- Для обновления воздуха в классе необходимо проветривание в течение
- График проветривания помещений в школе
- Важность проветривания
- Естественная вентиляция помещения школы
- Искусственная вентиляция
- График и продолжительность проветривания
- Виды проветривания
- Заключение
- Графики проветривания в школе по санпин.
- Законодательная основа в школах по Санпин.
- Сквозное проветривание классов.
- Скачать Санпин для школы 2020-2021.
- Для чего нужно проветривать классы.
- Естественное проветривание в школе.
- Приточно-вытяжная вентиляция.
- График проветривания в школе.
- Заключение.
- Почему важно при проветривании помещений соблюдать требования санитарных норм и правил?
- Гигиена воздуха в учебных кабинетах школы
- График проветривания в школе по СанПиН и его образец
- Важность процесса
- Проветривание естественным способом
- Искусственная вентиляция
- График и его нормы
- Когда необходимо осуществлять проветривание помещений для занятий
- Для чего нужно проветривание помещений для занятий
- Требования СанПиН к проветриванию
- График по длительности сквозного проветривания, рекомендуемый СанПиН
Для обновления воздуха в классе необходимо проветривание в течение
График проветривания помещений в школе
Проветривание кабинета – одна из важнейших задач, которая должна выполняться на протяжении учебного процесса, а также в неурочное время.
Одна из важнейших задач, которую необходимо выполнять на протяжении учебного процесса, а также в неурочное время -проветривание кабинета
Санитарные правила и нормы устанавливают определенные нормы касательно воздухооборота, температурного режима и влажности в учебных заведениях, однако в них не значится информация ни про длительность проветривания, ни про то, что считать правильно проведенным проветриванием.
Связанно это с тем, что для каждого помещения проветривание должно проходить по-разному, зависимо от размеров помещения, количества людей в нем, системы вентиляции, климата, времени года, погодных условий и п. р..
Рассмотрим основные понятия, связанные с проветриванием и установим наиболее подходящий график для проветривания кабинетов в школах.
Важность проветривания
«Застоявшийся» воздух становится причиной множества проблем, ухудшает работоспособность и самочувствие людей, находящихся в помещении, способствует развитию аллергии. Это отыгрывает большую роль в работоспособности.
В непроветренном помещении создаются благоприятные условия для появления плесени, клещей, аллергенов( особенно, в пыли).
В свою очередь свободная циркуляция воздуха решает эти проблемы, а также оказывает следующее влияние:
- нормализирует концентрацию кислорода и углекислого газа в воздухе, что важно для детской территории;
- значительно уменьшает концентрацию аллергенов, грибков и пыли;
- устраняет неприятные запахи;
- способствует регулировке влажности и температуры.
Регулярное проветривание кабинета в школе помогает предотвратить появление многих проблем
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
В осеннее и зимнее время проветривать кабинет в присутствии учащихся строго запрещено
Как и в дошкольных учреждениях, так и в школах на одного ребенка предусматривается около четырех-четырех с половиной кубометров воздуха при условии, что проветривание проводится каждый академический час.
Искусственная вентиляция
Кабинеты в школе также оборудуются искусственной вентиляцией, которая способна изменять характеристики воздушного потока (температуру, влажность). Однако механические вентиляционные системы в образовательных организациях используются нечасто. Обследование таких помещений показывает эффективность систем вентилирования.
Для поддержания комфортного микроклимата в проект вентиляции школы вносят приточные системы, которые обеспечивают поступления свежего воздуха помимо простого проветривания. В такой системе воздушные потоки проникают внутрь через решетку, которая также защищает воздухопровод от осадков. Далее поток проходит через фильтр для очистки от пыли и прочего мусора и в случае, если клапан открыт, поступает в кабинет.
Неотъемлемая часть приточной системы – калорифер, которые способен повышать температуру воздуха при необходимости, и вентилятор, который напротив – охлаждает воздух. Важной задачей при проектировке системы стало обеспечение звукоизоляции работающих приборов. Существует масса методов решения этой проблемы.
После манипуляций с температурой и влажностью воздуха потоки попадают в воздухопроводную сеть и распределяется по кабинетам при помощи специальной управляющей системы.
Для вывода воздуха, перенасыщенного углекислым газом используется вытяжная вентиляция. Время от времени необходимо проводить осмотр, оценку технического состояния и очистку приточно-выводных систем и ее составляющих.
Приточно-выводные системы значительно уменьшают необходимость в проветривании, так как обеспечивают дополнительное движение воздуха. Именно на уровне проектирование искусственной вентиляции определяется необходимость и частота проветривания школьных кабинетов.
График и продолжительность проветривания
График проветривания кабинета в школе по санпин предусматривает проветривание на протяжении двадцати минут до начала занятий, после чего каждый академический час на протяжении пяти-семи минут.
- В большинстве школ уроки начинаются в восемь часов утра, поэтому учитель или дежурный должны заблаговременно проветривать кабинет до прихода детей.
- После каждого урока, который стандартно длится сорок пять минут, необходимо опять проветривать класс. Кабинеты проветриваются при полном отсутствии детей, чтобы ребенок не простудился, а также имел возможность сменить обстановку и отдохнуть за приделами класса.
- После окончания первой смены в учебном заведении повторно должно проводиться в течении не менее двадцати минут. В зависимости от насыщенности воздуха.
После окончания первой смены в учебном заведении, школьный класс необходимо проветривать 20 минут
Большую роль играет правильный график проветривания учебных помещений. График и нормы проведения проветривания приведены ниже в таблице:
СанПиН 2.4.2.2821-10
Наружная температура | Длительность проветривания | Время проветривания |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже — 10 | 1-1,5 | 5-10 |
- При малых переменах – до 1 – 1,5 мин.
- При больших переменах – до 10 мин.
Виды проветривания
Для проветривания учебных заведений подходят три способа проветривания зависимо от времени года и длительность воздухообмена. Рассмотрим каждый в отдельности:
- Освежение воздуха через форточку в режиме «проветривание». Длительность такого проветривания не превышает пятидесяти минут и подходит для проветривания в неурочное время или перед занятиями. Однако такой метод сильно охлаждает помещение (хоть и благоприятно влияет на влажность). В зимнее время стоит отказаться от такого проветривания.
- Освежение воздуха с открытым окном. Такое проветривание длится значительно меньше (5-7 минут). Оптимально подходит для проветривания между переменами. В зимнее время потери тепла не так значительны, как в первом случае, однако так же присутствуют.
- Сквозняк. Прибегать к этому методу стоит нечасто и при отсутствии в помещении учеников. Такое проветривание позволит наполнить кабинет свежим воздухом в считанные минуты.
Заключение
В данной статье мы определили, какие задания выполняет проветривание, принцип работы вентиляции и приточно-выводной системы в учебном заведении, ее важность для поддержания и изменения микроклимата, рассмотрели нормы СанПиН относительно проветривания в школах, предложили оптимальный график проведения вентиляции в кабинетах и познакомили с основными способами проветривания.
Циркуляция воздуха в помещении играет внушительную роль для нашего здоровья и самочувствия. Так что не забывайте проветривать не только кабинеты, но и собственное жилье!
Графики проветривания в школе по санпин.
- Законодательная основа в школах по Санпин.
- Сквозное проветривание классов.
- Скачать Санпин для школы 2020-2021.
- Для чего нужно проветривать классы.
- Естественное проветривание в школе.
- Приточно-вытяжная вентиляция.
- График проветривания в школе.
- Заключение.
По СанПин проветривание в школе кабинетов необходимо, чтобы насытить воздух кислородом, отрегулировать влажность в помещении и снизить процент углекислого газа. Существуют нормы воздухооборота, температуры в классах, которыми должны руководствоваться руководители образовательных учреждений. Но в них не указаны подробности, касающиеся графика проветривания. Это связано с тем, что для каждого кабинета установлены свои нормативы, исходя из площади, количества человек, наличия вентиляции, климата и иных параметров.
Законодательная основа в школах по Санпин.
Режим проветривания кабинетов в школе по СанПин законодательно прописан в приложении (СанПиН 2.4.2.2821-10), принятом 01.09.2011 г и отредактированном 25.12.2013 г.
По нему любое образовательное учреждение должно опираться на принятые санитарно-гигиенические правила.
В главе VI указано, какие нормы к каждому классу, кабинету в школе предъявляются.
Основные из них гласят:
- Пп. 6.6 – классы проветривают на переменах. Сквозное проветривание проводят до начало уроков и после их окончания. Рекреационные допустимо проветривать во время проведения урока. Время определяется в зависимости от климата, погоды и работы отопительной системы.
Сквозное проветривание классов.
Таблица № 1. Сквозное проветривание по СанПин
- Пп. 6.7 – уроки физкультуры проводят в специально оборудованных залах с хорошим воздушным объемом и аэрацией.
- При наружной температуре воздуха выше + 5 С разрешено открывать окна с подветренной стороны.
- Скорость ветра при этом не должна быть выше 2 мс. Если ветер сильнее, а температура ниже, открывают 1-3 фрамуги.
- Сквозное проветривание разрешено только на 1-1.5 мин., если на улице – 10 С и ветер дует со скоростью более 7 мс.
- На перемене и при отсутствии учеников – 5-10 мин.
Важно! Нельзя допускать, чтобы температура воздуха внутри помещения при проветривании опустилась ниже + 14 С.
- Пп.6.8 – окна в классах, кабинетах должны иметь форточки. Как вариант — откидные фрамуги, которые должны функционировать в любое время года.
- Пп. 6.9 – площадь остекления сохраняется или увеличивается, если оконный блок меняется.
- Пп. 6.11 – собственные системы вентиляции в школе должны быть в следующих кабинетах: актовый зал, классы, столовая, бассейн, медпункт, санузлы и в кабинетах, где хранится инвентарь для уборки.
- Если при школе есть столярные, слесарные мастерские или кабинеты, в которых установлены плиты, для них оборудуют механическую вытяжку-вентиляцию.
- Пп. 6.12 – в школе концентрация вредных веществ не должна быть выше гигиенических нормативов, установленных в населенном пункте.
Скачать Санпин для школы 2020-2021.
Для чего нужно проветривать классы.
В застоявшемся, спертом воздухе, преобладает CO2 (углекислый газ), который негативно влияет на деятельность головного мозга.
Человек становится вялым, концентрация внимания падает.
Центральное отопление сушит воздух, при низкой влажности слизистые оболочки рта, носа пересыхают, возникает дискомфорт и создаются предпосылки к частым заболеваниям ОРВИ.
В не проветриваемом помещении увеличивается количество пылевых частиц, аллергенов, микроскопических клещей, создаются благоприятные условия для развития плесени на стенах.
Появляются неприятные запахи.
Получать знания или работать в таких условиях невозможно и запрещено по санитарно-гигиеническим правилам.
Чтобы стабилизировать температуру, влажность и концентрацию кислорода и проводят проветривание кабинета в школе по СанПин.
Естественное проветривание в школе.
Под ним подразумевают воздухообмен внутри помещения, проходящий без вмешательства человека. Возможно это из-за разницы температур на улице и в классах.
- Сквозь поры здания (материал, из которого построена школа).
- Через отверстия в конструкциях (щели).
- Сквозь форточки, фрамуги или неплотно подогнанные рамы, двери.
Конечно поток воздуха будет незаметным, количество кислорода, проникающее в помещение, будет зависеть от воздухопроницаемости материалов. Самыми лучшими считаются деревянные и кирпичные стены.
Важно! Один ребенок в течение учебного дня потребляет около 4 м3 воздуха. Для нормальной жизнедеятельности человека, кислорода, поступающего при естественной вентиляции, не достаточно.
Поэтому обязательно нужно открывать фрамуги, форточки.
Приточно-вытяжная вентиляция.
Она предусмотрена в каждой школе. С ее помощью можно регулировать влажность и температуру в помещении.
Необходимый микроклимат создается за счет воздуха, идущего через решетку и фильтр, на которых оседают мусор, крупные пылевые частицы.
Вентилятор, калорифер – часть вытяжной системы, при их использовании регулируют температуру в помещении и очищают воздух от углекислого газа.
Приточно-вытяжная система является вспомогательным элементом в школах при проветривании. Основная циркуляция воздуха обеспечивается через окна.
График проветривания в школе.
Соблюдая СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно параграф VI, на каждый учебный год составляется график проветривания кабинета в школе по СанПин, и утверждается директором.
До начала уроков проветривают 15-20 минут, открывая окна и двери. После каждого урока нужно открывать форточки (окна) на 5-7 мин.
Дети в это время должны находиться в коридоре, чтобы избежать переохлаждения в холодное время года.
Когда заканчивается первая смена, обязательно классы открывают и проветривают не менее 20 мин.
Таблица 2. Режим проветривания.
- Санпин: карантин в детском саду.
- Нарушение санитарных норм: административная ответственность, ук статья.
- Санпин: дошкольные образовательные организации и учреждения.
- Маркировка в детском саду по санпин.
- График проветривания в детском саду по санпин.
Заключение.
Проведение проветривания не требует материальных вложений, а его эффективность в учебный период заметна.
При соблюдении графика снижаются случаи заболеваний ОРЗ, ОРВИ, гриппом среди учеников и учителей.
При температуре воздуха в классах не выше + 22 С и хорошем насыщении кислородом повышается умственная активность детей, они менее сонливы, хорошо воспринимают учебный материал и меньше болеют.
Почему важно при проветривании помещений соблюдать требования санитарных норм и правил?
Люди на протяжении жизненного цикла постоянно находятся в социальном обществе. Это происходит в замкнутых пространствах, таких как детский сад, школьный класс, рабочие кабинеты. Общность людей приводит к тому, что рано или поздно свежего воздуха в помещении практически не остается. Всё заменяется на углекислый газ. Такое соотношение кислорода и углекислого газа негативным образом влияет на самочувствия. Дети и взрослые начинают чувствовать сонливость, недомогание, головные боли. Маленькие дети начинают капризничать, школьники перестают усваивать материал, у офисных работников снижается результативность рабочего процесса. Поэтому, чтобы избежать такого рода недомоганий был проведен расчет количества воздуха, необходимого для проветривания детских садов, школ, дошкольных учреждений, музыкальных залов, промышленных цехов, офисных помещений.
Проветривание помещений — очень важный момент
Прежде всего, стоит отметить, что нормы санпин устанавливают стандартные требования по воздухообороту и никаким образом не уточняют, на какое именно время должны быть открыты окна для поступления кислорода. Однако, берется в расчет ситуация, когда доступ с чистому и свежему воздуху несколько ограничен и проветриться не представляется возможным. Например, в пространствах большой площади, как цеха заводов или же помещение комаровского рынка. Проветривание в таких случаях проводится при помощи специальной вентиляции и системы воздухооборота, которая работает практически постоянно.
Не стоит недооценивать важность проветривания помещений не только в собственной квартире, но и в помещении для работы. От этого зависит самочувствие и бодрость.
Проветриваться должны любые помещения, где находятся люди
Нормы проветривания помещений в детском саду
Дети — это самая незащищенная часть населения страны. За ними нужен постоянный контроль, а также наблюдение за состоянием их здоровья. Растущий организм нуждается в постоянном притоке свежего кислорода и по этой причине были созданы специальный график проветривания в детском саду по нормам санпин. Образец которого можно выразить в следующих правилах:
- Проветривание или же вентиляцию помещения в детских группах следует производить не менее, чем раз в час;
- Oбновлять воздушное пространство свежим воздухов необходимо с учетом температуры на улице;
- В случае, если температура за окном ниже 10 градусов по Цельсию, то в таком случае воздухооборот свежего нужно проводить так: утром, перед приходом детей — проветривание 5-10 минут; каждый час-полтора — открытие окна на одну минуту.При этом стоит помнить, что дети не должны находиться у открытого окна с морозным воздухом и не должно создаваться условий для сквозняка.Желательно, на время проветривания детей переводить в другое помещение.
Проветривание в детском саду должно осуществляться согласно норм и правил
- В случае, если температура за окном от минус 5 до минус 10 по Цельсию, то в таком случае проветривание должно производиться утром и вечером, в отсутствие детей — 10-15 минут. И во время нахождения группы в помещении — одна — две минуты каждый полтора часа.
- Если температура воздуха на улице соответствует параметрам от нуля до минус пяти градусов по Цельсию, то в таком случае проветривание производится так:
- утром, вечером — 15-20 минут до прихода и ухода детей из сада; во время занятий и игр — каждые полтора часа по 2-5 минут.
- В весеннее и осеннее время года, когда температура воздуха соответствует параметрам от нуля до +5 градусов, то проветривание производится намного чаще и дольше: 3-7 минут каждый час-полтора; 20 минут перед приходом и уходом группы; при теплой погоде от плюс пяти градусов по Цельсию проветривание помещения в детском саду нужно производить по 5-10 минут каждый час и не менее 20 минут перед приходом и уходом группы.
Проветривание — очень важный аспект для хорошего самочувствия детей
Можно сказать, что для детского организма поступление свежего кислорода — это основная потребность для развития и хорошего самочувствия. Воздушное пространство не содержащее в себе большое количество углекислого газа благоприятно влияет на активность и любознательность детей, о чем должны помнить все воспитатели и родители.
Проветривание помещений в учреждениях образования
Вторым этапом общественной жизни каждого человека является посещение школы. Половину дня, а в некоторых случаях и целый рабочий день дети находятся в учебных классах и занимаются, преимущественно умственной деятельностью. К этому стоит добавить, что у школьников растущий организм, который нуждается в постоянном поступлении кислорода для развития структуры тела и мозга. Важность проветривания помещения очевидна как никогда. Также, стоит добавить, что чаще всего в небольших пространствах учебных кабинетов располагается от 20 до 30 человек одновременно, что способствует быстрому образованию большого количества углекислого газа в атмосфере, который будет негативно воздействовать на мыслительные способности детей и подростков.
Учебные классы необходимо проветривать
Поэтому классный руководителям, да и самим детям стоит придерживаться графика проветривания кабинета для учебы. Данный график, предлагаемый санпином предполагает пропуск свежего кислорода в течении 20 минут перед началом занятий, а также в течение дня на каждой перемене.
Установлено, что начало занятий — в 8.00 утра. Следовательно, дежурный по кабинету либо же классный руководитель должны приходить и перед началом занятий приоткрывать окна для получения в учебный кабинет притока свежего воздуха.
Также, следует учесть, что каждое школьное занятие длиться 45 минут, после чего следует перемена и отдых, во время которого тоже нужно производить проветривание помещений. При этом, школьники должны покидать учебный класс и отдыхать на коридорах школы. Покинуть проветриваемое помещение необходимо и для того, чтобы дети и подростки сменили обстановку и не подверглись продуванию прохладным воздухом.
Нормы проветривания в учебных помещениях
В особенность проветривания помещений в школах относится и то, что длительное проветривание нужно делать в период пересменки. Не менее 20 минут перед началом второй школьной смены нужно открывать окно и запускать свежий кислород.
Все эти действия способствуют бодрому настроению детей и подростков и внимательность к образовательному процессу.
Гигиена воздуха в учебных кабинетах школы
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»
Цель
Выяснить длительность и условия проветривания кабинета, обеспечивающие безопасность здоровья учащихся и учителей.
Описание
Проветривание кабинета – одна из важнейших задач, которая должна выполняться на протяжении учебного процесса, а также во внеурочное время. Санитарные правила и нормы устанавливают определённые нормы воздухооборота, температурного режима и влажности в учебных заведениях, однако в них не значится информация ни про длительность проветривания, ни про то, что считать правильно проведённым проветриванием. Связанно это с тем, что для каждого помещения проветривание должно проходить по-разному. Это зависит от размеров помещения, количества людей в нём, системы вентиляции, климата, времени года, погодных условий. Большую часть времени учащиеся и учителя проводят в школе, поэтому важно понимать, какие компоненты воздействуют на здоровье обучающихся, и каким образом можно поддерживать оптимальные условия в кабинетах школы посредством проветривания.
Гипотеза: концентрацию углекислого газа (СО2), кислорода (О2), температуру и влажность воздуха можно регулировать проветриванием кабинета.
Задачи
1. Изучить химический и физический состав воздуха, его основные характеристики: количество углекислого газа, кислорода, температуру, относительную влажность.
2. Изучить действие на организм человека изменения температуры, концентрации углекислого газа и кислорода, относительной влажности воздуха.
3. Определить оптимальные и предельно допустимые концентрации кислорода и углекислого газа в воздухе, оптимальные значения температуры и влажности воздуха.
4. Провести мониторинг состава воздуха при разных режимах проветривания.
5. Составить практические рекомендации о гигиенических нормах проветривания кабинета.
Исследование проводилось с 26 октября по 12 декабря 2018 года.
Измерения проводились на переменах при разных режимах проветривания:
1) без проветривания – при закрытом окне и открытой двери кабинета;
2) несквозное проветривание – при закрытой двери кабинета и открытом окне;
3) сквозное проветривание – при открытой двери и открытом окне.
Мониторинг основных показателей воздуха, температурного режима и влажности проводили с помощью датчиков цифровой лаборатории. Сравнивали полученные показатели с нормативами, утвержденными СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Результаты
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Без проветривания в учебном помещении за время четырёх уроков три показателя из четырёх не соответствуют норме: воздух становится суше, температура воздуха растёт и сильно увеличивается уровень углекислого газа.
Всё это негативно сказывается на самочувствии людей, находящихся в классе: повышение уровня углекислого газа приводит к повышенной утомляемости, потере внимания, головной боли; повышение температуры воздуха и снижение относительной влажности ухудшает теплоотдачу, увеличивает испарение воды с поверхности кожи и альвеол лёгких, тем самым повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему человека.
Вывод: режим работы в кабинете без проветривания недопустим.
При режиме несквозного проветривания концентрация кислорода практически не изменялась, а концентрация углекислого газа за один урок повышалась в среднем
на 30 %; температура в среднем увеличивалась на 1–2 °C, превышая при этом норму. Восстановление температуры приходило в норму только при 15–20-минутном проветривании. Относительная влажность уменьшалась на 2 % в течение первых двух уроков, затем увеличивалась на 4 %, что связано с увеличением времени проветривания.
Вывод: осуществлять несквозное проветривание имеет смысл только при большой длительности – 15–20 минут. В этом случае все показатели приближаются к норме, а 5–10-минутное несквозное проветривание при закрытой двери малоэффективно.
При режиме сквозного проветривания концентрация кислорода колеблется в пределах нормы; концентрация углекислого газа увеличивается за время урока в среднем на 15 %, находясь в диапазоне нормы, а к нижней границе нормы данный показатель приходит в течение пятиминутного проветривания; температура и влажность воздуха восстанавливались до нормальных показателей за 10–20 минут сквозного проветривания.
Вывод: сквозное проветривание наиболее эффективно приводит все гигиенические показатели в норму.
Оснащение и оборудование, использованное в работе:
- цифровая лаборатория Releon Lite;
- датчик кислорода;
- датчик углекислого газа;
- мультидатчик БИО-1 для измерения относительной влажности и температуры воздуха.
Перспективы использования результатов работы
Материалы исследования могут быть использованы для информирования обучающихся, педагогов и родителей о поддержании оптимального уровня гигиенических показателей воздуха при соблюдении сквозного режима проветривания в течение 10−20 минут (как в школе, так и дома).
Награды/достижения
Участник Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ, межрайонный этап
График проветривания в школе по СанПиН и его образец
Одной из важных задач в процессе учебного дня, а также после его завершения, является проветривание классных помещений. Его проводят на основе образца графика проветривания в школе по СанПиН нормам. Данные правила устанавливают требования, которые касаются температурных показателей помещения, воздухооборота и процента влажности в классах. Что касается длительности проветривания, то оно зависит от ряда факторов: количества людей, времени года, площади, условий погоды и системы самой вентиляции.
- Важность процесса
- Проветривание естественным способом
- Искусственная вентиляция
- График и его нормы
Важность процесса
Воздух, который застоялся, приводит ко многим проблемам. Люди начинают чувствовать себя не очень хорошо, их работоспособность значительно понижается. Возможен и фактор развития аллергической реакции, в результате чего ребёнку придётся покинуть занятия на неопределённое время, и он будет отставать в учёбе от своих одноклассников. Непроветренное помещение — отличная среда для развития клещей, плесневых грибов и аллергенов. Особо это касается пыли.
Стоит отметить, что решить эти проблемы поможет регулярная циркуляция воздушных потоков. Этот процесс оказывает следующее положительное влияние:
Приводит в норму показатели концентрации кислорода.
- Приводит в норму количество углекислого газа в помещении, что является важным моментом для территории, на которой постоянно находятся дети.
- Уменьшает количество пыли, содержащийся в воздухе, и грибков, снижает концентрацию различных аллергенов.
- Убирает сторонние запахи.
- Регулирует показатели температуры и/или влажности.
Проветривание естественным способом
Естественное вентилирование не включает таких изменений ОС, как влажность, температура, а также давление. Оно подразумевает самопроизвольный воздухообмен по причине разной температуры внутри и снаружи помещения.
Происходит естественное вентилирование разными способами:
- Сквозь поры самого здания, то есть сквозь материал его стен.
- Сквозь отверстия, которые имеются в конструкциях самого здания.
- Сквозь фрамуги или форточки.
- Сквозь щели в дверных рамах и оконных конструкциях.
Воздушный поток через стены будет зависеть от материалов, из которых они выполнены. Стены из дерева сосны и кирпича считаются воздухопроницаемыми. Но стоит учитывать, что проницаемость любого материала снижается, если помещение внутри отделать обоями либо краской.
Потоки воздуха, которые поступают через оконные просветы и дверные зазоры, незначительны. Поэтому для естественной вентиляции главным источником воздуха являются форточки, а также фрамуги.
Поток воздуха и его движение зависят от таких причин, как сила ветра и разность температурных показателей в помещении и снаружи. Понятно, что чем ветер будет сильнее, тем лучше проветривание. Если же на улице штиль и температурная разница минимальна, то воздухообмен будет осуществляться только за счёт процесса диффузии. Он пропорционален площади всех форточек и времени, которое затрачивается на проветривание.
По правилам, для нормального микроклимата в заведениях учебного характера форточки обязаны составлять минимум 2% от общей площади пола. По статистике данная площадь форточек равна одному квадратному метру и должна отворяться не меньше, чем на 45 градусов.
Иногда фрамуги предпочитают форточкам. Фрамуги — это глухие или открывающиеся части окон. Служат для плавного проветривания и имеют свои преимущества:
- Более высокая теплоизоляция, что дольше сохраняет тепловой показатель в помещении.
- Нет необходимости в её закрытии, когда в классе присутствуют дети.
- В холодное время (осень и зима) проветривать классы надо лишь в отсутствие детей.
Одного ребёнок в школе потребляет не менее 4 кубических метров воздуха — в том случае, когда проветривание проводится по инструкции.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
График и его нормы
График проветривания кабинета начальных классов по СанПиН включает двадцатиминутное проветривание до начала уроков, а затем по 5 –7 мин. после окончания каждого урока. Практически все школы начинают занятия в 8:00, поэтому дежурный должен заранее, ещё до прихода учеников, проветрить класс.
Повторное проветривание осуществляют после завершения каждого урока (через 45 минут). Чтобы избежать переохлаждения детей, проветривать кабинеты стоит, когда в них никого нет. После того как отучилась первая смена, классы проветривают не менее 20 минут.
Режим проветривания кабинета в школе по СанПиН 2.4.2.2821-10 представлен здесь:
Режим проветривания в школе по СанПиН имеет большое значение, так как циркуляция воздуха влияет на здоровье и самочувствие школьников, а также отражается на восприятии новой информации.
Когда необходимо осуществлять проветривание помещений для занятий
Проветривание помещений для занятий — процесс несложный, но очень важный. В помещении со свежим воздухом проще сосредоточиться и усвоить новую информацию. Проветривание — это дополнительная профилактика разнообразных инфекционных заболеваний, ведь болезнетворные бактерии и вирусы накапливаются в застойном воздухе.
Для чего нужно проветривание помещений для занятий
Особенно актуальным стал вопрос проветривания после установки в помещениях пластиковых окон. Если через деревянные конструкции воздух просачивался более свободно, то пластиковое окно «закупоривает» доступ к уличному воздуху.
Зачем нужно проветривание:
- В душном помещении резко снижается мозговая активность и общая работоспособность человека. Это касается всех детей в классе и самого преподавателя.
- Застойный душный воздух может приводить к кислородному голоданию и обморокам.
- Низкое содержание кислорода в воздухе ведет к быстрой утомляемости и головным болям.
- Проветривание в период эпидемий и разгара сезонных заболеваний — это доступная профилактика, так как приток свежего воздуха снижает концентрацию бактерий и вирусов в помещении.
- Проветривание уменьшает количество бытовой пыли в помещении и устраняет посторонние запахи, которые могут раздражать и отвлекать от занятий.
- Проветривание помогает быстро выровнять показатели температуры и влажности (влажное душное помещение наполнить сухим прохладным воздухом).
Требования СанПиН к проветриванию
В СанПиН 2.4.2.2821-10 прописано, что в учебных классах должна поддерживаться температура в пределах от +18 до +24 °С. В помещениях спортзала, мастерских, там, где проводятся секционные занятия, допустимый температурный режим лежит в пределах от +17 до +20 °С. Относительная влажность воздуха в учебных помещениях допускается в пределах 40-60%.
Правила устанавливают, когда необходимо проветривать помещение для занятий:
- классы, помещения для занятий проветривают во время перемен;
- сквозное проветривание проводят перед началом занятий и после их окончания.
К занятиям физкультурой выдвигаются особые санитарные требования: они должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Высокие физические нагрузки в душном зале могут привести к внезапному резкому ухудшению самочувствия детей.
В СанПиН указано, когда проветриваются помещения для занятий физической культурой:
- Проветривание проводят во время занятий в спортивном зале.
- Во время занятий физкультурой открывают одно или два окна с подветренной стороны (если температура не ниже 5 °С и скорость ветра не превышает 2 м/с).
- Если температура на улице ниже указанной и скорость ветра выше, занятия проводят при открытых фрамугах (от одной до трех).
- Если температура воздуха на улице ниже -10 °С или ветер больше 7 м/с, сквозное проветривание проводят только в то время, когда в зале нет детей (в течение 1-1,5 минуты). Во время перемен или в промежутке между сменами проветривание длится от 5 до 10 минут.
График по длительности сквозного проветривания, рекомендуемый СанПиН
Наружная температура, °С | Длительность проветривания на малых переменах, мин | Длительность проветривания на больших переменах и между сменами, мин |
от +6 до +10 | 4-10 | 25-35 |
от +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
от 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
от -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Если по какой-то причине учителя не соблюдают правила проветривания, если в классах душно и никто не заботится о притоке свежего воздуха, нужно сообщить об этом директору образовательного учреждения с просьбой принять незамедлительные меры по решению вопроса. Правила СанПиН придуманы для того, чтобы сохранять здоровье людей, поэтому пренебрегать ими нельзя.