Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Профилактика переутомления у школьников

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие — и медики, и педагоги, и родители. Учебные и домашние занятия оказывают на организм ребенка психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Чтобы у Вашего ребёнка не было переутомления, его нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, потому что позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины. Постоянные условия ограничения времени «цейтнот» -и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова. В начальной школе немаловажный источник напряжения -высокие требования к скорости чтения и письма. Общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке -третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; проблемы с засыпанием). Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания «все надоело, устал» и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д. У некоторых переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение — следствие нервного перевозбуждения. Следствие перегрузок -не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки («не справляюсь -значит, неспособный»). Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Постарайтесь адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:

-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.

-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.

-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Не допускайте травмирования ребёнка словом и несправедливым отношением. Разговаривайте с детьми спокойным тоном. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник). Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач. Не запугивайте ребёнка. Не подавляйте его инициативу.

Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.

Любите своего ребенка таким, какой он есть!

Выступление на ШМК «Профилактика утомляемости первоклассников, как элемент здоровьесберегающих технологий»
консультация по зож (1 класс)

Время начала обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

У детей младшего школьного возраста, в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. В выступлении представлен практический материая, который будет полезен классным руководителям и может применяться на уроках во время динамических пауз и физкультминутках.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_utomlyaemosti_pervoklassnikov_kak_element_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx 22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМК классных руководителей: «Профилактика утомляемости первоклассников, как элемент здоровьесберегающих технологий».

В последнее время набирает актуальность тема профилактики утомления обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, особенно это касается учащихся 1-2 классов. У детей этого возраста не сформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста занятия, что приводит к низкому качеству обучения в целом.

Время начала обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

У детей младшего школьного возраста, в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности (Хрипкова А.Г. и соавт., 1990). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) утомление легко переходит у детей в переутомление. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

− Поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

− Физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

− Психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления у младших школьников часто проявляются в нарушении поведения: они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушая дисциплину. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, обучающиеся становятся вялыми, пассивными, медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном напряжении. В такой ситуации логично задаться вопросом: «Можно ли работать без утомления?» Ответ будет таков: учебный процесс не может исключить утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Начальные признаки утомления:

  1. снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  2. ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  3. ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  4. ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

Поэтому так важно предупреждение утомления обучающихся на уроках, которое зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала;
  • эмоционального состояния учащихся;
  • насыщенности видов учебной деятельности.

Чтобы отдалить момент наступления утомления на уроке педагогу можно использовать следующие моменты:

— Учитывать психофизиологические особенности детей, зону работоспособности обучающихся.

— Соблюдать гигиенические условия в кабинете.

— Занятия должны носить деятельностный характер.

Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушка Нюша, которая присутствует на каждом занятии и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки, логоритмические упражнения), элементы театрализации (игры-диалоги, разыгрывание ситуаций по ролям, инсценирование), психогимнастика.

— Психофизический комфорт ребенка на уроке.

Это важнейшее условие предупреждения их утомления. Для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др. Для понимания и отслеживания эмоционального состояния младших школьников, можно использовать метод «Цветопись Лутошкина», основанный на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. (Детям предлагается выбрать листок с «Цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение. Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый- равнодушие (трудно сказать)).

— Включение в урок физминуток.

Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить. Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, раздражительность и вспыльчивость. Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз.

Основные критерии при составлении комплекса физкультминуток:

  • Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой (Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение).
  • Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер. − Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Разрядка снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление.

Например: Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).

— На уроках можно использовать различные релаксационные игры-пятиминутки, этюды и упражнения по психогимнастике, сопровождающиеся снятием психического напряжения:

Упражнение «Звуки » — дети садятся удобно, закрывают глаза. Задание им прислушиваться и запоминать все звуки вокруг. Затем можно обсудить кто что услышал.

Упражнение «Одуванчики» Дети садятся на корточки. Учитель говорит: «На лесной поляне выросли одуванчики (дети встают). Это были прекрасные цветы с ярко желтыми головками. Солнышко касалось своими теплыми лучами каждого одуванчика. А цветы грелись и от удовольствия поворачивали свои золотистые головки за солнцем (плавно поворачивают головы вправо-влево). Но вот их головки покрылись белыми пушинками и стали похожи на шарики (складывают ладошки над головой). Поднялся ветер, головки одуванчиков рассыпались на маленькие пушинки (разводят руки в стороны и трясут всем телом). Ветер утих и пушинки приземлились на землю (садятся за парты).»

Упражнение «Лимонный сок» . Возьмите в руку лимон и выжмите из него сок, весь до последней капли (дети поочередно сжимают, а затем расслабляют правую и левую руки). Лимонный сок получился кислым-кислым (морщатся). Потом мы добавили сахар, и сок стал сладким (дети улыбаются)

Если соблюдать эти меры профилактики утомления в учебном процессе, то и вы, и ваши обучающиеся получат удовольствие от таких уроков, что, несомненно, скажется на настроении, самочувствии и успеваемости детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу.

ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ.

В данном материале хочу поделиться опытом работы с применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного.

Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении.

Выступление на педсовете. «Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.».

Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю.

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

  • От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
  • Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

    Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

  • Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
  • Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
  • Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
  • Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
  • Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
  • Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
  • Доклад на тему: «Предупреждение утомляемости в 1 классе»

    Текст доклада можно использовать на первом родительском собрании в 1 классе по предупреждению и сохранению здоровья.

    Просмотр содержимого документа
    «Доклад на тему: «Предупреждение утомляемости в 1 классе»»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка

    Долгоруковского района Липецкой области

    Доклад на тему:

    «Работа по предупреждению утомляемости в 1 классе»

    Панова Светлана Геннадьевна

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ с. Стегаловка

    Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, так как при поступлении в школу шестилетки оказываются в новой «социальной ситуации развития». На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, что отрицательно сказывается на развитии учащегося. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы. Поэтому при организации учебного процесса нельзя отставлять без внимания физиологические особенности ребенка. У шестилетних первоклассников порог слышимости ниже, чем у более старших детей, зрительный анализатор очень чувствителен к нагрузкам, возникающим при работе на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении, письме и другими знаками, а также длительное сидение за партой в наклонной позе. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая нагрузка, у него быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается и к концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечнососудистой систем. Поэтому необходимо помочь учащимся сохранить психическое и физическое здоровье первоклассников.

    В первую очередь я уделила повышенное внимание требованиям к режиму урока. Урок проводила 35 минут. На 15 – 17 минуте каждого урока (кроме физкультуры) включала физкультминутки продолжительностью 2 – 3 минуты, включающие 3 – 4 упражнения, повторяющиеся несколько раз. Упражнения имели практическое полезное значение для развития мышц рук, ног, туловища, шеи, несущих определенные нагрузки, практически не меняющиеся в течение всего урока. А также предлагала выполнить двигательные задания (хлопки при счете предметов, счет маховых движений ног), гимнастику для глаз:

    Зажмурить глаза, а потом открыть их. Повторить 5 раз.

    Сделать круговые движения глазами: налево – вверх — направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.

    Вытянуть вперед руку, Следить взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз.

    Посмотреть в окно вдаль в течение 1 минуты и др.

    Наряду с учебной деятельностью проводила работу по предупреждению и сохранению здоровья первоклассников. При изучении тем «Сравнение предметов или фигур по форме, цвету, размеру», «Многоугольники» проводила следующие упражнения, находясь в классе дети искали предметы разных геометрических фигур, в частности многоугольники, упражняясь в счете их сторон и вершин. Счет предметов стал более интересным, так как он сочетался с заданиями, требующими умения самостоятельно сравнивать, выделять предметы и группы предметов из окружающей обстановки.

    Для закрепления представлений о геометрических фигурах провожу физкультурную паузу. В уголках доски вешала вырезанные из бумаги квадрат, круг, прямоугольник, овал. Дети должны найти ту или иную фигуру и обвести ее глазами, не сходя с места и не поворачивая головы и корпус туловища. На уроках письма во время объяснения дети, держа ручку в вытянутой руке, прописывая в воздухе букву или слог одновременно со мной во время показа на доске.

    Учащимся 1 класса трудно усваивать материал в процессе познавательной деятельности, у ребенка возникают трудности при отвлечении от конкретных явлений, предметов, ситуаций. Эти особенности подчеркивают важность применения в обучении первоклассников средств наглядности.

    Наглядность реализовала с помощью различных средств:

    — предметных (овощи, фрукты);

    — изобразительных (иллюстрационных): картины, фотографии, иллюстрации, портреты;

    — условных (таблицы, схемы).

    Первое полугодие в школе самое трудное, так как в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, а в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. Поэтому при обучении учащихся в 1 классе особое место отвожу дидактической игре, игровую деятельность использую для усвоения понятий, темы, учебного материала. Ее использование в учебном процессе позволяет воплотить недостаточность опыта, учит ребенка регулировать свои актуальные потребности, импульсивную активность, утомляемость. Игра должна входить в учебный процесс, так как воспитание, обучение и развитие осуществляются только в игре, а также развивают в детях полезные для учебы психологические структуры (внимание, воображение, речь, память). Именно игра позволяет сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка.

    На уроках обучения грамоте использовала игры: «Закончи предложение» или «Составь предложение», «Цепочка слов», «Угадай слово», «Что лишнее», «Я начну, а вы продолжите», «Кто здесь живет?», «Занимательные квадраты» и другие.

    Эти игры направлены на выработку умений:

    — деление слова на слоги, определение места ударения в слове;

    — формирование умения определять и называть ударный слог;

    — выделение и распознавание звуков;

    — чтение слогов (слияний), слов, предложений;

    — упражнения в подборе слов с определенным количеством слогов;

    — распознавание гласных и согласных звуков;

    — выделение первого и последнего звука в словах и др.

    Одна из важнейших задач, которая встает перед учителями начальных классов в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения. Сначала взгляд ученика концентрируется только на одной букве, поскольку в это время ему требуется значительные усилия для ее распознавания, соотнесение с соответствующими звуками. По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, восприятие букв автоматизируется, взгляд ученика начинает охватывать 2 – 3 буквы, которые стоят рядом, а потом целые слова.

    Для ускорения темпа работы, лучшего восприятия и меньшей утомляемости у детей на уроках, давала упражнения, по развитию зрительного восприятия, которые начинались с распознавания букв, слогов и слов, восприятие материала для чтения и последующее его воспроизведение (на протяжении 2 – 3 секунд): «Глаз – фотограф», «Сосчитай буквы», «Кто быстрее найдет» (На доске вразброс слоги или буквы), «Найди лишнее» (Слово или картинку), «Угадай слово или букву» и другие.

    Наибольший интерес вызывали у детей следующие уроки: урок – путешествие, урок – игра, урок – соревнование. Это позволяло создать эмоциональный фон урока, подготовить детей к чувственному восприятию учебного материала, создать ситуацию успеха для каждого из учеников, так как детям трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности, она вызывает больше утомляемости. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наибольшее впечатление, с чем он активно действует.

    Мною была проведена на первом родительском собрании беседа с родителями по предупреждению и сохранению здоровья первоклассников. Тема называлась «Режим дня первоклассника», где поднимались вопросы здоровья детей, меньшей утомляемости на уроках и дома во время выполнения домашнего задания. На собрании родители получили следующие памятки: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Советы родителям». Выбранная мною тема собрания актуальна, поскольку соблюдение режима дня дома увеличивает работоспособность первоклассников на уроках, ребенок меньше устает, успевает сделать больше дел в классе.

    Усталость школьника: советы, как не перегореть на учёбе

    Всем родителям знакома ситуация, когда ребёнок приходит из школы измотанный, раздражённый и ненавидит всё вокруг. Рассказываем, как снизить стресс и сделать так, чтобы школьник меньше уставал.

    Признаки усталости

    Прежде, чем перейти к действиям, обсудим, как можно распознать выгорание на фоне интенсивной умственной работы.

    1. Нарушение режима

    Подросток не может уснуть вечером, а днём, бывает, спит на ходу. Дисбаланс сна и сопутствующие проблемы — сигнал, что нужно отдохнуть. Бессонница часто бывает симптомом выгорания — ребёнок сильно устал после школы, но не может провалиться в сон, и ситуация только усугубляется.

    2. Проблемы с аппетитом

    Это может быть как его отсутствие, так и наоборот, компульсивные переедания, когда ребёнок ест слишком много и не всегда вовремя останавливается. И то и другое говорит о том, что эмоциональное состояние не в порядке. Дело нередко заключается в чрезмерной усталости после учёбы.

    3. Хандра

    Может возникать как при сезонных переходах — например, осенью, — так и в стрессовые периоды, когда на ребёнка наваливается много учёбы и становится сложно справляться с объёмам дел. Но важно не путать хандру с депрессией. Последнее — серьёзное заболевание, которое не стоит игнорировать и списывать на обычное плохое настроение. При подозрении на депрессию проконсультируйтесь с врачом.

    4. Сниженная успеваемость

    Отсутствие концентрации приводит к ухудшению оценок — подросток настолько выгорел и лишён энергии, что не может поддерживать учёбу на должном уровне. Как правило, это влечёт дополнительную фрустрацию и стресс — плохие отметки расстраивают ещё больше и отбивают мотивацию учиться. Получается замкнутый круг.

    Как восстанавливать силы после учёбы

    Вот несколько способов устранения усталости, которые могут помочь восстановить силы в периоды интенсивной учёбы.

    1. Детокс от соцсетей

    Часто любимый способ школьников отдохнуть после занятий — завалиться на кровать с телефоном или планшетом. На деле это не способствует снижению усталости после школы — просмотр социальных сетей и бесконечное потребление информации отнимают ещё больше сил. Попробуйте ввести в семье правила «диджитал-детокса» — за 3–4 часа до сна не разрешается притрагиваться к девайсам. Вместо этого полезно читать книгу или заниматься другими делами.

    2. Временный отказ от секций

    Усталость школьника нередко сигнализирует, что он взял на себя слишком много. Подумайте, как можно сократить нагрузку. Возможно, расписание подростка слишком плотно забито дополнительными секциями и кружками? Расставьте приоритеты правильно — здоровье важнее, чем «успеть всё и везде».

    3. Физическая активность

    Часто кажется, что спорт лишь отнимет больше сил. На самом деле физическая нагрузка здорово помогает после тяжёлого учебного дня. Полезно делать комплекс упражнений на снятие усталости для школьников. Это не значит, что нужно изматывать ребёнка полуторачасовой тренировкой. Попробуйте простые движения, которые призваны снять напряжение с глаз, шеи и позвоночника — и школьник уже почувствует результат!

    Зарядка для глаз

    • Крепко зажмурить глаза на 30 секунд. Повторить несколько раз.
    • Быстро моргать в течение пары минут.
    • Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки закрытых глаз на 2 секунды.
    • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову.
    • Вращать глазами по кругу.

    Зарядка для шеи

    • Наклоны головой вниз и вверх по 10 раз.
    • Поворачиваем голову вправо и влево по 10 раз.
    • Вращаем по кругу.

    Зарядка для позвоночника

    • Наклоны влево и вправо — по 10 раз.
    • «Поза ребёнка» — встать на четвереньки, опустить таз на пятки и вытянуть руки. Здорово расслабляет!
    • Стоя на четвереньках, округлять и прогибать спину. При этом вытягивать шею вниз и вверх — вслед за спиной.

    Резюме

    Существуют разные способы справиться с переутомлением: делать упражнения на снятие усталости для школьников, отдыхать от потоков информации, разрешать себе «немножко поболеть» и грамотно рассчитывать дополнительную нагрузку в виде кружков и секций.

    У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

    Получить демодоступ

    Консультация «Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе»

    Татьяна Купранова
    Консультация «Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе»

    » Борьба

    с усталостью и вниманием на уроках«

    Выполнила: Купранова Т. А.

    Учитель начальных классов

    У каждого человека бывают в жизни моменты, когда он попадает в ощущение замкнутого круга, опускаются руки, отсутствует желание что-либо делать, жизнь тускнеет, всё надоело и кажется, вроде рутина тебя поглощает всего с головы до пят, и ты думаешь,как я устал. Что же делать в таком случае? Как избавиться от усталости? С этим часто не могут справиться взрослые, а как же должны бороться дети с усталостью и потерей внимания на уроках.

    Одним из факторов, определяющих успешность обучения детей, является хорошо развитое внимание и их организованность. Хорошо успевающие дети имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания (объём, устойчивость, навыки переключения и распределения) вносят не одинаковый «вклад» в успешность обучения по различным школьным дисциплинам.

    Внимательные дети хорошо учатся благодаря высокому уровню распределения внимания и, исходя из этого, высокому индивидуальному темпу работы. У невнимательных детей даже высокий индивидуальный темп работы может сочетаться с низкой успеваемостью.Поэтому перед учителями стоит задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с разным уровнем внимания могли максимально усвоить и удержать в памяти полученные знания для их дальнейшего применения.

    Дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются не только по показателям, объёма, распределения и устойчивости внимания, но и имеют разную степень работоспособности в течение дня и учебной недели.

    Работоспособность-умение мобилизировать внимание на высококачественное выполнение той или иной работы.Работоспособность зависит от разных факторов:

    • Физиологических — возраст, пол, состояние здоровья,питание отдых;

    Физических — воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность

    • Психических — самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания.

    В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6-8лет, как известно, слабая мышечная работоспособность, сила и выносливость. В конце учебного дня они испытывают усталость,что естественно: после любого умственного или физического труда наступает утомление. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдением режима дня состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на усталость уже в начале учебного дня.

    Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, им необходимы двигательные физминутки, которые позволяют передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу.

    С целью сохранения здоровья детей рабочий день учитель должен начинать с проветривания кабинета и проведения гимнастики, которая служит организационным и мобилизирующим фактором.

    При составлении комплекса физических упражнений учитывается, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок — русский язык, включаются упражнения для развития мышц кисти; если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

    Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока должны 4-6раз меняться виды учебной деятельности, причём средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. На 20-й и 35-й минутах необходимо провести физкультурную минутку, которая поможет снять напряжение, утомление. Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, проводят на третьем уроке в хорошо проветренном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры

    Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки, с использованием стихотворений способствуют ещё и развитию памяти.

    Физкультурные паузы на уроках являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

    Как показывает практика, большой эффект даёт проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию.

    Непоседливым, не умеющим ни на чём сосредоточиться, полезна релаксация «Поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Детям быстро утомляющимся, периодически следует менять умственную деятельность на физическую. Легко возбудимые дети комфортно себя чувствуют в малочисленных группах, участвуя в спокойных играх. Медлительным детям даётся больше времени на выполнение того или иного задания, а игры подбираются с постепенным увеличением темпа, с элементами соревнования. Не секрет, что дети имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои умения способствуют формированию иного мнения учителя о них, и помогает детям войти в коллектив. Такие перемены повышают активность и работоспособность на последующих уроках.

    Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.

    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым

    Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой.

    Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.

    Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

    Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

    Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Начиная консультацию, хочется привести.

    Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

    Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

    Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры в общеобразовательной школе «Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…» Н. А. Семашко.

    Самоподготовка для 2 класса в коррекционной школе. Повторение и закрепление материала, изученного на уроках Самоподготовка по письменным предметам 2 класс коррекционной школы Цели и задачи самоподготовки: Образовательные: повторение и закрепление.

    Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.