Характеристика деятельности воспитателя детского сада

Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя

Светлана Савостьянова
Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя

Воспитатель (Ф. И. О.) осуществляет педагогическую деятельность в нашем образовательном учреждении с ___ года. В ___ году окончила (учебное заведение) по специальности (специальность). Имеет ___ квалификационную категорию по должности «воспитатель».

(Имя, отчество)воспитатель с высоким творческим потенциалом, имеющий хорошую теоретическую и методическую подготовку, успешно применяющий в своей профессиональной деятельности новые современные подходы в области педагогики.

(Ф. И. О) постоянно совершенствует свой уровень педагогического мастерства на курсах, семинарах,методических объединениях города Москвы:

• (перечисление всех пройденных курсов повышения квалификации, участие в конференциях, вебинарах.)

(Ф. И. О) пользуется уважением у коллег и родителей. Дети очень любят своего педагога. (Имя, отчество) обладает грамотной, выразительной, образной речью. Всегда доброжелательна, внимательна и тактична в общении с коллегами, родителями и детьми. С большим удовольствием участвует во всех развлекательных мероприятиях для детей, играя разные по характеру роли. Очень артистична, эмоциональна, сама подбирает и изготавливает костюмы и атрибуты, необходимые для роли. (Имя, отчество) всегда участвует в районных, окружных и городских конкурсах в номинациях «Творчество педагогов и детей».Неоднократно награждалась дипломами и благодарственными письмами:

(перечисление дипломов, грамот, благодарственных писем)

(Имя, отчество) знает и соблюдает все формы нравственного поведения и применяет моральные нормы в общении с детьми и коллегами, соблюдает принципы профессиональной этики, толерантности, обладает педагогическим тактом. В педагогической работе с детьми всегда использует индивидуальный подход, учитывая индивидуальные особенности воспитанников. (Ф. И. О.) умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника. Отмечает даже маленькие достижения ребенка, демонстрирует родителям, сверстникам, педагогам ДОУ его успехи.

Педагогом накоплено, разработано и систематизировано большое количество упражнений, игр, пособий, разработанных конспектов занятий для работы с детьми.

(Имя, отчество) пользуется авторитетом и уважением в коллективе, ее выступления на педагогических советах и семинарах вызывает интерес у коллег. Свой опыт работы она представляет на различных мероприятиях в ДОУ, районе,округе и городе Москвы:

(перечисление мероприятий)

(Имя, отчество) систематически анализирует уровень усвоения программного материала воспитанниками. Педагогическую работу строит в соответствии с нормативной базой и программно-методическими требованиями к организации работы с детьми дошкольного возраста. Организует образовательную деятельность детей с учетом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей дошкольников. Для того чтобы повысить интерес детей к обучению и осознанному усвоению знаний, (Имя, отчество) использует новые технологии, компьютерные программы для проведения различных форм деятельности.

(Имя, отчество)регулярно публикует свои методические разработки в СМИ:

(перечисление публикаций с указанием номеров сертификатов)

(Ф. И. О.) — добрый и отзывчивый человек, свои отношения с коллегами строит на доверии, уважении и требовательности, принимает активное участие в общественной жизни детского сада.

За личные и профессиональные качества (Имя, отчество) пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и родителей воспитанников.

Образец характеристики воспитателя детского сада ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО воспитателя, воспитателя МБДОУ №___– детского сада комбинированного вида ___района г. ___ ФИО воспитателя,.

Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЕНКА ФИО РЕБЁНКА, родился. В МДОУ поступил. в I младшую группу. В настоящее время.

Характеристика деятельности воспитателя

Вера Васильева
Характеристика деятельности воспитателя

Образование высшее педагогическое

01.03.2006г., Негосударственное образовательное учреждение «Столичный Гуманитарный Институт», г. Москва

Квалификация психолог, преподаватель психологии

Система повышения квалификации и переподготовки.

ГОУ ДПО Центр непрерывного художественного образования ДО г. Москвы 19.04.2010г. «Развитие художественных способностей дошкольников», (72ч.)

МИОО г. Москва, 09.03.2010г. «Руководство детской изобразительной деятельностью», (36ч.)

ГБОУ МЦ ЮВОУ г. Москва, 26.12.12г. «Применение информационных технологий в учебном процессе», (72ч.)

Награждена почетными грамотами и благодарственными письмами от ОУ,муниципалитета Юго-Восточного административного округа:

— за участие в V,VI,VII Международном благотворительном фестивале детского

творчества «Шедевры крошек или крошечные шедевры» 2009г., 2010г., 2011г. ;

— за организацию воспитательно – образовательного процесса ГОУ д/с №77, 2010 -2011уч. г. ;

— за участие в мероприятии и победу воспитанников ДОУ в районном этапе конкурса «Знай-ка!» 2011г. ;

— за участие в сотрудничестве педагогического коллектива ГОУ д/с №77 с педагогическим коллективом СОШ №469 ЮВАО по вопросам преемственности, 2011г. ;

— за участие в сотрудничестве педагогического коллектива ГОУ д/с №77 с

педагогическим коллективом ГБОУДОД «ДМШ №40 им. Новикова» ЮВАО,

по формированию основ культуры и искусства 2011г. ;

— за участие в конкурсах детского творчества уровня: ОУ, муниципалитета, округа

— за участие и организацию родителей и воспитанников ГБОУ д/с №77

победителей «Неделя игры и игрушки 2012 МГДДЮТ» г. Москва

— благодарственные письма от родителей воспитанников ГБОУ д/с №77, 2010-2012г.

За добросовестный труд награждена почетными грамотами и благодарственными письмами от ОУ, муниципалитета Юго-Восточного административного округа

Воспитатель Васильева Вера Евгеньевна знает и выполняет требования организационно-нормативных, правовых и методических документов, владеет теоретическими знаниями в области современных инновационных и педагогических программ. Регулярно повышает квалификацию и профессиональное мастерство (2010г. ГОУ ДПО Центр непрерывного художественного образования ДО г. Москвы «Развитие художественных способностей дошкольников», 72ч. ;.2010г. МИОО г. Москва, «Руководство детской изобразительной деятельностью», 36ч. ; 2012г. ГБОУ МЦ ЮВОУ г. Москва, «Применение информационных технологий в учебном процессе» 72ч.).

Знания, полученные на курсах повышения квалификации, умело применяет в работе с детьми, активно участвует в городских, окружных семинарах и мастер-классах.

На данном этапе,активно сотрудничает с редакциями журналов: «Аистенок», «Обучение и карьера», «Секретарь – референт», «Лиза – мой ребенок», опубликовала более 20 статей на педагогические темы. Содержание статей транслируют опыт воспитания и собственных детей: «Большая разница», «Моя прекрасная няня» — статьи о нюансах воспитания детей с разницей в 15 и более лет. Статьи на тему раннего возраста ребенка и поддержки молодых родителей («Еще один малыш не помешает») раскрывают перспективу плавного адаптационного периода в детском саду. Содержательны статьи и на тему развития у детей художественного творчества («Маленький дизайнер»).

Теоретическая профессиональная подготовка педагога полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к воспитателю детского сада. Основное внимание воспитатель обращает на использование эффективных методов развития и воспитания дошкольников, направленных на гуманизацию воспитательно — образовательного процесса, на развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка. Педагогическая концепция воспитателясозвучна основным задачам самообразования: «Применение инновационных технологий в нравственном воспитании детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным наследием России»

Зарекомендовав себя как творческий, умелый педагог, умеющий заинтересовать, увлечь детей деятельностью, воспитатель большое внимания уделяет созданию полноценной предметно – развивающей среды группы. Имея второе образование по специальности «Художественное кружевоплетение», квалификацию «Художник – мастер», является дизайнером – оформителем праздников и мероприятий в ДОУ. Созданные руками воспитателя и детьми уголок «Деревенская изба», макет «Сезонное дерево» способствуют у детей совершенствованию коммуникативной, познавательной, проектной деятельности и проведению опытов. Воспитатель превращает каждое занятие непосредственно образовательной деятельности в познавательный поиск, а результаты образовательной области «Труд», «Художественное творчество» в маленькие произведения. В книжном уголке возрастной группы представлена адаптированная подборка художественной литературы. Игры и игрушки соответствуют требованиям гендерного воспитания, с учетом интересов детей. Игровые уголки пополняются атрибутами, сделанными руками педагога, родителей и детей в результате совместного творчества.

Вера Евгеньевна умело взаимодействует с педагогами ДОУ и родителями своих воспитанников в вопросах воспитания. Являясь активным участником театрализованных представлений, праздников и развлечений, привлекает родителей и педагогов к совместной деятельности: участию в представлениях и выступлениях вместе с детьми, пошиву костюмов, изготовлению декораций. Являясь активным членом педагогического совета Дошкольного отделения «МАЯЧОК»,участвует в планировании программ приоритетных направлений ДОУ: «Здоровый ребенок», «Воспитание патриота большой страны». Включаясь в выполнение блоков программы «Воспитание патриота большой страны» музейная педагогика, организует детей и родителей к оформлению мини –музеев ДОУ: музей открытки, музей елочных игрушек; музей интернационального воспитания: «Мы — дети мира» коллекция фарфоровых кукол.

На педагогических советах, при тщательной подготовке, делится опытом перед своими коллегами, площадкой распространения собственного опыта в области повышения качества образования и воспитанияявляются СОШ и ДОУ социума:

— 2013г. НОД открытый просмотр окружного уровня «Рождественские колядки»;

— 2013г. семинар – практикум окружного уровня «Методика применения компьютерных технологий в перспективном планировании воспитательно – образовательного процесса»

-2013г. «Методика организации встреч с творческими людьми» открытый просмотр муниципального уровня «Встреча с режиссером театра».

-2013г. участник организации Всероссийской Православной выставки-форума ЦВЗ «МАНЕЖ» ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ «МОЯ ИСТОРИЯ. РОМАНОВЫ»

-2014 участие в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2014» в номинации «Воспитатель года»

Воспитанники Веры Евгеньевны – постоянные участники районных, окружных, городских конкурсов.

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Резюме руководителя РУКОВОДИТЕЛЬЗАВЕДУЮЩИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №7 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧАЛИНСКИЙ.

Характеристика деятельности воспитателя детского сада

Характеристика деятельности воспитателя детского сада

Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения.

Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) рассматривают деятельность человека не как какую-то совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат.

Комплексное исследование педагогической деятельности, ее структурных компонентов, проведенное в ЛГУ (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет) под руководством Н. В. Кузьминой (1967), показало, что она складывается из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.

Читайте также  Синдром хронической усталости

Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным тру дом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий. Важной составной частью педагогического труда, условием его эффективности в целом является высокий уровень гностической деятельности воспитателя. Она направлена на познание их родителей, анализ собственной педагогической деятельности, труда коллег.

Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности, дают возможность изучить предмет ее, выявить уровень развития как познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого из них.

Гностические действия воспитатель использует и для познания родителей, семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы в собственную педагогическую практику. Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка.

Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

Специальные исследования свидетельствуют о существенном отличии степени сформированности гностической деятельности у педагогов-«мастеров» и «немастеров». Воспитатели-«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его поведения, чутко воспринимать реакции детей на свои замечания, объяснения, умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.

Воспитатели различаются по уровню развития понимания детей. Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных черт ребенка, внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу. Оценка ребенка в значительной степени обусловлена его поведением в процессе бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь качества, которые способствуют или затрудняют организацию воспитателем детей, выполнение режима («спокойный ребенок», «дерется», «плохо ест» и т. п.).

Допускаются существенные ошибки как при характеристике группы в целом (особенно системы межличностных отношений детей), так и при оценке достижений отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен высокий субъективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении личности ребенка, микросреды его группы в целом.

Воспитателям среднего уровня понимания детей свойственно более полное и глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна более верная (по сравнению с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка, его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное Проникновение в структуру группы, мотивационную сферу детей. Однако проявляется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды (особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в изучении группы, отдельных детей, их микросреды.

Высокий уровень понимания характеризуется способностью достаточно верно охарактеризовать группу в целом, оценить развитие отдельных детей по существенным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью) дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотива- ционную сферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки ». С большой степенью достоверности эти педагоги определяют и уровень развития группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных отношений. Проявляется интерес и инициатива в изучении группы и каждого ребенка, всех подструктур его личностной микросреды. Для более глубокого понимания группы, отдельных детей используются социально-психологические методы исследования (подробнее см. главу 26). Информация, полученная в процессе гностической деятельности, помогает воспитателю грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную, отранизаторскую, коммуникативную деятельность.

Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием, планированием работы с детьми и родителями, с отбором материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы. Конструктивно-динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выражаются в умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г., 1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д. Большое значение имеет творческое воображение воспитателя. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т. д.

В структуре профессионального труда воспитателя существенное место занимает организаторская деятельность. В ее процессе он организует как деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения. Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный аспект. воспитатель детский педагогический гностический

С профессионально значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду, общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем-напарником и др.

Общение с (родителями — сложная, важная и пока еще малоизученная сторона коммуникативной деятельности воспитателя. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога (Котырло В. К., 1982). Родители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
статья на тему

Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) рассматривают деятельность человека не как какую-то совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_komponentov_deyatelnosti_vospitatelya_detskogo_sada_sada.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»

Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) рассматривают деятельность человека не как какую-то совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат.

Комплексное исследование педагогической деятельности, ее структурных компонентов, проведенное в ЛГУ (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет) под руководством Н. В. Кузьминой (1967), показало, что она складывается из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.

Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.

Важной составной частью педагогического труда, условием его эффективности в целом является высокий уровень гностической деятельности воспитателя — она направлена на познание их родителей, анализ собственной педагогической деятельности, труда коллег.
Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности, дают возможность изучить предмет ее, выявить уровень развития как познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого из них.

Гностические действия воспитатель использует и для познания родителей, семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы в собственную педагогическую практику. Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка.

Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

Специальные исследования свидетельствуют о существенном отличии степени сформированности гностической деятельности у педагогов-«мастеров» и «немастеров». Воспитатели-«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его поведения, чутко воспринимать реакции детей на свои замечания, объяснения, умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.

Воспитатели различаются по уровню развития понимания детей.
Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных черт ребенка, внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу. Оценка ребенка в значительной степени обусловлена его поведением в процессе бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь качества, которые способствуют или затрудняют организацию воспитателем детей, выполнение режима («спокойный ребенок», «дерется», «плохо ест» и т. п.).
Допускаются существенные ошибки как при характеристике группы в целом (особенно системы межличностных отношений детей), так и при оценке достижений отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен высокий субъективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении личности ребенка, микросреды его группы в целом.

Воспитателям среднего уровня понимания детей свойственно более полное и глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна более верная (по сравнению с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка, его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное Проникновение в структуру группы, мотивационную сферу детей. Однако проявляется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды (особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в изучении группы, отдельных детей, их микросреды.

Высокий уровень понимания характеризуется способностью достаточно верно охарактеризовать группу в целом, оценить развитие отдельных детей по существенным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью) дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотивационную сферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки». С большой степенью достоверности эти педагоги определяют и уровень развития группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных отношений. Проявляется интерес и инициатива в изучении группы и каждого ребенка, всех подструктур его личностной микросреды. Для более глубокого понимания группы, отдельных детей используются социально-психологические методы исследования.

Информация, полученная в процессе гностической деятельности, помогает воспитателю грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную, организаторскую, коммуникативную деятельность.

Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием, планированием работы с детьми и родителями, с отбором материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы. Конструктивно-динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выражаются в умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г., 1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д.

Большое значение имеет творческое воображение воспитателя. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т. д.

В структуре профессионального труда воспитателя существенное место занимает организаторская деятельность. В ее процессе он организует как деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения.

Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду, общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем-напарником и др.

Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами
или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога (Котырло В. К., 1982). Родители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

  1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 495 с.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: (учебное пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
  4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
  5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000 — 456 с.

Педагогическая деятельность воспитателя

Педагогическая деятельность воспитателя.

Педагогическую деятельность можно охарактеризовать как вид социальной деятельности, который направлен от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры, опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Личность воспитателя ДОО формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности, в которой выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат. Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

— деятельностных умений ребенка;

— интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

— личностных особенностей ребенка;

— поведенческих проявлений ребенка;

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Комплексное исследование под руководством Н. В. Кузьминой показало, что педагогическая деятельность и ее структура складываются из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.

Структура педагогической деятельности по Н.В.Кузьминой.

Содержание компонентов педагогической деятельности

Включает в себя с планирование, проектирование, с отбор материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы, а так же взаимодействию с детьми и родителями. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть возможные трудности в работе, в создании условий для их устранения. Такие умения позволяют планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе.

Воспитатель способен организовать процесс как деятельности детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для хорошего результата необходимо уметь заряжать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.

Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка. Данный компонент направлен на познание семейной микросреды ребенка, родителей, анализ собственной педагогической деятельности, труда коллег. Те умения, которые используются воспитателем в процессе данной деятельности, предоставляют возможность изучить предмет, выявить уровень развития процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), состояний, обнаружить мотивы его поведения, личностных качеств ребенка, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, а так же степень эмоционального благополучия каждого из них.

Данный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с воспитанниками, родителями, администрацией, коллегами. Именно отношение воспитателя определяет успех конструктивной деятельности и эмоциональное благополучие дошкольника в процессе обучения.

Принято считать, что специфика деятельности воспитателя ДОО состоит в том, что он обязан обеспечить детям эмоциональное благополучие, создать психолого- педагогические условия для развития способностей и склонностей детей, предоставить им широкий выбор различных видов деятельности, индивидуализации образования. Образование в дошкольном возрасте не предполагает обязательного усвоения определенных знаний в строго заданном объеме, что отличает его от образования на других возрастных этапах развития ребенка. Педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников, руководствуется игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Эти виды деятельности, в силу возраста детей, требует особых условий. Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям, которые, в свою очередь, ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

Профессиональные и личностные требования к воспитателю.

На мой взгляд, современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться.

Я считаю, что основные требования к воспитателю ДОО должны быть такие:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность, к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что все эти требования к воспитателю детского сада влияют на уровень обучения воспитанников. Я считаю,что требования к профессионализму и личности воспитателя должны быть такие:

Требования к профессионализму и личности воспитателя

Воспитатель должен ЗНАТЬ:

Воспитатель должен УМЕТЬ:

Психологию одарённости, диагностику и методы ее выявления, виды, стимулирующие условия ее развития

Возрастные особенности проявления признаков одаренности

Программы (комплексные и специализированные)

Нормативную базу по проблеме

Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы

Современную научно-методическую литературу по проблеме

Специфику методов и приемов работы по развитию способностей

Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка

Специфику методов и приемов работы по развитию способностей

Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка

Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат

Возможности для развития ребенка в условиях семьи

Эффективные формы и методы работы с родителями

Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в группе

Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики

Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми

Создавать развивающую среду

Применять инновационные технологии и методики

Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми

Проявлять свои личностные творческие способности

Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности

Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)

Взаимодействовать со всеми специалистами ДОО, занимающимися с одаренным ребенком

Строить позитивные межличностные отношения с ребенком

Разработать образовательную программу кружковой работы

Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов

Организовывать оптимальные формы работы с детьми

Организовывать работу с родителями

Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит ему работать по стандарту.

Профессиональный стандарт –это характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе все требования к педагогам всех ступеней образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638). Профстандарты нужны для того, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности, а так же необходимы при разработке образовательных программ (профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:

• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Виды деятельности воспитателя в детском саду

В свете принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется деятельности воспитателя в детском саду. До этого выпускник ДОУ должен был обладать рядом навыков и умений при поступлении в первый класс школы. Сейчас больше внимания уделяется формированию полноценной личности с отлично развитыми коммуникативными и интеграционными способностями.

Для этого необходима хорошо организованная и подготовленная профессиональная деятельность воспитателя детского сада, включающая в себя многочисленные аспекты. Благодаря этому педагог сможет передать детям все свои знания, обучить необходимым навыкам и умениям, подготовить к будущей жизни, развить социальные и коммуникативные навыки.

Разновидности деятельности сотрудников ДОУ

Работа педагога детского дошкольного учреждения разнообразна и состоит из множества различных элементов. Каждый из них направлен на развитие определенных качеств ребенка, а суммарно все они позволяют получить гармонично развитую личность, превосходно подготовленную к функционированию к новой среде – в школе.

В состав профессиональных обязанностей каждого педагогического сотрудника дошкольного детского учреждения входят следующие:

  • Педагогическая деятельность воспитателя детского сада. Она направлена на развитие социальных навыков воспитанников, защиту их прав и интересов, развитие грамотной, четкой и правильной и речи ребенка, формирование базовых знаний в математике. В это направление входит внедрение сюжетно-ролевых игр и инновационных методик обучения, проведение занятий по физической культуре, наблюдение за природой и природными явлениями, поведением домашних животных в живом уголке, а также соблюдение гигиенических норм и правил. Благодаря всему этому дети могут получить базовые знания в разных областях жизни, которые разовьют их как личность, сформируют характер и помогу стать полноправным членом общества.
  • Проектная деятельность воспитателей детского сада. Целью этого метода воспитания является формирование творческой личности ребенка, способного самовыражаться через собственные способности и умения. Проектная деятельность имеет множество вариантов, связанных с возрастом воспитанников и стоящими перед ними задачами. Проекты в ДОУ могут быть исследовательско-творческими, ролево-игровыми, информационными, ориентированными на практическое применение результатов исследования, и творческими. Все разновидности проектной деятельности в детском саду позволяют раскрыть потенциал воспитанников и научить их получать и использовать необходимую информацию.
  • Исследовательская деятельность работника детского сада. С момента своего появления на свет ребенок находится в состоянии непрерывного познания мира вокруг себя. Задача специалиста ДОУ состоит в том, чтобы грамотно направить эту активность в необходимое русло, обеспечить ребенку безопасность и заинтересовать его определенными темами. Чем больше малыш видит и познает, тем более гармоничной и прекрасно развитой личностью он становится.
  • Методическая деятельность воспитателя детского сада играет важную роль в качестве и эффективности педагогического процесса. Методическая работа – это творческий комплексный процесс, включающий в себя постоянное совершенствование приемов и методов обучения и воспитания подрастающего поколения.

Содержание деятельности воспитателя детского сада включает и обязанности по своевременному и грамотному составлению необходимой документации, участие в реализации основных образовательных и воспитательных программ, повышение компетентности и внедрение инновационных методик.

Роль воспитателя в развитии детей

Воспитатель принимает активное участие в организации деятельности детского сада. Его роль заключается в том, что он учит и воспитывает постоянно, вне зависимости от того, какие задачи выполняет в конкретный период. При этом перед каждым педагогическим звеном стоит своя цель.

Например, деятельность младшего воспитателя в детском саду больше связана с физической работой, но не исключает непосредственного влияния на воспитание и образование детей. Нянечка следит за гигиеническим состоянием воспитанников, обучает их навыкам ухода за собой, учит пользоваться столовыми приборами, красиво и воспитанно есть, правильно вести себя за столом, ухаживать за помещением группы и игрушками, выполнять множество других функций. Няня – основной помощник руководителя группы, участвующий в процессе обучения и воспитания детей, их социализации и интеграции в общество.

Деятельность старшего воспитателя детского сада связана с формированием методики обучения и воспитания, координацией действий всех уровней педагогического состава ДОУ.

Проведение самоанализа

Для оценки качества и успешности работы педагога используется самоанализ деятельности воспитателя детского сада. Это способ выявления успешных сторон работы педагога и определения потенциальных недостатков. Также самоанализ педагогической деятельности воспитателя детского сада используется при прохождении аттестации для получения высшей категории или подтверждения уже имеющейся.

Как и в России, самоанализ деятельности воспитателя детского сада в Беларуси является важной составляющей работы педагогических сотрудников. Он строится на основании рекомендаций МО Республики Беларусь и является оценкой деятельности сотрудника детского сада. Это очень важно для прогресса самого сотрудника ДОУ и качества его работы с детьми.

Этот важный документ заключает в себе весь опыт педагогической деятельности воспитателя детского сада и является своеобразным анализом проведенной работы. В него включаются все разновидности работы педагогического состава: игровая и познавательная активность, культурное, патриотическое и нравственное воспитание.