Упражнения для коррекции осанки у детей

Упражнения для исправления осанки у детей

  • Влияние физкультуры на осанку
  • Показания к занятиям ЛФК и противопоказания
  • Правила проведения занятий
  • Комплекс упражнений для ребят разного возраста
  • Гимнастика при сколиозе
  • Занятия с гимнастическими инструментами
  • Профилактические мероприятия

ЛФК для детей с нарушением осанки является одним из самых действенных способов восстановить здоровье спины без применения радикальных методик. Рекомендуют комплексы упражнений подросткам, школьникам и дошкольникам для профилактики развития сколиоза или других проблем с хребтом. ЛФК стало уже необходимым мероприятием, так как современные дети все больше времени проводят возле компьютеров, не занимаются спортом, страдают лишним весом. В то время как физическое развитие влияет не только на красоту фигуры, но и здоровье внутренних органов.

Влияние физкультуры на осанку

У детей дошкольного возраста скелет развивается стремительно, при этом мускулы меняются не так быстро. До 6-7 лет ребята вытягиваются, кажутся высокими и стройными. Но недостаток мышечной массы становится причиной формирования неправильных изгибов хребта. Основными проблемами с осанкой у них являются:

  • Сколиоз.
  • Сутулость.
  • Круглая спина.
  • Плоский позвоночник.
  • Лордоз.
  • Кифоз.

Лечебная гимнастика представляет собой комплексную методику профилактических мероприятий, позволяющую лечить любые нарушения осанки. Она состоит из специально разработанных упражнений, направленных на укрепление спины и всестороннее развитие тела. Основной задачей тренировок является минимизация негативных последствий травм или пассивного образа жизни, коррекция осанки, закаливание организма в целом, возвращение тонуса мышцам. Регулярное выполнение зарядки ребенком позволит родителю быть уверенным в правильности его развития и роста.

Показания к занятиям ЛФК и противопоказания

Отсутствие правильной осанки у детей – это основное показание к назначению занятий по лечебной гимнастике. Физическая терапия стабилизирует мышцы туловища, скорректирует нарушение, вернет позвоночнику нормальную форму. ЛФК является необходимостью в следующих случаях:

  • Сутулость.
  • Закругленная спина.
  • Плоская спина.
  • Плоская грудная клетка.
  • Выпяченные в разные стороны лопатки.
  • Выраженный лордоз поясницы.
  • Кифоз грудного отдела.
  • Шейный лордоз.

Назначается лечебная физкультура в комплексе с коррекцией питания, прогулками в парках и приемом поливитаминов. В особо тяжелых случаях рекомендуется ношение специального бандажа. Преимуществом данной методики является практически полное отсутствие противопоказаний. Врач назначает комплекс упражнений индивидуально, принимая во внимание сложность искривления и общую физическую подготовку ребенка. При наличии острой боли или фазы обострения хронических заболеваний, тренировки откладываются до стабилизации здоровья. Причиной полностью отказаться от ЛФК является повышенная температура тела, быстро прогрессирующая деформация позвоночника и инфекционные процессы в тканях.

Правила проведения занятий

После определения характера патологии и характера деформации осанки, физиотерапевт назначает ему подходящий комплекс упражнений. Он формируется с учетом необходимости степени воздействия на имеющиеся искривления. Проводить их можно в спортивном зале, специально оборудованном физкабинете или в домашних условиях. Важно убедиться, что в процессе ребенку комфортно, на нем удобная дышащая одежда, нет стрессовых факторов и самочувствие нормальное.

Стоит также соблюдать следующие простые правила:

  • Не кормить ребенка за 2 часа до тренировки.
  • Взять с собой бутылку с чистой водой, давать ее небольшими глотками по мере проведения занятия.
  • В период коррекционной терапии строго следить за рационом, сбалансировать его необходимым количеством белков, углеводов, витаминов, исходя из возрастной потребности.
  • Проводить тренировку только в хорошо проветренном помещении с температурой не выше 20С.
  • В процессе выполнения важно научить ребенка следить за дыханием, сообщать, если появляется боль или сильный дискомфорт.
  • Вся гимнастика, выполняемая в терапевтических целях, должна проводиться с соблюдением строгой технологии (плечи расправлены, подбородок поднят, спина ровная).
  • Никаких рывков, усиленных действий, задержки дыхания в процессе быть не должно. Все делается осторожно и плавно, сложность тренировок наращивается постепенно.
  • Проводить тренировки поздним вечером запрещено.
  • Тренировки должны быть системными, проводится регулярно, с равными интервалами времени между ними.

Самостоятельно корректировать подобранные упражнения, усложнять их, увеличивать нагрузку, без консультации со специалистом категорически запрещено. Это не только не ускорит появление результата, но и приведет к более серьезным искривлениям. Первые занятия обязательно проводятся вместе с физиотерапевтом, после освоения ключевых техник, разрешается самостоятельное проведение в домашних условиях.

Комплекс упражнений для ребят разного возраста

Упражнения для исправления осанки у детей выполняется на спортивном коврике, соответствующем возрасту ребенка. Работая с дошкольниками важно вызвать у малыша интерес, так как он не поймет, зачем нужны те или иные действия. Отличным решением будет игровая форма или участие в процессе его любимых персонажей, героев мультфильмов. Для каждого возраста комплекс будет состоять из своих упражнений.

Тренировка малышей от 3 до 5 лет

При нарушении осанки в детском возрасте ребенку назначают простую зарядку, с элементами терапевтического воздействия на проблему. Полезны будут вращательные наклоны головы, «Кошечка», наклоны в стороны, скручивания в разные стороны, наклоны туловища вперед. Физкультура для исправления осанки также может включать в себя и следующие подходы:

  • Взять мяч в руку поднять его высоко над головой, переложить в другую руку и опустить их обе.
  • Лечь на спину. Поднять ноги над полом и имитировать езду на велосипеде.
  • Поднять палку над головой, в процессе посмотреть на нее и опустить на грудь. Вернуться в исходное положение.

Для малыша дошкольного возраста достаточно будет 3-5 повторений. Тренировка состоит из простых упражнений, которые легко превращаются в игру. В процессе родителю важно контролировать осанку малыша и интенсивность действий. Не должно быть рывков, прыжков и силовой нагрузки.

Занятия для ребенка 6-10 лет

В этом возрасте детей необходимо приучать к физической культуре как неотъемлемой части существования современного человека. Это позволит не только сформировать у него хорошую осанку и побороть проблему со спиной, но и подружит его со спортом, улучшит качество жизни, укрепит иммунитет, повысит выносливость. Тренировки для коррекции осанки будут состоять из следующих упражнений:

  • Ходьба на месте в течение 10-15 минут в качестве разминки.
  • Прямое положение спины, ноги на ширине плеч. Руки поднимаются вверх, туловище тянется. На выдохе конечности опускаются. 5-6 подходов. Не должно быть прогибов в пояснице в процессе выполнения.
  • Лечь на спину. Руки вытянуть вдоль тела. Левую конечность поднять и одновременно подтянуть ногу к животу. Тоже самое повторить с другой стороной. После 5 подходов. В тот же момент поднять руки и подтянуть ноги к животу.
  • Встать в исходное положение, приподнять плечи. По очереди имитировать удары руками, как это делают боксеры. Для каждой руки должно быть 5-6 подходов.
  • Лечь на живот, руки вытянуть вдоль тела. На вдохе поднять их вверх, на выдохе опустить.

В десять лет ребенок уже достаточно взрослый понять, зачем делаются эти упражнения, но для разнообразия, некоторые тренировки можно проводить в игровой форме. В процессе занятий родитель обязан следить за осанкой, чтобы не было прогибов в пояснице или опущенных плеч. За весь комплекс также важно выполнить примерно 10-15 приседаний, удерживая ровные плечи.

Гимнастика при сколиозе

Патологическое искривление осанки сложнее всего купировать, так как смещение позвонков сопровождается деформационными процессами. Поэтому лечебная физкультура назначается на длительный срок, почти всегда выполняется в период ношения корсета и приемом специальных медикаментов. Тренировки обычно основываются на следующих упражнениях:

  • Лечь на спину и поднять ноги вверх, делать вращения, напоминающие езду на велосипеде.
  • Встать ровно, ноги на ширине плеч, руки на талии. На выдохе поднимать ногу вверх, сгибая в колене. Стараться максимально притянуть ее к животу.
  • Лопатки зафиксировать гимнастической палкой, взять ее за концы руками и наклоняться так вперед.

Количество повторений определяет врач, исходя из возраста и степени выраженности искривления. В процессе выполнения не должно быть боли или чрезмерных усилий, в противном случае можно сильно усугубить ситуацию.

Занятия с гимнастическими инструментами

Детям школьного возраста интереснее будет заниматься физкультурой со спортивными снарядами. Специальный инвентарь повышает пользу от упражнений. При нарушениях осанки физиотерапевты рекомендуют использовать фитбол. Он показан как на ранних стадиях, так и при серьезном развитии патологии. Подбирается он по росту ребенка, для малышей до 1 метра покупается изделие 45 см диаметром, до полуметра ростом 55 см.
Перед началом тренировок необходимо провести простую зарядку для разогрева мышц. Начинать нужно с простых действий, постепенно увеличивая нагрузку и сложность.

Большую пользу принесут следующие упражнения:

  • Ребенку необходимо сесть на мяч, развести руки в стороны и в три этапа поднимать их над головой, после чего возвращать в исходную точку.
  • Сесть на мяч, одну руку опустить, другую поднять над головой. Пружинить их, отводя максимально назад. На счет три поменять положение рук на противоположное.
  • Лечь на фитбол животом, найти опору в ступнях и руках. На счет три поднять руки до плеч, сохраняя на одном уровне руки, голову и шею.

Физкультура для детей дошкольного возраста и старше имеет ключевое значение. Она является мощной профилактикой развития патологий опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия позволят устранить искривления, укрепить мышечный каркас, нормализовать обменные процессы.

Профилактические мероприятия

Дети школьного возраста находятся в зоне риска развития сколиоза, поэтому их чаще всего показывают специалистам для определения состояния позвоночника. Чтобы предотвратить искривление, родителям советуют серьезно подойти к организации рабочего места ребенка, подобрать ортопедический матрас. Кроме этого, в качестве профилактических мер следует придерживаться простых правил:

  • Регулировать отдых и физические нагрузки, давать возможность ребенку больше играть и двигаться.
  • Не спешить учить малыша сидеть или ходить, дать возможность этим навыкам сформироваться самостоятельно.
  • Отказаться от использования рюкзаков низкого качества с тонкими лямками.
  • Следить за положением спины ребенка во время выполнения уроков.
  • Не давать сидеть за компьютером больше 15-20 минут, если в этом нет необходимости.
  • Каждое утро делать простую зарядку.

Лечебная физкультура для детей с искривленной осанкой является отличным средством борьбы с проблемой. Но она должна регулярно выполняться под контролем врача, в этом случае результат не заставит себя ждать. Тренировки в домашних условиях допускаются, только когда родитель освоил все правила и способен сам проконтролировать технику выполнения малышом упражнений.

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей

Неправильная осанка – не просто неэстетичный недостаток. Искривление позвоночника неизбежно приводит к сбоям в работе внутренних органов, головным болям, нарушению координации движений, ухудшению сна и пр. Не все родители связывают плохое настроение ребенка, капризы, частые заболевания и отставание в учебе с этой проблемой.

Упражнения для правильной осанки у детей – обязательный пункт программы здоровья

Врачи-педиатры и ортопеды предупреждают: детям необходимо обеспечить все условия для правильного формирования позвоночника.

Позаботиться об этом следует с самого раннего возраста малыша. Для профилактики искривления позвоночника и исправления уже имеющейся проблемы существует зарядка для осанки для детей . Наряду с ее выполнением в домашних условиях следует позаботиться о правильном положении ребенка за столом во время еды, игр и т.д.

Обратите внимание! Существует универсальная детская гимнастика для осанки. Это общая лечебная физкультура, разработанная специалистами по лечебной и оздоровительной физкультуре. Она необходима для предотвращения искривления позвоночника и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Упражнения, которые вырабатывают правильную осанку для детей можно успешно делать в домашних условиях. Они полезны всем детям и служат, простым, доступным надежным средством профилактики. В ходе занятий задействуются разные группы мышц – шеи, спины, нижних и верхних конечностей.

Упражнения для коррекции осанки у детей. Когда необходима помощь врача?

При серьезных нарушениях осанки показана специальная лечебная физкультура (ЛФК). Упражнения для выпрямления осанки для детей это особый комплекс, который назначает только врач по медицинским показаниям после внешнего осмотра маленького пациента. При подборе упражнений специалистом учитываются индивидуальные особенности организма ребенка, степень и характер искривления позвоночника и многие другие нюансы.

Причины нарушения осанки

Врачи выделяют основные факторы, которые могут привести к искривлению позвоночника.

  1. Малоактивный образ жизни и физические нагрузки. Мышцы ослабевают из-за длительного сидения за столом, игрой с гаджетом и пр. Дети любого возраста должны много двигаться, бегать, бывать на свежем воздухе не меньше двух часов в день и в любую погоду, играть в подвижные игры. В идеале ребенок должен посещать спортивную секцию и регулярно заниматься под руководством тренера.
  2. Перегрузки. Дозирование физических нагрузок и профилактика травм – обязательное условие здоровья детей. Чрезмерные нагрузки не менее опасны для детей, чем малоподвижный образ жизни. При несоблюдении возрастных норм, касающихся продолжительности занятий и их высокой интенсивности (например, при подготовке к спортивным соревнованиям) значительно возрастают риски травм позвоночника и мышц спины, шеи и плечевого пояса. Ношение тяжелого и не эргономичного заплечного рюкзака тоже приводит к нарушению осанки.
  3. Вредные привычки. При чтении или игре на смартфоне лежа, рисовании в неподходящем положении и пр. занятиях позвоночник постепенно деформируется. Необходимо приучать ребенка сидеть за столом правильно.
  4. Врожденные патологии костной ткани. Врачи выделяют особую группу деток с ослабленными мышцами спины и наследственными заболеваниями костной ткани. У таких детей существует высокая вероятность развития ортопедических болезней. Для них наблюдение у врача-ортопеда обязательно. Специалист рекомендует профилактический или лечебный комплекс упражнений для укрепления осанки для детей , входящих в группу риска.
  5. Неправильное питание. Несбалансированное ежедневное меню становится еще одним фактором, провоцирующим искривление спины. Питание должно включать минералы, витамины, белки, жиры и углеводы в точно обозначенных медиками суточных нормах. В случае дефицита полезных элементов, необходимых для роста и развития костной и мышечной ткани, увеличиваются риски формирования сколиоза. Особенно это касается детей дошкольного возраста.
  6. Плохая организация рабочего места. Эргономика – один из самых важных пунктов программы для здоровой осанки. При плохой организации рабочего места для игр, приема пищи и домашних заданий искривление позвоночника неизбежно даже в случае выполнения всех других предписаний врачей. Если ребенок много гуляет, правильно питается и даже выполняет упражнения для детей для осанки, но сидит за «неправильным» стулом, все усилия родителей сводятся на нет.
Читайте также  Щадящая гимнастика для позвоночника
Подробнее о том, что советуют врачи — вы можете узнать из этой статьи

«Растущий» стул – лучшая профилактика сколиоза у детей любого возраста

С того момента, как малыш начинает сам садиться, он должен иметь «правильный» стул. Для такого изделия предусматриваются возможности регулировки по высоте спинки стула, его сидению и подножки.

Все параметры адаптированного для детей изделия соответствуют:

  • росту;
  • возрасту;
  • анатомическим особенностям ребенка;
  • требованиям безопасности, предъявляемым к детской мебели.

Обычные стулья из масс-маркета и взрослые модели детям всех возрастных групп не подходят. Подобные изделия не имеют положенных регулировок, не обеспечивают правильную осанку, не тренируют мышцы спины, не приучают ребенка сидеть правильно с ранних лет и не могут корректироваться по мере роста ребенка. Кроме того, такие модели изготавливаются из опасных для здоровья дешевых материалов.

Поэтому оптимальным решением для родителей станет покупка сертифицированного «растущего» стула от солидного производителя.

Виды нарушений осанки у детей

Обратите внимание на различные типы деформации позвоночника у детей от 6 до 16 лет. Все они имеют свои характерные признаки и степень тяжести.

  1. Лордоз.
  2. Кифоз.
  3. Сколиоз.
  4. Кривошея.

При наличии любого из перечисленных состояний требуется помощь специалиста и обязательное применение лечебно-профилактического комплекса.

Комплекс упражнений для осанки для детей. Показания к общей и специальной лечебной физкультуре

Общая лечебная физкультура проводится в следующих случаях:

  • боли в ногах и слабости в мышцах;
  • дискомфорте и боли в спине, шее, крестце, копчике;
  • быстрой утомляемости от физических нагрузок.

Видео и рисунки

Профилактические универсальные упражнения для дошкольников и младших школьников, примерный вариант (см. рисунок).

Простые упражнения для младших детей. Как правильно делать?

Перед занятием проводится легкая разминка. Пусть ребенок побегает и попрыгает. Примеры упражнений для разминки – на рисунке.

Дальше приступаем к комплексу для маленьких.

Волна. Лежа на полу на животе с вытянутыми вперед руками одновременно поднимать руки, голову, руки, ноги и качаться.

Велосипед. Лежа на спине согнуть ноги и крутить воображаемые педали.

Ножницы . Делать взмахи прямыми ногами лежа на спине.

Каждое упражнение выполняется 8-10 раз. Перерыв между подходами – несколько секунд.

Специальная ЛФК

Решает конкретные задачи и предназначена для тренировки определенных групп мышц. Ее цель – нивелировать проблему с помощью увеличения нагрузки на обозначенные мышечные группы.

Упражнения назначаются при ряде патологий:

  • состоянии после механических травм;
  • заболеваниях опорно-двигательной системы;
  • диагностировании таких ортопедических болезней, как сколиоз, лордоз, кифоз.

Упражнения для исправления осанки у детей. Видео

На ролике представлен лечебный комплекс, рассчитанный на исправление уже имеющихся проблем.

Описание простого комплекса (вариант лечебной физкультуры при сколиозе)

  1. Поза стоя. Поднять руки, сделать глубокий вдох, опустить руки. Выдохнуть.
  2. Лечь на пол и согнуть ноги. По очереди прижимать ноги к животу.
  3. Встать прямо. Положить на спину гимнастическую палку. Прогнуться вперед.
  4. Выполнить упражнение «велосипед».
  5. Подниматься на носочках, стоя на полу.

Те упражнения, которые выполняются лежа, делаются только на жесткой поверхности!

Упражнения для осанки спины для детей. Противопоказания

Занятия не проводят при общим недомогании, любом остром состоянии и повышенной температуре тела, мышечных зажимах, онкологических заболеваниях, компрессионном синдроме.

В случае диагностированного порока сердца требуется консультация лечащего врача.
Упражнения для коррекции позвоночника

При уже сформированном нарушении осанки и искривлении позвоночника показано проведение лечебной физкультуры (ЛФК). Комплекс представляет собой специально разработанные для этой цели физические упражнения. Подобные занятия необходимо выполнять три или четыре раза в неделю. Младшие дети занимаются специальной гимнастикой под наблюдением родителей и воспитателей.

На видео – самые простые упражнения. Они помогают исправить осанку. Примерно через месяц занятий можно усложнить комплекс.

Внимание! Хороший эффект дают групповые занятия. Они стимулируют к упражнениям детей любого возраста.

Упражнения для осанки для детей 10 лет

Результат занятий:

  1. Коррекция осанки.
  2. Укрепление мышц спины.
  3. Выработка привычки держать спину в правильном положении во время ходьбы и сидения на стуле.
  4. Достижение функциональной симметрии.
  5. Избавление от болей в спине, шее и головных болей.
  6. Стабилизация работы внутренних органов и систем, а также психоэмоционального фона ребенка.

Чтобы закрепить эффект следует выполнять упражнения не время от времени, а регулярно, постепенно усложняя комплекс. Через определенное время мышцы привыкают к нагрузке. При этом следует обеспечить ребенка специальной детской мебелью – «растущим» стулом, в котором предусмотрены регулировки.

Выводы. Для формирования правильной осанки в первую очередь следует обеспечить ребенку правильное место для посадки. Покупка «растущего» стула и правильно подобранная гимнастика для осанки для детей позволит избежать проблем в будущем и гарантировать ребенку красивую и здоровую осанку.

Картотека «Гимнастика для осанки»(5-7 лет)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гимнастика для осани картотека для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
abezbaeva_gimnastika_dlya_osanki.docx (20.98 КБ) 20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для профилактики и коррекции
нарушения осанки

Мы играем, осанку сохраняем.

Особое место среди технологий здоровьесбережения занимает сохранение правильной осанки детей. Ведь умение держать спинку ровно помогает дошкольнику не только эстетично выглядеть, но и оказывает благотворное влияние на состояние здоровья.

Необходимым условием эффективности проведения в детском саду этих упражнений является тёплая, дружественная атмосфера, создаваемая педагогами. Нельзя резко говорить: «Не сутулься!», «Не горбься!». Ведь дети с большим удовольствием будут выпрямлять спинки, услышав: «Какие высокие и красивые дети!», «Как вы гордо держите голову!», «У вас отличная, просто генеральская выправка!»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
развитие умения сохранять равновесие, улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

«Качалочка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
Карточка №

«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.
Вы морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Карточка №3

«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
Карточка №4

«Самолет»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны «полетели самолеты». Удерживать позу 510 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Цапля»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.
И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 34 раза.
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
Карточка №6

«Потягивание»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
Карточка №7

«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
Карточка №8

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»
Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.
И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:
«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!
За спиною спрячем вас! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, стряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.
Карточка №9

«Танец медвежат»
Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.
Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.
И.п. о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.
Карточка №10

«Паровозик»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.
И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 23 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)
Карточка №11

«Маленький мостик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
Шли ежата по лесу. Перед ними ручей.
Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.
И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Держите, держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
Карточка №12

«Плавание на байдарках»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.
Карточка №13

«Все спортом занимаются»
Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника.
Скачет лягушонок: Руки согнуть в локтях, на-
клоны в стороны,
Ква-ква-ква! Сжимать и разжимать пальцы в кулаках.
Плавает утенок: Имитировать плавание.
Кря-кря-кря! Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.
Все вокруг стараются, Одна рука вверх, другая вниз.
Спортом занимаются. Менять положение рук.
Маленький бельчонок: Прыжки вверх.
Скок-скок-скок! Прыжки на месте, вперед-назад.
С веточки на веточку: Одна рука вверх, другая вниз.
Прыг-скок, прыг-скок! Менять положение рук.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются.
Карточка №14

«Еж с ежатами»
Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.
Под огромною сосной Бег на носках.
На полянке, на лесной, Произносить звуки (фрр-фррфрр).
Куча листьев, где лежит, Бег в полуприседе на носочках,
Еж с ежатами бежит. руки в упоре на бедрах,
Мы вокруг все оглядим, спина круглая.
На пенечках посидим, Присесть, вытягивая шею вверх.
А потом все дружно сядем Присесть с упором на кисти
И иголки все покажем. рук, голову опустить, спина
Показали, показали круглая «показываем иголки».
И домой все побежали. Бег на носках.

«Мышка и мишка»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на
носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох.
У мышки очень маленький. Присесть, обхватить рука ми
Мышка ходит колени, опустить голову
В гости к Мишке, выдох с произнесением
Он же к ней не попадет. звука (ш)..
Карточка №16

«Кошечка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» прогнуть спину, голову приподнять.

«Позвони в колокольчик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
Бег по прямой до колокольчика: подбежать к подвешенному колокольчику и, подпрыгнув, достать рукой до него, чтобы он зазвенел.
«Лев в цирке»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину прогибать, голову приподнять вперед.
Карточка №18

«Деревья и птицы»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Руки подняли и помахали Подняться на носочки. Выполнять махи руками вверх, в стороны.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти Встряхивать кистями рук.
встряхнули Руки согнуты в локтях.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем Поднять руки в стороны, махать
Это к нам птицы летят, руками.
Как они сядут покажем: Присесть. Руки назад, кисти
Крылья сложили назад. соединить тыльной стороной
Карточка №19

«Снежок»
Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.
Я с веревочкой играю, Сидя на скамейке (стуле),
В кучку ножками сгребаю. ногами собрать «снежок» из
Еще раз, еще разок веревочки. Выложить круг.
Получается снежок!
Карточка №20

«В лес»
Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.
Надо в лес скорей пойти.

И.п. о.с: спина прямая.
Ходьба по площадке спортивным шагом.
Через речку, через мост, Ходьба с высоким поднима-
нием колен.
Через палку у дорожки Прыжки на обеих ногах с
продвижением вперед.
Зашагают наши ножки. Ходьба по площадке
спортивным шагом.
Карточка №21

«Великаны и гномики»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
Ходьба по залу. «Великаны» идти на носочках, руки вверх. «Гномики» идти в полуприседе, руки на пояс. Спина прямая!
Карточка № 22

«Кукла принца Тутти»
Цель: профилактика и коррекция сколиоза.
Ты живая кукла, которую подарили принцу Тутти, но никто не должен об этом догадаться. Движения синхронные, четкие, мимика лица кукольная (но что ты чувствуешь при этом?).
И.п. о.с. Поднять левую руку вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п. Повторить 56 раз в медленном темпе, с интервалом в 3040 с.
И.п. о.с: ноги на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной. Пружинистые наклоны в правую сторону, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 56 раз с интервалом в 3040 с; то же в другую сторону.
И.п.: сидя на стуле, руки опущены на колени. Поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад, вниз, наклониться вправо, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4 5 раз с интервалом в 1 мин; то же в другую сторону.
И.п.: в упоре на коленях, руки опущены. Правую ногу вытянуть назад, зафиксировать принятое положение, затем вернуться в и.п. Повторить 56 раз с интервалом в 12 мин; то же в другую сторону.
И.п.: лежа на животе, руки согнуты под подбородком. Прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п. Повторить 56 раз с интервалом в 12 минуты; то же в другую сторону.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Правильную осанку надо начинать формировать с детства, хотя маленьким сорванцам трудно объяснить, что хорошая осанка является не только залогом здорового образа жизни, но и показателем красоты и эстетики. Родителям следует обращать внимание на искривленность позвоночника, наблюдать за положением спины ребенка во время занятий или отдыха. Нужно отметить, что дети с неровной спиной чаще других болеют простудными заболеваниями, гастритами и запорами. Все эти признаки говорят о возможных проблемах работы легких и сердца. Чтобы предотвратить нежелательные возможные последствия искривления осанки, Вы, как заботливые родители, можете еще до посещения поликлиники выявить признаки развития нарушения осанки у ребенка.

Обратите внимание на следующие показатели:

  • ежедневная переутомляемость;
  • характерные неуклюжие телодвижения;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • жалобы на то, что «ломит» конечности после долгих прогулок;
  • частые головные боли;
  • болезненные ощущения в области шеи;
  • ребенок сидит на табурете, опираясь на локти;
  • малыш не может много времени находиться сидя в одном положении тела;
  • характерные звуки «хрустящих» суставов.

В случае, если наблюдая за жизнедеятельностью ребенка, Вы заметили какие-либо признаки и симптомы, описанные выше, рекомендовано обратиться в ближайшее время к доктору. Врач обследует ребенка и назначит необходимое лечение, которое будет включать употребление соответствующих препаратов и выполнение некоторых процедур, все зависит от степени искривления осанки. Весьма результативным будет посещение оздоровительной специальной гимнастики, массажа, гидропроцедур.

Для того чтобы у ребенка с детства не было проблем с осанкой, надо прививать ему любовь к физической активности – проводить профилактику возможных нарушений. Систематически выполняйте с малышом некоторые упражнения, и у Вас и Вашего ребенка будет всегда красивая осанка.

  1. Станьте прямо, ноги должны быть на уровне ширины плеч:
  • руки – на поясе, вдыхайте воздух, и одновременно разводите локоточки, пока лопатки не сойдутся. Выдыхайте воздух, возвращаясь в изначальное позицию. Повторяйте это упражнение пять и более раз.
  • разведите руки по сторонам, делайте поступательные движения по кругу, дышите произвольно. Периодичность движений – не менее десяти раз.
  1. Ноги ставим шире плеч, кисти рук прижмите к плечевым суставам. На выдохе наклоняйтесь вперед, а на вдохе – назад на начальную позу. Важно, держите спину прямолинейно. Выполняйте по пять-шесть подходов.
  2. Наклоны вперед с соединенными руками за спиной, повторяйте пять-шесть раз.
  3. Работа с гимнастической палочкой:
  • возьмите ее в выпрямленные перед собой руки, приседайте на выдохе, а на вдохе – вернитесь на изначальную позицию. Отрабатывается по четыре-пять приседания только с прямой спиной.
  • со спортивной палкой в руке на вдохе потягивайтесь вперед и вверх, после чего, вернитесь в изначальный вид. Сделайте так 4-5 раз.
  1. Займите положение лежа на спине, руки – вдоль туловища. Поднимайте поочередно ноги вверх и возвращайте обратно (3-4 раза).
  2. Лягте на живот:
  • оставляя руки на поясе, приподнимайте свое тело вверх, при это делай вдох, и опускайте на пол, выдыхая. Делайте 3-4 подхода.
  1. Держа руки на талии выполняйте прыжки вверх, чередуя с ходьбой.
  2. В конце комплекса упражнений, разводите руки на выдохе, и соединяйте их на вдохе.

Существуют также специальные полезные упражнения для упрочнения работы мышц спины. Систематическое выполнение полного комплекса укрепляет весь организм, работа над каждым упражнением не требует много времени – от нескольких секунд до трех минут.

Возьмите себе на заметку следующую тренировку:

  1. Лежа на спине делайте круги ногами, изображая езду на велосипеде.
  2. Выполняйте махи прямыми ногами, лежа на полу. Сам процесс напоминает «ножницы» — скрещивание ног.
  3. Лежите на полу на спине, разместив руки вдоль корпуса, ноги должны быть согнуты в коленях. Приподнимите таз от пола насколько сможете вверх, удерживая его в таком положении несколько секунд, после чего – вернитесь в начальную позу.
  4. Продолжайте лежать на спине, ногами пытайтесь достать пол над головой, аккуратно возвращая ноги обратно.
  5. Сидя на полу, обхватите руками колени, после чего выполните катание на спине по горизонтальной поверхности, пытаясь возвращаться в изначальную позицию.
  6. Лежа на животе удерживайте лодыжки, в таком виде потянитесь вверх. Одновременное делайте поднятие вверх ног и рук, фиксируя их в одном положении на какое-то время.
  7. Упритесь в пол реками и коленями, прогните спину вниз, поднимая голову вверх.
  8. Следующее физическое упражнение выполняйте с ребенком: пусть малыш упрется руками в пол, пока мама или папа возьмет его за лодыжки. В таком положении «ходите» на руках несколько минут.

Вышеперечисленных упражнений будет достаточно для формирования хорошей и правильной осанки. Если же уже требуется исправлять имеющиеся нарушения, то тут потребуется соответствующий функциональный перечень упражнений.

Как исправить спину при уже имеющемся искривлении?

Вам потребуется периодически выполнять с ребенком следующие физические упражнения:

  1. Позиция – лежа: соедините руки за затылком, разводите и сводите локти на выдохе и вдохе соответственно.
  • в таком же положении приподнимайте плечи и голову, не двигая тело.
  • на выдохе подтягивайте колени к животу, на вдохе возвращаясь в исходное положение (3-5 раз).
  1. Лежа на животе:
  • ладони смотрят вниз, переменно поднимайте ноги, поднимая корпус тела. Повторяйте 3-4 раза.
  • руки под подбородком, после поднятия головы и плеч, переместите руки на пояс, прогибаясь – соединяйте лопатки. 10 подходов.
  1. Опираясь на руки и колени:
  • поднимайте правую руку и левую ногу одновременно, меняя соответствующие руки и ноги. Повторяйте не менее пяти раз.
  • в этом же положении, сгибайте руки до грудной клетки в пол.
  1. В конце – пройдитесь на носках, а также на наружных краях стоп около половины минуты.

Помните — каждый ребенок индивидуален и к каждому требуется свой подход и определенный комплекс физических нагрузок. Выполняя то или иное упражнение, учитывайте возраст ребенка, а также характерные особенности его организма, и, если Вы сами не врач, не следует перегружать ребенка физической активностью, не проконсультировавшись со специалистами. Обратитесь к врачу, и после обследования он Вам назначит определенный перечень необходимых задач для выполнения Вашим ребенком.

Дошкольники характеризуются не только высокой активностью, но и быстрой утомляемостью. Так у них устроена сердечно-сосудистая система. У маленьких проказников, возрастной категории до семи лет, кровообращение быстрее, чем у взрослых, поэтому может наблюдаться нарушение ритма сердца.

Грамотно и правильно составить план по физической активности дошкольника не так легко, ведь нельзя перегружать ребенка, но и необходимо достичь результата в поставленных задачах. Для выполнения упражнений надо распланировать время, и лучше, когда ребенок их делает утром или днем, а не вечером, это поможет избежать перевозбуждения малыша. Также, нужно учитывать, что и для отдыха такому спортсмену требуется немного времени – в среднем 15 минут.

Школьникам, по результатам исследований медиков, необходима более интенсивная тренировка. Если Ваш ребенок еще не достиг десяти лет, то ему надо около 4,5 часа физической активности в день. Организм его тратит около 3 000 килокалорий. У старшеклассников другие показатели, им требуется три или четыре часа в день заниматься спортом, и сжигать 4 000 килокалорий. Подростковый организм требует сложных поставленных задач, но за непродолжительный период времени.

Помните, сколько бы Вам ни было лет, правильная осанка – это залог здорового образа жизни. Иметь красивую ровную спину никогда не поздно. Но, если Вы не хотите думать о своей осанке, считаете, что Вам уже поздно что-либо менять, подумайте о своих детях, позаботьтесь об их спинах, а они, в свою очередь, порадуют Вас высокой выносливостью и здоровьем. Даже если Вы уже заметили у своего чада искривления, не переживайте, главное, не оставляйте без внимания, все еще можно исправить.

Как исправить осанку ребенку?

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка создается в процессе физического развития ребенка и формирования у него статико-динамических функций. Одновременно с приобретением ребенком навыков удерживания головы, сидения и стояния, определяется физиологическая кривизна позвоночника. Продолжительность и величина нагрузки, положение тела при учебных занятиях и функциональное состояние мускулатуры оказывают свое влияние на форму позвоночника.

Наиболее типичными отклонениями в осанке являются сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз. К нарушениям осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, относятся сведенные вперед и свисающие плечевые суставы и крыловидные лопатки.

Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Так, формирование крыловидных лопаток, например, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышц, сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи являются результатом недостаточной тяги верхней части трапециевидной и передней зубчатой мышц.

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении следующих групп мероприятий:
1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды – улучшение условий статической нагрузки;
2) улучшении физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

В утренней гимнастике акцент нужно делать на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающих лопатки, расширяющих грудную клетку, а также на упражнениях, усиливающих длиннейшие мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим физические упражнения целесообразно производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс занятия с гимнастической палкой.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для детей с дефектами осанки.

Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо проконсультироваться с врачом.

1. Исходное положение (ИП) – стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох, повторить 4–5 раз.

2. Стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8 10 раз). Дыхание произвольное.

3. Стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед, спина прямая – выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).

4. Стоя, руки за спиной. Совершаются наклоны корпуса вправо и влево (5–6 раз). Дыхание произвольное.

5. Стоя, с палкой в руках. Приседания, корпус прямой, руки вытягиваются вперед, выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).

6. Стоя, с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх – вдох; при возвращении в ИП – выдох (4–5 раз).

7. Лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3–4 раза).

8. Лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса – вдох; возвращение в ИП – выдох (3–4 раза).

9. Стоя, руки на поясе, производят подскоки с последующей ходьбой (30 с – 1 мин).

10. Стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны – вдох; сведение – выдох повторить 3–4 раза.

Использование вышеперечисленных групп мероприятий вполне достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка. Для детей с отклонениями общего физического развития, недостаточной функциональной способностью определенных мышечных групп и сниженной выносливостью к физической нагрузке в школе должны быть организованы дополнительные занятия физкультурой со специальной направленностью.

Подобные мероприятия имеют особенно большое профилактическое значение для детей, перенесших недавно различные заболевания, а также страдающих сердечно сосудистой недостаточностью. Специальные физические упражнения, подобранные индивидуально с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но также и дома в виде самостоятельных занятий.

Детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной), а детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками и отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.

При свисающих плечевых суставах полезно упражнение с отведением рук через стороны вверх, подниманием надплечий, вытягиванием рук вверх с противодействием.

При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно производить попеременные движения ногами («велосипед», попеременное поднимание прямых ног) из положения лежа на спине, переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и положения лежа на животе, что способствует укреплению ягодичных мышц. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением, используя гантель массой 0,5–1 кг, медицинбол массой 1–2 кг в зависимости от возраста ребенка. Для выработки более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения, направленные на самокоррекцию, которые лучше выполнять перед зеркалом.

Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие, например упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки. Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений: построение, повороты, ходьба.

С целью выработки хорошей осанки, а также для проверки ее правильности могут быть использованы специальные тесты: ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.

Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возникновения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиенический режим. Необходимо обеспечить регулярное и сбалансированное питание, гигиену сна, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и отдыха, использование средств закаливания и др. Следует также подчеркнуть значение для детей дневного отдыха и необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.

Начиная с младшего ясельного возраста, необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико динамических функций: своевременно выкладывать его на живот, развивать навык ползания, стояния и ходьбы, при этом сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеет значение соответствие между высотой стола и стула, ношение просторной одежды, привитие навыков правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устранить ряд неправильных положений и поз, часть из которых обусловлена порочными привычками (например, привычка сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях). При наклонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), которая позволяет ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.

Использовалась литература
Заболевания позвоночника. Полный справочник. издательство: Эксмо, 2008. 608c

КOММЕНТАРИИ

Упражнения для коррекции осанки у детей

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них — шейный и поясничный отделы — обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других — грудной и крестцовый отделы — обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым — период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди — патологический лордоз, кзади — патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача — ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть — выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха — живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха — живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Мирская Н.Б. — Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук