим во всех областях философии, физики и алхимии как можно полнее и глубже. Он не должен испытывать недостатка знаний в этих областях. Именно поэтому врач — выше всех людей в познании природы, и это то, что позволяет ему помогать больным» («Вторая книга о сильнодействующем лекарстве для лечения ран»). Постоянно используя термин «алхимия», великий врач наполняет его новым значением, понимая не иначе как научный метод. В «Алхимии, третьем столпе медицины» Парацельс пишет: «Это неправда, как некоторые ветрено утверждают, что цель алхимии делать золото и серебро. Ее настоящее предназначение заключается в том, чтобы изготовить чудесные эликсиры и направить их на болезнь. Мое главное и единственное утверждение в том, что лекарственное средство состоит из эликсиров и что эликсиры являются основным орудием врача. Следовательно, если итогом всего является приготовление эликсиров, то из этого следует, что основой всего является алхимия. Знайте, что только эликсиры обладают силой и действием».

Итак, тот таинственный продукт алхимиков, который назывался «философским камнем», применялся не только для трансформации металлов, но также для приготовления лекарств и, как оказалось, в переводе на арабский язык называется «эликсир». Именно это название закрепилось за напитками, способными продлевать жизнь, сохранять молодость и здоровье.

Читайте также  Плазма крови человека содержит белок гемоглобин

Парацельс был учеником Тритемиуса, аббата Спонгейма, знаменитого немецкого богослова и историка, сочинения которого касались не только исторических и богословских вопросов, но также магии и каббалистики. Корнелий Агриппа — современник Парацельса, даровитый и богатый знаниями писатель, врач, философ, склонный к мистике, автор знаменитого в эпоху Возрождения учебника по оккультным наукам. Как и Парацельс, Агриппа вел полную приключений жизнь. Его сочинения были полны злой сатиры на науку, и вместе с тем он восстановил против себя церковь, из-за чего и был обвинен в ереси.

Итак, Парацельс пытался соединить знания алхимии с медицинской практикой, настойчиво утверждая, что только тот, кто знает сокровенные тайны природы, может создать полезные лекарственные средства. Его первоначальные представления о химии были связаны с алхимиками позднего средневековья, чей вклад в науку состоял в создании фармации. Позже он разработал свою систему приготовления лекарств из металлов и минералов.

Алхимия упоминается в этой книге постоянно, и наступил момент разобраться в этом термине.

Алхимия — слово арабского происхождения, где al обозначает определенный артикль. То есть алхимия — это перевод на арабский язык слова химия. Многие до сих пор считают, что средневековые алхимики стремились получать драгоценные металлы из недрагоценных с целью обогащения.

Трезубец Парацельса — атрибут ритуального магического искусства. Сам трезубец был металлический, а рукоятка деревянной или эбонитовой. На этом предмете были начертаны магические знаки — луна, рак, змея и другие, в том числе ряд слов с применением каббалистических приемов перестановки и подстановки букв. Трезубец символизировал мужчину и являлся по сути прибором, представлявшим собой магическую шпагу с тремя остриями. В руке мужчины он должен был говорить о его праве на созидание. В уменьшенном формате этот предмет применялся в герметической медицине при лечении мужской импотенции.

Их «технология» уже многократно описана в современных источниках. Для работы алхимику был необходим прибор для перегонки соединений, универсальный алхимический растворитель (так называемый азот мудрецов), личный магнетизм алхимика или природное электричество, а также «философский камень». Опишу простейший нагревательный прибор алхимиков. Он состоял из двух основных частей: первая — это источник огня, например масляная лампа, вторая — чаша с песком. В эту чашу погружали герметический стеклянный сосуд в форме яйца, наполненный смесью, подлежащей перегонке. Верхняя часть этого прибора представляла собой стеклянный купол, отражавший внутрь сосуда теплоту и образующиеся пары. Перегонка продолжалась несколько недель. Алхимики изобрели еще один оригинальный и простой сосуд. — реторту, соединяющую свойства колбы и холодильника. В верхней части реторты должна была быть трубка, отводящая пары при получении дистиллята.

Что касается универсального алхимического растворителя, то вряд ли можно провести полную аналогию между ним и современным химическим понятием о растворителе. Этот «азот мудрецов» — совсем не то же самое, что азот в понимании современных химиков. Само слово составлено из начальной буквы трех алфавитов (это еврейский алеф, греческая альфа и латинская альфа) и конечных букв тех же алфавитов (латинского зет, греческой омеги и еврейского тау). Монограмма выглядит так:

Это слово служило девизом алхимиков и символизировало мировой синтез. Символическим знаком универсального алхимического растворителя был тройной кадуцей Гермеса.

Тайну алхимического «философского камня» сегодня, пожалуй, не знает никто. Но старинные источники говорят о нем как об активном порошке красного цвета. Те алхимики, которые использовали «философский камень» и технику алхимической трансмугации элементов только с целью получения золота, получили впоследствии имя пафферов. Врачи использовали «философский камень» как лекарство и средство для продления жизни. В лечебных целях он применялся только после того, как проверялся в опытах превращения металлов. В бессмертие, достигнутое с его помощью, мало кто верит.

Эликсир — арабский перевод понятия «философский камень».

Врачей, владевших лечением эликсирами, было немного. Парацельс — один из них. Рассказывают, что он был приглашен однажды к тяжело больному пациенту, находившемуся буквально на смертном одре. Персона была очень важная, но никто из «светил» не решался взяться за его лечение. Парацельс оставил больному лекарство и ушел, взяв свой врачебный гонорар. Пациент поправился, приняв лекарство два раза. Парацельса, однако, ждала не слава, а изгнание из города. Ибо счастливо исцелившийся пациент затеял процесс, обвиняя врача в том, что он взял слишком большой гонорар за такое простое лечение. Суд подтвердил, что плата не соответствовала лечению и присудил вернуть деньги. Парацельс учинил характерный для него громкий скандал, заявив, что не имеет смысла лечить быстро, потому что пациенты не испытывают от этого удовлетворения. Любой гомеопат расскажет много таких историй, связанных с очень простой на вид методикой лечения.

Читайте также

Алхимия

Алхимия Филекой. Лал [287] Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

5. «Необъяснимая личная алхимия»

5. «Необъяснимая личная алхимия» Айн РэндПриведенная здесь заметка Генри Камма появилась в The New York Times 13 октября 1968 года под заголовком «Три минуты я чувствовал себя свободным».«Москва. На прошлой неделе на одну из грязных улиц Москвы на три дня как будто бы пришла

АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ

АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ Многие изменения в системе общественного сознания прямо перешли в управление бизнесом. Они проникли в среду, окружающую каждую фирму, даже больше, чем банковская, политическая или энергетическая системы. Кроме того факта, что бизнес не откроет свои

Химическая философия Парацельса

Химическая философия Парацельса Парацельс отрицал теорию четырех соков Гиппократа и Галена как основу медицинской практики, но поддерживал еще более древнюю концепцию четырех первоэлементов — огня, земли, воздуха и воды. Он использовал представления ранней

Космогония Парацельса

Космогония Парацельса Парацельс считал, что человек (микрокосмос) — прямое отражение вселенной (макрокосмоса): «Человек — дитя двух отцов. Один отец — земля, другой — небеса. От земли он получает материальное тело, от небес — свой характер. Поэтому земля создает его

Алхимия Ганемана

Алхимия Ганемана Одно время Ганеман преподавал в университете химию и хорошо знал арсенал веществ, из которых готовились лекарства. Но как врач, он на каком-то этапе понял, что нет никакой необходимости в том, чтобы бесконечно расширять круг лекарств за пределы

Беседа вторая: АЛХИМИЯ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Беседа вторая: АЛХИМИЯ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Слушательница П.: Я подумала, что есть смысл обсудить отношение в древней Индии к вопросу об алхимии и мутации, а также выяснить, не связаны ли открытия алхимии с тем, о чем вы говорите. Знаменательно, что Нагарджуна, один из крупнейших

Алхимия

Алхимия Филекой. Лал[580].Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

Парацельс

Официально:

Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм). 21 сентября 1493 – 24 сентября 1541. Знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии.

Неофициально:

1. Прославленный врач, естествоиспытатель и алхимик Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм был человеком не слишком-то послушным и скромным. Объездил весь мир, ссорился с властями, лечил людей и ставил опыты, писал книжки, преподавал на немецком, а не на привычной времени латыни, что тоже было вызовом.

2. Парацельс родился в семье врача из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать тоже была не чужда медицине – лечила монахинь в аббатстве.

3. Природа обделила Филиппа красотой – тщедушное тело, тощие кривые ноги, большая голова, но компенсировала недостачу незаурядными способностями к науке.

4. Будущий Парацельс получил прекрасное домашнее образование в области медицины и философии. К 16 годам он изучил основы хирургии, терапии и алхимии.

5. Взяв все, что можно, в семье, Филипп навеки покинул отчий дом и отправился учиться в университет Базеля. Степень доктора медицины он получил в Ферраре, оккультные учения постигал у знаменитого аббата Иоганна Тритемия в Вюрцбурге.

6. На этом его странствования не окончились. А только начались: за свою – менее, чем 50-летнюю – жизнь Парацельс объехал всю Европу. Медиком он участвовал во всевозможных военных кампаниях, навестил чуть не все европейские университеты, побывал в Англии, Шотландии, Испании, Португалии, Франции, в скандинавских странах, заезжал в Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова. Ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и даже в татарском плену.

7. Все путешествия Парацельс совершал не просто так, а собирая научную информацию. Он черпал ее не у одних лишь врачей и алхимиков, но и у самых разных людей: палачей, цирюльников, пастухов, цыган, повитух и так далее.

8. Филипп фон Гогенгейм считал, что превосходит знаниями и умением древнеримского врача Цельса и не оставил это мнение при себе, а объявил себя вслух Парацельсом – превосходящим Цельса.

9. Парацельс вообще не слишком стеснялся и был несдержан на язык: однажды он заявил, что его башмаки больше смыслят в медицине, чем авторитетные врачи древности. В знак презрения к древним врачам и существующим методам лечения он взял да и развел костер перед Базельским университетом и сжег на нем сочинения Аристотеля, Галена и Авиценны.

10. В 1530 году Парацельс навестил Нюрнберг. Местные врачи назвали его мошенником, и чтобы опровергнуть обвинения в шарлатанстве, он вылечил нескольких пациентов, больных слоновой болезнью.

11. Доктор обеих медицин, то есть терапии и хирургии, много думал о происхождении и протекании болезней. Именно Парацельс пресек вспышку чумы, первым применив нечто похожее на вакцинацию.

12. Горняков в то время косил силикоз. Парацельс сумел объяснить его природу и причины.

13. Именно Парацельс первым начал применять для лечения химические средства – Александр Герцен даже назвал Парацельса первым профессором химии от сотворения мира.

14. Парацельса считают дедушкой современной фармакологии. «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным», – это сформулировал Парацельс. Яд делает лекарством доза – переводим мы на современный язык.

15. Согласно «доктрине сигнатур» Парацельса, форма, окраска, вкус растения указывают болезнь, против которой оно помогает. Лечи подобное подобным скажет вслед за Парацельсом Ганеман и породит гомеопатию.

16. К другим важным достижениям Парацельса относят первое сочинение о женских болезнях – женщины в ту пору со своими хворями по врачам не ходили, и свои знания Парацельс почерпнул как раз у ведьм-повитух.

17. Астролог и алхимик, Парацельс разделял и заблуждения своего средневекового времени. Он понимал природу, как единое целое, состоящее из земли, воды, воздуха и небесного огня. У каждой из четырех стихий он выделял своего духа, причем для духа земли – гнома – Парацельс самолично придумал название. Он вывел его от греческого «гнозис», то есть знание.

18. Парацельс считал, что живые организмы состоят из ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы. Когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом. Если что-то преобладает или напротив, находится в недостатке, человека одолевает болезнь.

19. Избыток серы приводит, по мнению Парацельса к лихорадке или чуме, избыток соли – к расстройству желудка или водянке, а при избытке ртути возникает паралич.

20. Рассказывают что больших богатств Парацельс не накопил и умер в Зальцбурге вроде бы от отравления ртутью. Он всю жизнь пытался получить из нее золото, но в конце жизни признал поражение: «Из семени лука вырастет лук, а не роза, орех или салат».

21. Впрочем, последние исследования версию о ртути опровергают, а подтверждают, наоборот, версию насильственной смерти от рук бандитов, нанятых его врагами – лекарями. Врагов у Парацельса хватало – ведь бедняков он лечил бесплатно.

22. В 1976 году выяснилось, что швейцарцы считают Парацельса самым великим своим соотечественником, и потому его портрет поместили на самой крупной купюре в пять тысяч франков. Сбылись слова Фауста, прототипом которого, кстати сказать, считают Парацельса – остановилось прекрасное мгновенье.