Расстройство стереотипных движений

Стереотипные двигательные расстройства

Рубрика МКБ-10: F98.4

Содержание

  • 1 Определение и общие сведения
  • 2 Этиология и патогенез
  • 3 Клинические проявления
  • 4 Стереотипные двигательные расстройства: Диагностика
  • 5 Дифференциальный диагноз
  • 6 Стереотипные двигательные расстройства: Лечение
  • 7 Профилактика
  • 8 Прочее
  • 9 Источники (ссылки)
  • 10 Дополнительная литература (рекомендуемая)
  • 11 Действующие вещества

Определение и общие сведения [ править ]

Эпидемиология

Транзиторные стереотипии отмечают у 15-20% детей в популяции. Незначительно преобладают больные мужского пола. У 60% больных с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью обнаруживают признаки этого расстройства.

Этиология и патогенез [ править ]

Высокая коморбидность с разного рода неврологическими заболеваниями позволяет предположить в ряде случаев, особенно при наличии самоповреждений, органическую природу расстройства. Стереотипии могут быть заострением естественно свойственной детям в возрасте до 4 лет тенденции к ритмическим движениям, дающим сенсомоторную стимуляцию или уменьшающим внутреннее напряжение. Эти движения могут усиливаться и фиксироваться при задержках развития, эмоциональных конфликтах в периоды фрустрации, скуки или напряжения.

Клинические проявления [ править ]

Клиническая картина полиморфна и изменчива во времени, обычно какой-то один симптом становится доминирующим. Меняется также ритм и частота случаев. Симптомы усиливаются в стрессовых ситуациях, при скуке, сенсорной депривации, с утра и перед отходом ко сну. Высока коморбидность с умственной отсталостью, нарушениями зрения и слуха, задержками развития, расстройствами поведения. При этом возможно появление нескольких симптомов. Осложнения включают самоповреждения и инфицирование травматических ран.

Примерами неповреждающих стереотипий могу быть раскачивание тела, качание головой, манипуляции с волосами, взмахи рукой. Стереотипными могут быть смех, скрежетание зубами, задержка дыхания; самоповреждающими — удары головой, удары рукой по лицу, тыканье пальцами в глаза, царапание или кусание рук, губ и др. Битьё головой отмечают обычно во втором полугодии жизни. Ребёнок поглощён ритмическими ударами головой о борт кровати или другую твёрдую поверхность, удары продолжаются, пока он не устанет и не заснёт. Стереотипия не имеет целью привлечь к себе внимание и в этом отношении принципиально отличается от битья головой в рамках дисфорических вспышек. Раскачивание тела может быть вялым и убаюкивающим или резким и энергичным, вызывающим перемещение кровати.

К 4-летнему возрасту выздоравливают около 80% больных, возможны рецидивы в стрессовых ситуациях. Прогноз хуже при сочетании с умственной отсталостью. Течение может усугубляться, когда неадекватные реакции окружающих становятся условно-рефлекторным подкреплением симптомов.

Стереотипные двигательные расстройства: Диагностика [ править ]

Для диагностики стереотипных двигательных расстройств состояние должно соответствовать следующим признакам:

1. Наличие стереотипных движений, возникающих в таком объёме, что они или вызывают физические самоповреждения, или отчётливо нарушают повседневную деятельность.

2. Длительность расстройства не менее 1 мес.

3. Отсутствует какое-либо другое психическое расстройство, за исключением умственной отсталости.

Дифференциальный диагноз [ править ]

Исключению подлежат тикозные и общие расстройства развития. Стереотипии отличаются от тиков тем, что носят произвольный характер. Тики могут способствовать снижению внутреннего напряжения, но, в отличие от стереотипий, они никогда не воспринимаются больными как приятные.

Стереотипные двигательные расстройства: Лечение [ править ]

Среда пребывания больного должна быть изменена, с тем чтобы предоставить ему достаточные возможности для адекватной психофизической стимуляции. При ударах головой следует исключить доступ к твёрдым поверхностям. Наиболее результативными оказываются методы поведенческой терапии, в особенности техника чрезмерной коррекции и мягкоаверсивные приёмы. Психотерапия показана более старшим больным без признаков задержки развития, когда на первый план выступают признаки эмоционального конфликта. При серьёзной опасности самоповреждения, особенно в сочетании с умственной отсталостью, рекомендуется назначать нейролептики, тщательно контролируя побочные проявления. Психостимуляторы усиливают проявления стереотипий.

Профилактика [ править ]

Прочее [ править ]

Кивательная судорога

Синонимы: Spasmus nutans, салаамова судорога

Определение и общие сведения

Кивательная судорога — это редкое заболевание глаз, характеризующееся клинической триадой: асимметричный и маятниковый нистагм, кивательные движения головой и кривошея.

Распространенность кивательной судороги не известна. Кивательная судорога, как правило, является спорадическим заболеванием, однако были зарегистрированы случаи наличия патологии у монозиготных близнецов.

Этиология и патогенез

Кивательная судорога — это идиопатическое расстройство. Кивание головой компенсирует нистагм посредством вестибулярно-глазного рефлекса и улучшает зрение. Аналогично, кривошея, возможно ослабляет нистагм с помощью предполагаемого вестибулярного механизма, что подтверждается клинически и электроокулографическими данными. Низкий социально-экономический статус представляет собой фактор риска развития кивательной судороги.

Клинические проявления

Возраст начала кивательной судороги колеблется от 4 до 12 месяцев, клинически заболевания характеризуется триадой признаков — нистагм, кивательные движения головой и патологический поворот или наклон головы (кривошея). Нистагм при кивательной судороге обычно маятниковый, прерывистый, с малой амплитудой, с высокой частотой колебаний (мерцающий нистагм) и, как правило, двусторонний, но может быть монокулярным, асимметричным или переменным при различных позициях взгляда. Кивание головой присутствует не всегда и часто следует за появлением нистагма. Кивательные движения головой, как правило, кратковременные и с более низкой частотой, чем нистагм. Как нистагм, так и кивание головой могут происходить в любой плоскости — вертикальной, наклонной, вращательной, но чаще горизонтальной. Могут иметь место косоглазие и амблиопия, в то время как осциллопсия отсутствует. Аномалии зрительного нерва, сетчатки или интракраниальные аномалии, как правило, не наблюдаются.

Диагностика

Диагноз основывается на исключении неврологических и офтальмологических заболеваний. Регистрация движений глаз выявляет мелкий высокочастотный маятниковый горизонтальный нистагм, который нельзя увидеть при наложении на нормальную оптокинетическую реакцию. Острота зрения в целом ниже в глазе с более выраженным нистагмом и составляет между 6/6 и 6/24. Исследование диска зрительного нерва, как правило, дает нормальные результаты. Для исключения заболеваний сетчатки, которые могут имитировать кивательную судорогу, необходимо проводить визуальные электрофизиологические тесты — анализ вызванных зрительных потенциалов и электроретинограмму.

Дифференциальный диагноз

В ходе дифференциальной диагностики следует исключить Spasmus nutans-подобный нистагм, при котором у детей присутствуют нистагм, кивательные движения головой и аномальное положение головы, но данные симптомы связаны со снижением зрения (при гипоплазии зрительного нерва, ахроматопсии, врожденной постоянной куриной слепоте, синдромом Барде-Бидля), неврологическими заболеваниями (хиазмальная глиома зрительного нерва, арахноидальная киста, опсоклонус-миоклонус синдром, диэнцефальный синдром и синдром Лейга) или системными нарушениями. Нистагм может проявлением врожденнго идиопатического нистагма. Кивательная судорога может быть ошибочно диагностирована как новообразование таламуса и синдром пустого турецкого седла.

Специальных методов лечения не существует и лечение в основном поддерживающее, оно включает в себя коррецию косоглазия, амблиопии и нарушений рефракции.

Кивательная судорога — является доброкачественным глазодвигательным нарушением, при котором пациенты, как правило, здоровы. Нистагм имеет тенденцию уменьшаться с возрастом и симптомы, как правило, спонтанно ослабевают в течение 1-5 лет от начала болезни с мелким остаточным нистагмом, который обнаруживается только при регистрации движения глаз. Однако, в редких случаях, симптомы могут сохраняться на протяжении не менее 8 лет.

Стереотипное поведение ребенка

Стереотипное поведение ребенка — это эпизоды повторяющихся слов, движений или действий, которые со стороны кажутся бесцельными и бессмысленными. В той или иной степени оно присуще каждому — привычка покачивать ногой или теребить волосы тоже относится к стереотипии, или как его называют специалисты, самостимуляции.

Нередко стереотипное поведение считают 100% признаком аутизма или расстройства аутистического спектра. Это не всегда так. Стереотипное поведение может проявляться при любом отклонении функционального развития центральной нервной системы. Так же наличие определенных «ритуалов» далеко не всегда означает отклонения, хотя позволяют насторожиться.

Почему у ребенка появляется стереотипное поведение

Стереотипии могут, продиктованы потребностью ощущать себя в окружающей пространстве спокойно и безопасно. Самостимуляция позволяет ощущать баланс между собой и миром, упорядоченность и цикличность приносят чувство успокоения. Так же стереотипная реакция может быть ответом на неизвестный для мозга ребёнка раздражитель. Это связано с нарушением формирования правильных функциональных связей в центральной нервной системе ребёнка и является защитной реакцией. Лечить стереотипное поведение как таковое не требуется — необходимо работать с теми проблемами, которые вызывают его. Важнейшее условие — создание комфортной эмоциональной обстановки, соблюдение его личного пространства. А избавление от нежелательных привычек может проводиться только под присмотром квалифицированного врача и коррекционных педагогов.

Виды стереотипного поведения

Повторяющееся поведение можно считать стереотипным только при наличии определенных критериев:

  1. Повторяется регулярно и многократно.
  2. Не несет в себе никаких полезных функций.
  3. Возникает часто.

Самостимуляция кажется бесполезной только со стороны, для самого ребенка она выполняет функции саморегуляции, стимулирования и коммуникации. Оно становится препятствием для социальной адаптации или может нанести вред и является симптомом более тяжёлых нарушений, для коррекции которых необходима совместная работа поведенческого невролога и коррекционных педагогов. Стереотипия может быть разных типов, в зависимости от характера проявления.

Двигательное

Наиболее заметные проявления отклонений в поведении малыша, появляются в раннем возрасте. Это могут быть прыжки на месте, ходьба или бег по замкнутому пространству, потряхивание руками, раскачивание головы или туловища.

Также к двигательным стереотипиям можно отнести повторяющиеся движения губ, например, вытягивание их в трубочку. Многие малыши теребят кисти рук, расчесывают их до крови — при этом реального зуда они не испытывают.

Двигательно-сенсорное

Эту группу стереотипий также называют сенсорно-моторной. Они появляются из-за отличий осязательных и других сенсорных способностей детей, могут выражаться в повторении определенных действий, несущих в себе как двигательные, так и сенсорные компоненты.

  • ритмическое постукивание пальцами;
  • кружение вокруг своей оси — особенно свойственно малышам;
  • постоянное ощупывание окружающих предметов;
  • прищуривание глаз;
  • надавливание на глаза пальцами или ладонями.

Сенсорно-моторные отклонения распространены при нарушениях сенсорного развития из-за особенностей их сенсорного восприятия окружающего мира. Часто они помогают им справиться с дискомфортом и не представляют угрозы для здоровья.

Эмоционально-аффективное

Эту категорию достаточно трудно выделить. Чаще всего это повторяющиеся действия, которые могут вызвать ярко выраженную эмоциональную реакцию у родителей и других родственников. Подобная стереотипия выражается по-разному — например, в виде повышенной брезгливости в еде и отказа от многих продуктов. Или, наоборот, в виде патологической не брезгливости — в этом случае ребенок может съесть что-то из мусорного ведра или миски домашнего животного. Зависит проявления от того, что именно вызовет у окружающих наиболее интенсивную реакцию.

Речевое

Речевые отклонения проявляются в повторении определенных фраз, слов и отдельных звуков. Часто распространенный признак речевых стереотипий — эхолалия, то есть повторения услышанных слов. Вместо ответа на вопрос ребенок может повторять слова взрослого или их часть.

Действия с предметами

Многие родители радуются, когда их дети долго и спокойно играют с игрушками, но важно обратить внимание, не является ли спокойная игра проявлением стереотипного поведения. Если малыш в течение часа переливает воду из одно ведерка в другое и обратно, бесконечно перебирает песок лопаткой, крутит колесико машинки или наклоняет и поднимает куклу с закрывающимися глазами, это повод насторожиться.

Читайте также  Миалгия – мышечная боль

Есть и более безобидные признаки — соблюдение ритуалов, одинаковых маршрутов для прогулки, ношение одной одежды, одни и те же блюда, которые ребенок хочет есть, четкая последовательность действий перед сном.

Что делать, если у ребенка стереотипное поведение

Обращать внимание на поведение ребенка важно в любом возрасте. Нельзя игнорировать явные признаки отклонений и необычного поведения. Но если у вашего малыша появляются те или иные признаки самостимуляции, не стоит паниковать. Посетите поведенческого невролога. Помните, что поставить диагноз и понять причину может только врач, специализирующийся на нарушениях развития. К сожалению обычный невролог и/или психиатр далеко не всегда разбираются в данных нарушениях, а тем более в их правильной коррекции.

Расстройство стереотипных движений

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.

Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.

Что провоцирует проявление навязчивости

Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.

Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.

Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.

Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:

  • синдром Ретта;
  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • нейроакантоцитоз;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • синдром Леша – Нейхана;
  • врожденное отсутствие зрения и слуха;
  • умственная неразвитость.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Цели и подходы к терапии

Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.

В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.

Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.

Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:

  • гиперактивность;
  • отсутствие желания слушать и понимать;
  • проблемы с вниманием.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

  1. Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).
  2. Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.
  3. Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным. Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни.
  4. Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого. Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.
  5. Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям.
  6. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов.

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Расстройство стереотипных движений

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых первазивных расстройств развития ( pervasive developmental disorder ). Эта группа была выделена сравнительно недавно. Ранее же симптомокомплекс детского аутизма описывался при разных формах психических расстройств и фигурировал в литературе под названиями «ранний детский аутизм» [ Kanner L ., 1943; Rutter M ., 1979], «аутистическое расстройство», «детский, или инфантильный, психоз» [ Mahler M ., 1952], «ранняя детская шизофрения» [ Bender L ., 1947, 1964].

Термин «первазивный» чаще используется в американской психиатрии [ Campbell M ., Shay J ., 1995]. Но многие специалисты по детскому аутизму, в частности L . Wing (1989), Ch . Gillberg (1995), B. Rimland (1996), считают этот термин неудачным, так как он, подчеркивая искажение психического развития, нивелирует структуру аутистических состояний, выводя за рамки основного определения расстройства такой его главный признак, как аутизм. Поэтому некоторые психиатры предлагают называть всю группу рассматриваемых нарушений под названиями «расстройства аутистического спектра» [Gillberg Ch., 1990] или «аутистически подобные расстройства» [Szatamari P., 1992], которые также нельзя признать удачными.

В русской версии международной классификации (МКБ-10) аутистические расстройства составляют группу нарушений, обозначенную как « Общие расстройства развития», которые определяются следующим образом: группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Краткий исторический очерк. В развитии проблемы детского аутизма выделяют несколько основных этапов. Первый из них — донозологический — относится к XIX — началу XX в. Он характеризуется первыми описаниями детей с поведением, отличающимся стремлением к одиночеству и «уходами» от контактов с окружающими. Второй этап назван доканнеровским (20—40-е годы XX столетия). Когда было сформулировано понятие аутизма у взрослых больных [Bleuler E., 1911, 1920], возник вопрос о возможности развития шизоидии (с характерной для нее аутичностью) в детском возрасте [Симеон Т. П., 1927] и был описан «пустой аутизм» у детей [Lutz J , 1937]. Третий этап — каннеровский (40—80-е годы) назван по имени американского психиатра L Kanner, впервые в 1943 г. описавшего детей, неспособных к речевому и аффективному контакту с окружающими. Наблюдавшиеся им дети с первых лет жизни отличались неспособностью общаться даже с близкими людьми, однообразным поведением со стереотипиями (типа «верчения» руками и подпрыгиваний), расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства стали называть «ранний детский аутизм», «детский аутизм Каннера» или «синдром Каннера». Сам L. Kanner предположил, что в основе этого синдрома лежат врожденные нарушения аффективного контакта с окружающими, что нашло отражение в названии его первой публикации (1943).

Вскоре сходный синдром описал H. Asperger (1944), который от типичного раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера).

Концепция раннего детского аутизма развивалась на фоне уже существовавших в то время представлений о раннем слабоумии, шизофрении и шизоидии у детей. Опираясь на эти взгляды, L. Kann er несколько изменил свою точку зрения на ранний детский аутизм, допуская его принадлежность к расстройствам шизофренического спектра, но отграничив от шизофрении и шизоидии. Синдром же Аспергера со времени его описания рассматривается как проявление аутистической (шизоидной) психопатии.

В 1966 г из ранней детской шизофрении был выделен синдром Ретта [Rett A., 1966], который также стали относить к аутистическим детским расстройствам.

Последующее изучение аутизма у детей показало, что он может представлять собой не только достаточно специфические клинически очерченные синдромы типа раннего детского аутизма Каннера, синдромов Аспергера и Ретта, но и быть проявлением других заболеваний, обусловленных хромосомной патологией (болезнь Дауна, синдром Х-ломкой хромосомы, ФКУ и др.), обменными и органическими заболеваниями мозга, в частности туберозным склерозом. Кроме того, он может быть проявлением шизофрении, особенно постприступных состояний. В последнее время привлекается внимание и к парааутистическим состояниям, развивающимся у детей в условиях сиротства.

Читайте также  Аномалия конституции (диатез)

Таким образом, к 70—90-м годам сложилось представление, что аутистические расстройства составляют гетерогенную по происхождению и отчасти по клиническим проявлениям группу психических нарушений, что нашло отражение и в соответствующих национальных и международных классификациях.

Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4—5 человек на 10 000 детей, т. е 0,04—0,05 % [Ковалев В. В., 1995; Wing L., 1974; Ritvo E. R. et al ., 1985; Briston S., 1988; Gillberg Ch., 1995; Campbell M., Shay J., 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий, ибо в первом эпидемиологическом исследовании, проведенном V. Letter в 1966 г., болезненность детским аутизмом также определялась величиной 4—5 на 10 000 детей. Существуют, однако, и отклонения от этих показателей. Так, M Campbell и J. Shay (1995) приводят данные канадских и японских специалистов — соответственно 10 и 13,9 на 10 000 детей Последние показатели близки к тем, которые приводятся в тех случаях, когда детский аутизм рассматривается широко с включением его самых мягких форм (5—10 на 10 000 детского населения).

Детский аутизм чаще встречается у мальчиков. По данным разных авторов, обобщенным M . Campbell и J. Shay (1995), соотношение его частоты у мальчиков и девочек колеблется от 2,6:1 до 4:1.

Классификация. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы. Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез. Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы В этом отношении классификация аутистических расстройств, разрабатывавшаяся в Научном центре психического здоровья РАМН в течение многих лет, также уточняется и совершенствуется по мере накопления клинических наблюдений, в том числе катамнестических.

В настоящее время нами предложена следующая классификация аутистических расстройств.

Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)

Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)

Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Читайте также  Почему болит шея с правой стороны?

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Невролог «СМ-Клиника» рассказала о течении гиперкинеза у взрослых

Возможно, вы слышали выражение «Пляска святого Витта» — в исторических источниках так называли специфические проблемы нервной системы. Сегодня их называют гиперкинезами. Что это за болезнь и как ее лечить?

АЛЕНА ПАРЕЦКАЯ
Врач-патофизиолог,
иммунолог, член
Санкт-Петербургского
общества патофизиологов

ВАЛЕНТИНА КУЗЬМИНА
К.м.н., врач-невролог «СМ-Клиника»

До середины прошлого века считалось, что гиперкинезы – это вариант невроза. Но исследования в неврологии помогли определить, что это одно из проявлений серьезных нервных болезней.

Что нужно знать о гиперкинезе

  • Причины
  • Проявления
  • Виды
  • Лечение
  • Профилактика
  • Вопросы и ответы

Что такое гиперкинез

Причины гиперкинеза у взрослых

Гиперкинезы – это не заболевание, а синдром (набор определенных симптомов, проявлений). Они являются признаками повреждения нервной системы из-за:

  • генетических отклонений;
  • органических заболеваний мозга;
  • различных тяжелых инфекций;
  • токсикоза;
  • повреждений головы;
  • побочных эффектов от некоторых лекарств;
  • дегенеративных изменений.

Гиперкинезы по причине из возникновения можно разделить на 3 группы:

Первичные – это наследственные повреждения нервной системы: болезнь Вильсона, хорея Гентингтона, оливопонтоцеребеллярные дегенерации.

Вторичные – они возникают из-за различных проблем, поражений нервной системы, полученных в течение жизни (черепно-мозговые травмы, энцефалиты, отравление угарным газом, последствия алкоголизма, тиреотоксикоза, ревматизма, опухоли и т.д.).

Психогенные – это гиперкинезы, которые возникают в результате острых психотравм, хронических поражений – истерических неврозов, психозов, тревожных расстройств. Эти формы бывают очень редко, но не исключены.

Проявления гиперкинеза у взрослых

Ключевые проявления патологии – это двигательные акты, которые возникают помимо воли самого человека. Их описывают как непреодолимое желание двигаться именно таким, необычным образом. Кроме того, возникают дополнительные симптомы, которые типичны для основного заболевания. Самые частые варианты проявлений:

Тремор или дрожание – попеременные сокращения мышц сгибателей-разгибателей, имеющие как высокую, так и низкую амплитуду. Они могут быть в разных частях тела, пропадая при движении или в покое (либо, наоборот, усиливаясь).

Нервный тик – резкие, отрывистые сокращения мышц, имеющие низкую амплитуду. Тики обычно локализуются в одной группе мышц, их можно частично подавлять волевым усилием. Бывают моргание, подергивание уголка глаза, мигание, повороты головы, сокращение уголка рта, плеча.

Миоклонии – сокращения в хаотичном порядке отдельных мышечных волокон. За счет них некоторые группы мышц могут совершать непроизвольные движения, рывки.

Хорея – неритмичные рывковые движения, производимые с большой амплитудой. При них двигаться произвольно крайне тяжело, обычно они начинаются с конечностей.

Баллизм – резкие и непроизвольные вращательные движения в плече или бедре, из-за чего конечность совершает бросковые движения.

Блефароспазм – резкое непроизвольное смыкание века из-за повышения тонуса мышц.

Оромандибулярная дистония – непроизвольные смыкания челюстей с открытием рта при жевании, смехе или разговоре.

Писчий спазм – резкое сокращение мышц в области кисти при письме, нередко вместе с дрожанием кисти.

Атетоз – медленные извивающиеся движения в пальцах, стопе, кистях, лице.

Торсионная дистония – медленные скручивающие движения в области торса.

Лицевой гемиспазм – спазм мышц начинается с века, переходя на всю половину лица.

Виды гиперкинеза у взрослых

Гиперкинезы бывают различными, в зависимости от того, какая часть нервной системы и экстрапирамидного пути повреждена. Варианты различаются по темпу движений и особенностям так называемого «двигательного рисунка», времени возникновения и характеру этих движений.

Неврологи выделяют несколько групп гиперкинезов, по локализации их патологической основы.

Повреждения в подкорковых образованиях – их проявления будут в форме хореи, торсионной дистонии, атетоза или баллизма. Движения человека характеризует отсутствие какой-либо ритмичности, достаточно сложные, необычные движения, нарушение тонуса мышц (дистония) и широкие вариации движений.

Повреждения в стволе мозга – в этом случае будет типичным тремор (дрожание) появление миоритмий, тиков, лицевых спазмов, миоклоний. Для них характерна ритмичность, движения относительно простые и стереотипные.

Поражения корковых и подкорковых структур – для них типичны приступы эпилепсии, генерализованные гиперкинезы, диссинергия Ханта, моклонусы.

Если рассматривать скорость движений, которые непроизвольно возникают в теле, можно выделить:

  • быстрые формы гиперкинезов – это тремор, тики, баллизм, хорея или миоклонии – обычно при них понижается мышечный тонус;
  • медленные формы – это торсионные дистонии, атетозы – тонус мышц при них обычно повышается.

Исходя их варианта их возникновения, можно выделить:

  • спонтанные гиперкинезы – они возникают сами по себе, без влияния каких-либо факторов;
  • акционные гиперкинезы – их провоцирует выполнение определенного движения, прием определенной позы;
  • рефлекторные гиперкинезы – они появляются как реакция на внешние раздражители (касание определенных точек, постукивание по мышце);
  • индуцированные – это частично волевые движения, они могут сдерживаться человеком до определенного уровня.

По течению:

постоянные движения, которые могут исчезать только во сне (это, например, дрожание или атетоз);
приступообразные, которые возникают периодами, ограниченными во времени (это тики, миоклонии).

Лечение гиперкинеза у взрослых

Диагностика

Основной план диагностики подразумевает консультацию невролога. Врач оценивает тип гиперкинеза, определяет сопутствующие симптомы, психические функции, интеллект. Также назначаются:

  • ЭЭГ – для оценки электрической активности мозга и поиска патологических очагов;
  • Элекронейромиография – для определения мышечных патологий;
  • МРТ или КТ мозга – для определения органических поражений: гематом, опухолей, воспаления;
  • оценка мозгового кровотока при помощи УЗИ сосудов головы и шеи, МРТ;
  • биохимические исследования крови и мочи;
  • консультации генетика.

Современные методы лечения

– Из современных методов лечения, – объясняет врач-невролог Валентина Кузьмина, – можно выделить ботулинотерапию. Например, первичный писчий спазм можно уменьшить с помощью холинолитиков, но более перспективный метод лечения – инъекции ботулотоксина в мышцы, вовлеченные в гиперкинез.

При выраженном кинетическом компоненте тремора, а также треморе головы и голосовых складок, эффективен клоназепам.

При мозжечковом треморе, плохо поддающемся лечению, обычно используют ГАМК-ергические препараты, а также утяжеление конечности с помощью браслета.

Профилактика гиперкинеза у взрослых в домашних условиях

– Специфических мер профилактики развития заболевания не существует, – подчеркивает врач-невролог Валентина Кузьмина. – Профилактика ухудшения уже имеющегося заболевания направлена в первую очередь на ограничение психоэмоциональных нагрузок, стрессов. Также важным является соблюдение здорового образа жизни – полноценное питание, правильный режим отдыха и работы и др.

Популярные вопросы и ответы

Почему опасны гиперкинезы, когда нужно обращаться к врачу, нужно ли пить лекарства и можно ли полечиться самим, рассказала врач-невролог Валентина Кузьмина.

Какие могут последствия у гиперкинеза взрослых?

Среди основных последствий гиперкинеза у взрослых можно выделить проблемы с работой и в быту. Гиперкинезы не являются состоянием, опасным для жизни пациента. В некоторых случаях отсутствие лечения может привести к развитию ограничений подвижности суставов, вплоть до контрактур. Ограничения подвижности могут значительно осложнять осуществление таких простых бытовых действий, как одевание, расчесывание волос, умывание и т.д.

Постепенное развитие атрофии мышц приводит к полной неподвижности и инвалидности пациента.

Существуют ли лекарства от гиперкинеза?

Да, лекарства существуют, пить их надо будет постоянно, иначе гиперкинез усилится. Основной целью лечения является уменьшение имеющейся симптоматики и повышение качества жизни пациента.

Можно ли вылечить гиперкинез народными средствами?

Нет. Подобные методы не имеют доказанной эффективности, более того, они могут серьезно навредить, привести к прогрессированию основного заболевания из-за упущенного времени.