Высота каблука для школьников

Гигиенические требования к детской обуви Обувь с гигиенической точки зрения должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений,...

Высота каблука для школьников

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Гигиенические требования к детской обуви — Надзор по гигиене детей и подростков

Гигиенические требования к детской обуви

  • Преобразовать Гигиенические требования к детской обуви в DOC
  • Преобразовать Гигиенические требования к детской обуви в PDF

Гигиенические требования к детской обуви

Обувь с гигиенической точки зрения должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды.

Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя, а также – повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др.

Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, обусловленной особенностями строения стопы в период роста, и к материалам, из которых изготавливается обувь. Детская обувь не должна препятствовать естественному развитию стопы, должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы. В противном случае обувь может явиться причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.

Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмёт ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и с течением времени изменяет форму стопы, нарушает нормальный её рост, деформирует пальцы, усиливает потливость, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года – отморожению. Слишком свободная обувь тоже вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и могут возникнуть потёртости, особенно в области подъёма. Подросткам не рекомендуется ходить в узкой обуви. Ношение её часто приводит к искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию мозолей и способствует развитию плоскостопия. Плоскостопие наблюдается и при длительной ходьбе в обуви без всяких каблуков, например, в тапочках. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см ) каблуке девочкам – подросткам вредно, т.к. затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести вперёд. Упор переносится на пальцы. Резко уменьшается площадь опоры и устойчивость. Туловище отклоняется назад. Такое отклонение, в возрасте когда кости таза ещё не срослись, вызывает изменение его формы, меняет положение таза, которые в будущем могут отрицательно сказаться на родовой функции. Стопа скатывается вперёд, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развиваются уплощение свода стопы и деформация пальцев. В обуви на высоком каблуке легче подвернуть ногу в голеностопном суставе, легко потерять равновесие.

Насколько необходимо обеспечить максимальную подвижность передней части стопы, настолько же необходимо обеспечить максимальную стабильность пятки. Задник должен быть прочным, не допускающим скольжения стопы. Задник должен охранять, плотно охватывать пятку, предупреждать её деформацию.

Зимой обувь обязательно должна быть тёплой. С этой целью используют мех, фетр, сукно, войлок. В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом применяется валяная обувь (валенки). Её достоинствами являются высокие теплозащитные свойства и малая масса, недостатком – ограничение подвижности стопы. В холодные зимние дни, не ниже –10 градусов С, школьники могут носить ботинки и сапожки на пористой резине, утеплённые синтетическим мехом (лавсан с хлопком) или на шерстяной или войлочной подкладке.

В летние месяцы наиболее гигиенична лёгкая открытая обувь с широким вырезом – сандалеты, босоножки, туфли кожаные, или туфли на кожаной подошве с верхом из текстиля и других материалов с пористой структурой (рогожка, джинсовая ткань и др.). Такая обувь способствует хорошему проветриванию и быстрому испарению пота за счет циркуляции воздуха вокруг стопы (благодаря подбору материала, но чаще ажурному узору верха обуви).

В сырую дождливую погоду удобны резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др. Однако, эта обувь отличается низкой воздухопроницаемостью, поэтому носить её необходимо только со стельками, хорошо впитывающими пот: войлочными, суконными, а летом – из плетеной соломы или картона. Необходимо следить, чтобы подкладка не становилось влажной. На ноги рекомендуется надевать тонкие шерстяные носки, т.к. шерсть хорошо поглощает влагу. Иногда резиновая обувь приходится носить в холодное время года. В этом случае её надо носить с двумя парами носок или чулок, т.к. воздух между носками создаёт дополнительную теплозащиту.

Подошва детской обуви должна иметь оптимальные гибкость, толщину, массу и теплозащитные свойства. Жесткая подошва затрудняет ходьбу, снижает работоспособность мышц голеностопного сустава (ограничивается угол изгиба стопы, задник обуви стягивается с пятки), повышает потоотделение. Для изготовления подошвы детской обуви, предназначенной для зимнего периода и межсезонья, преимущество имеет пористая резина, которая по теплозащитным свойствам значительно превосходит кожу и монолитную резину, а также обеспечивает оптимальные толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви. В летний период ношение обуви с резиновой подошвой, включая и микропористую, ведет к повышению потливости ног из-за полного отсутствия паро- и воздухопроницаемости, поэтому подошву летней обуви изготавливают из кожи.

Насколько необходимо обеспечить максимальную подвижность передней части стопы, настолько же необходимо обеспечить максимальную стабильность пятки. Задник должен быть прочным, не допускающим скольжения стопы. Задник должен охранять, плотно охватывать пятку, предупреждать её деформацию. Для изготовления задника используется более толстая натуральная кожа. Производство обуви без задника допускается для детей старше 11 лет.

Стелька – внутренняя деталь обуви, имеющая контакт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном пространстве. Она должна обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью и поэтому должна изготавливаться только из натуральной кожи.

Каблук – искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивость обуви. В обуви без каблука большая часть нагрузки приходится на задний отдел стопы. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), пока ребёнок не ходит. В обуви с каблуком 2 см нагрузка распределяется равномерно между передним и задним отделом стопы. В обуви с высоким каблуком, то есть выше 4 см большая часть нагрузки приходится на передний отдел стопы (при высоте каблука 8- 10 см нагрузка на передний отдел стопы больше в 7 раз, чем на задний отдел). Высота каблука: для дошкольников должна быть не более 0,5- 1 см , для школьников 8-10 лет – 2 см , для мальчиков 13-17 лет – 3 см , для девочек 13-17 лет до 4 см .

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1- 2 см ). Тогда ходьба будет не утомительна. Выходные туфли девочек старшего возраста могут быть на среднем, но обязательно устойчивом каблуке. Вычурных фасонов следует избегать.

Детская обувь должна иметь надёжное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, «липучка», ремни, застёжка на молнию и др. Открытые туфли без застёжек (типа «лодочек») не допустимы для школьной обуви.

Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендуется натуральная кожа, т.к. она обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, мягкостью, гибкостью и теплозащитными свойствами для летней обуви на ряду с кожей используются различные текстильные материалы или их комбинации с кожей: рогожка, джинсовая и др. В утеплённой обуви для верха рекомендуются сукно, драп, шерстяные и полушерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы. Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные с вложением химических волокон, которые регламентируется санитарными нормами и правилами.

Правила подбора обуви.

Обувь, отвечающая гигиеническим требованиям, помогает избегать неприятных, подчас болезненных явлений. Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, определяемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. За единицу измерения принят миллиметр, разница между номерами составляет 5 мм . При примерке обуви следует обращать внимание на то, чтобы перед большим пальцем оставалось пространство в 0,5- 1 см . Для этого ребёнок должен стоять, а не сидеть. Только в том случае, если стопа несет всю массу тела, можно выяснить действительную длину и ширину стопы. При этом следует учитывать, что длина стопы не остаётся неизменной, а увеличивается, особенно во время движения или в результате утомления, вызванного длительной ходьбой.

Высота каблука, материал стельки, свойства одежды. На что обратить внимание, собирая ребенка в школу

О безопасности товаров школьного ассортимента говорили во время пресс-конференции 20 июля, посвященной мерам по защите потребительского рынка от не соответствующей обязательным требованиям продукции, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Заместитель начальника инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску Наталья Болдак отметила, что вопросы безопасности продукции школьного ассортимента среди приоритетов и находятся на постоянном контроле органов государственного надзора. А также напомнила, что единые обязательные для исполнения требования к товарам школьного ассортимента, такие как одежда, обувь, кожгалантерейные изделия, письменные принадлежности, установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Читайте также:  Как приготовить жареный чеснок для оздоровления и долгожительства?

— За период прошлого учебного года по состоянию на данный момент областные инспекции Госстандарта проверили 2 355 наименований продукции для детей и подростков школьного ассортимента производства разных стран — Российской Федерации, Республики Беларусь, Китая, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Польши и Вьетнама, — констатирует представитель Госстандарта. Нарушения выявлены практически во всех наименованиях продукции. Но следует отметить, что в изделиях отечественного производства несоответствия выявляются значительно реже.

Высокий процент выявленных нарушений, акцентирует специалист, говорит об эффективности надзора, а не о том, что все товары на нашем рынке не соответствуют требованиям технических регламентов.

В части безопасности продукции чаще всего фиксируются следующие нарушения: превышение допустимого значения высоты каблука в обуви, предназначенной для детей младшего школьного возраста, применение в закрытой обуви для всех половозрастных групп недопустимой подкладки — стельки из искусственной или синтетической кожи (в закрытой обуви для всех половозрастных групп подкладка должна быть исключительно из натуральной кожи), несоответствие установленным нормам показателей воздухопроницаемости и гигроскопичности одежды, отсутствие деталей или фурнитуры со светоотражающими элементами на рюкзаках и ученических ранцах.

Часты нарушения в части маркировки товаров (информация для потребителей дается не в полном объеме или ее попросту нет), указываемый на этикетке состав изделия нередко не соответствует реальному, а документы об оценке соответствия зачастую отсутствуют вообще.

По результатам проведенной за минувший учебный год работы запрещены ввоз и обращение на территории Беларуси 48 наименований импортной продукции для детей и подростков школьного возраста, прекращено действие на территории страны 35 документов об оценке подтверждения соответствия, выданы предписания о приостановлении работы 105 торговых объектов, реализующих продукцию легкой промышленности школьного ассортимента, не соответствующую установленным требованиям.

— Начинается пора школьных базаров, — обратилась к покупателям Н. Болдак. При выборе товаров для школьников внимательно изучайте маркировку, независимо от того, где вы их покупаете. В ней содержится много полезной информации, например о составе ткани, рекомендации по уходу за изделием, материалах верха и подкладки обуви. Наличие в маркировке знака «ЕАС» говорит о том, что продукция прошла подтверждение соответствия и безопасна для использования.

Важно, детализирует специалист, обращать внимание на материал, из которого сделана одежда: содержание натуральных волокон должно быть как можно выше. В обуви следует обращать внимание на высоту каблука: для школьников-девочек от 7 до 12 лет каблук не должен превышать 25 мм, от 12 до 16 лет — 35 мм. Ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой и светоотражающими элементами, есть ограничения и по массе изделия: для учащихся начальных классов — не более 700 г, для средних и старших классов — не более 1 кг.

— Лучший вариант, конечно, собрать ребенка в школу, купив все необходимое на школьных базарах, в крупных торговых центрах или универмагах, — резюмировала специалист. Как показывает практика, продукция, реализуемая там, наиболее качественная и безопасная. Если же все-таки решите посетить с этой целью рынки, то очень тщательно смотрите вещи перед покупкой, изучайте маркировку, интересуйтесь у продавца характеристиками изделия, наличием документов об оценке соответствия. Дешевый товар зачастую оказывается не самым безопасным и не самым качественным. При наличии малейших сомнений лучше от приобретения товара отказаться.

Смотрите также:

Здоровье школьницы и высота каблука

Беседа с врачом-ортопедом Дмитрием Сагдеевым о биомеханике стопы

  • Почему каблук не должен быть выше двух сантиметров
  • Почему каблук не должен быть ниже двух сантиметров
  • «Нет» шпилькам у мамы и дочки!

Кто из нас не напяливал мамины туфли на каблуках в пять лет? На таких же каблуках мы стремительно влетали в жизнь, желая носить все самое «красивое и модное». Но всегда ли можно ставить знак равенства между красотой и здоровьем? Какой каблук идеально подходит школьнице и когда можно примерить шпильки (та роковая примерка маминых туфель в старшей группе детского сада не в счет)?

С этого вопроса мы начали нашу беседу с детским ортопедом-травматологом Дмитрием Сагдеевым из новосибирской ЕвроМедклиники.

Не выше 2 см

— Дмитрий Олегович, какова же оптимальная высота каблука и почему?

— Сразу скажу главное: каблук должен быть не больше двух сантиметров! Это определяет биомеханика стопы: когда мы стоим без обуви на плоской поверхности, 60% нагрузки достается среднему и заднему отделу стопы, 40% – переднему. А когда мы приподнимаем пятку на 2 сантиметра, то получаем соотношение 50 на 50, то есть и на передний, и на задний отдел стопы идет равномерная нагрузка. Каждый последующий сантиметр каблука будет увеличивать нагрузку на передний отдел стопы в геометрической прогрессии.

— Важны ли при подборе обуви рост, вес и, главное, возраст ребенка?

— Оптимальная высота каблука не зависит ни от возраста, ни от веса и роста, потому что строение здоровой стопы одинаково у всех.

” — Единственное, что имеет значение, есть ли плоскостопие. Если оно есть, то нужна стелька-супинатор, а также небольшой каблучок, чтобы перераспределить равномерно вес по стопе.

— А если девочка 10-12 лет захочет надеть туфли на каблучке чуть повыше, не 2, а 4-5-6 сантиметров?

— А зачем? С какой целью, объясните мне.

— Девочкам хочется «для красоты».

— Девочкам «для красоты» надо объяснить, что если они хотят здоровые и красивые ноги, им не нужны эти лишние сантиметры. Возьмем, к примеру, каблук 4 сантиметра. Мы приподняли стопу выше, примерно процентов на 20, таким образом, увеличили нагрузку на передний ее отдел и получили вместо 40%, которые там были, уже процентов 60. Когда пятку приподняли, икроножная мышца сократилась, ей не надо работать: изменившееся положение стопы нарушает работу всех мышц голени. Передний отдел голени тоже перестает работать так, как это ему необходимо: не надо поднимать вверх передний отдел стопы для шага.

” — Амплитуда движения в голеностопном суставе изменяется, соответственно изменяется режим работы мышц, которые помогают нам идти. Сперва они просто перестают полноценно работать, затем начинают деформироваться, затем атрофируются…

— Что дальше? Глубокое нарушение всей биомеханики стопы. Перестает работать медиальная группа мышц, которая отвечает за поддержку продольного свода. Он начинает уплощаться — когда мы снимаем туфли, то видим, что стопа «расползлась». Снижение поперечной арки стопы приводит к развитию поперечного плоскостопия.

Не ниже 2 см

— А спортивная обувь? Ее можно носить?

— Если это обувь, похожая на кроссовки внешне, но не спортивная, а так называемый casual, комфортная обувь, тогда да, там требования и к своду, и всему прочему соблюдаются.

” — Но если ребенок ходит весь день в настоящих беговых кроссовках, то это не правильно. Спортивные кроссовки всегда конструируются под определенную функцию. Если они для бега, значит, там особым образом стоит супинатор, шоковые точки распределены по-другому. Они не приспособлены для длительной ходьбы.

— Что вы скажете о такой востребованной у школьниц обуви, как балетки? Насколько они вредны или полезны?

— Не полезны. Носить их можно, но только с вложенной ортопедической стелькой. Она не обязательно должна быть индивидуальной, можно купить и стандартную в любом ортопедическом салоне. Хотя, если ребенок подготовлен нормально физически, у него хороший мышечный тонус, без стельки можно какое-то время обойтись, просто ноги уставать будут из-за перегрузки подошвенного апоневроза — сухожильной пластины, идущей от пятки к плюсневым костям. Он удерживает свод стопы, и при его перенапряжении ребенок начинает жаловаться, что «болит ножка», показывая на центр стопы. Вот в этом случае стелька с супинатором и поможет.

” — Но скажу, что от балеток все же меньше вреда, чем от каблука: в балетках голеностоп продолжает работать.

«Нет» шпилькам у мамы и дочки!

— Расскажите, чем страшна «шпилька»?

— Вы, женщины, с самых ранних лет целенаправленно, убежденно калечите свои ноги. А потом начинаете жаловаться на шишку, которая у вас растет на большом пальце ноги! Это hallux valgus, деформация первого пальца стопы. Все предшествующие действия к ее появлению и ведут: снижается поперечный свод, плюсневые кости расходятся веером, и первому пальцу некуда деваться. Он начинает «уходить в вальгус», внутрь, а вы продолжаете бедный палец «вколачивать» в этот узкий башмак.

” — При шпильке в 10 см 90% нагрузки будет приходиться на передний отдел стопы! Конфигурация туфли на шпильке — узконосая лодочка. Всем весом девушка вколачивает стопу в узкий носок, что и приводит к ее деформации. А следствие – болезненная шишка, которая нарастает возле первого пальца.

— То, что шпилька травмоопасна, бог с ним. Те, кто умеет ходить на каблуках, бегают быстрее, чем я босиком. Опасность в другом — изменении работы мышц голени.

” — Проблема идет снизу вверх. Изменилась конфигурация стопы — изменилась опора. Под нее начинает подстраиваться весь организм, чтобы удерживать равновесие. Под другим углом разворачивается коленный сустав, чтобы поймать точку опоры. За коленным суставом пошел тазобедренный сустав. Потом начинает изменяться угол наклона таза, чтобы не дать вывихнуться тазобедренному суставу.

— Человек — хищник, и у нас работает бинокулярное зрение. А при таком раскладе начинает «сбиваться прицел». Чтобы его поймать, надо изогнуться. Изгибаться приходится еще и для того, чтобы удержать равновесие. И вот мы получаем «существо на каблуках», с наклоненным вперед тазом и прогнутой поясницей, пытающееся поймать равновесие. В первую очередь, такая женщина получает гиперлордоз (изгиб в пояснице) за счет наклона таза. И чем раньше она становится на каблуки, тем быстрее это с ней происходит.

Читайте также:  Иммуномодулирующая терапия при хроническом тонзиллите

— Итак, ваше резюме.

— Мое резюме – каблук два сантиметра, и не больше! Посмотрите на исторические образцы: охотничьи сапоги, торбаса наших братьев-якутов выполнены с небольшим каблучком в 1,5-2 см. Он выравнивает нагрузку на стопу, в такой обуви можно далеко и успешно идти, и нога не будет уставать. У тех же торбазов войлочная подошва — через несколько недель она притаптывается по стопе, и мы получаем анатомическую стельку.

И младшим школьникам, и девочкам-подросткам очень важно беречь здоровье, носить правильную обувь. А позаботиться об этом должны родители.

Как правильно выбрать школьную обувь: сменную и на физкультуру

Впереди новый школьный сезон, а значит перед родителями стоит вопрос, какую одежду и обувь покупать ребенку для школы. С одеждой все гораздо проще — она подбирается по размеру и внешним требованиям школы, а вот выбор обуви требует более ответственного подхода.

От правильно подобранной обуви зависит не только формирование стопы, но и общее состояние ребенка во время учебы, и даже здоровье в целом.

shutterstock.com

На что обращать внимание при выборе школьной обуви

Выбирая обувь в школу нужно понимать, что в первую очередь она должна быть удобной и легкой, а потом уже красивой и стильной. Ребенок проводит в школе около 30 часов в неделю — все это время он находится в обуви, поэтому она должна быть максимально комфортной.

Подошва и задник

Итак, первое на что обращаем внимание — это подошва и задник. Подошва должна быть гибкой и не высокой, а задник твердым. Все мы знаем, как дети бегают по школе на переменах, поэтому выбирая правильную подошву, мы минимизируем риски получить травму.

Материал

Выбирайте обувь из натуральных материалов, даже если за это придется сильно переплатить. Синтетическая, лакированная или резиновая обувь не даст ногам «дышать» и вашему ребенку будет дискомфортно. Идеальный вариант — полностью натуральная кожа или хотя бы частично: внутренний материал и стелька — из натуральной кожи, а материал верха — из искусственной.

Стелька и супинатор

Выбирайте обувь с супинатором и удобной дышащей стелькой. Это предотвратит развитие плоскостопия и правильно распределит нагрузку при ходьбе.

shutterstock.com

Размер

Еще один важный фактор комфорта — правильно подобранный размер школьной обуви. Не берите обувь «в запас», на несколько учебных лет. После 3х лет стопа ребенка вырастает примерно на пол размера каждые шесть месяцев, а это значит, что школьная обувь в начальных классах обычно носится до 9 месяцев, то есть один учебный год.

Не покупайте обувь ребенку самостоятельно, без примерки!

Чтобы правильно подобрать размер, достаньте стельку из обуви и поставьте на нее ногу ребенка. Пятку сравняйте с краем стельки, над пальчиками должен быть запас примерно 1 см, стопа не должна выходить за края.

А чтобы проверить не жмет ли ребенку обувь, поставьте его ногу на лист бумаги и обведите. Затем вырежьте след ровно по обведенным линиям. Теперь вставьте вырезанную стельку в обувь. Если лист сгибается по краям — значит обувь мала.

Идеальная обувь для школьников

Оптимальный вариант детской школьной обуви — это туфли, подходящие как мальчикам, так и девочкам. Именно этот вид обуви рекомендуют брать на повседневную носку врачи-ортопеды.

Какие туфли выбрать:

  • Мягкие и легкие — чтобы нога не уставала в течение дня.
  • Без шнурков — чтобы дети не отвлекались на постоянно, развязывающиеся шнурки, не запинались о них и не тратили много времени на переобувание.
  • Без большого количества декоративных элементов — чтобы не отвлекали, не надоедали и подходили к любой одежде.
  • Темных цветов (черные, темно-синие, серые, коричневые) — универсальные цвета, которые подойдут под большинство одежды и дресс-код школы.
  • С невысокой платформой и каблкуом.

Как выбирать обувь для физкультуры

Выбор обуви для физкультуры также требует особого внимания. Чтобы ребенок не получил травму и достигал хороших результатов в спорте, обратите внимание на следующие рекомендации.

shutterstock.com

Рекомендации для выбора физкультурной обуви:

  • Вид обуви — кроссовки. Не берите кеды и другую не подходящую для спорта обувь.
  • Подошва — легкая и гнущаяся, с хорошей амортизацией. Обязательно белая — это условие всех учебных заведений, так как темная оставляет следы на полу и стенах.
  • Материал — легкий и «дышащий» в идеале — сетка.
  • Застежка — липучки. Обувь со шнурками — не лучший вариант для физкультуры.
  • Пятка — должна быть жесткой, чтобы защитить лодыжку от вывиха;
  • Размер — запас в спортивной обуви должен быть 5-7 мм, не приобретайте кроссовки на вырост.

Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся

Требования к детской обуви

Гигиенические требования к детской обуви, учитывая анатомо-физиологические и возрастные особенности организма ребенка, направлены на правильное формирование детской стопы и профилактику плоскостопия у детей.

Главное требование к обуви — полное соответствие размерам и форме стопы.

Основным показателем, определяющим размер обуви, является длина стопы — расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (1 или 2).

Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела.

Правильно подобранной обувью считается обувь, когда расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель составляет 1 см., так называемый припуск, который необходим, в связи с:

— увеличением длины стопы за счет ее естественного роста, равняющимся в среднем полугодовому приросту стопы;

— удлинением стопы во время ходьбы и под действием нагрузок.

Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы примут согнутое положение, что в дальнейшем может привести к патологическому изменению их формы. Короткая обувь не дает возможности пальцам стопы правильно, свободно размещаться внутри обуви, что со временем приведет к появлению когтеобразной или молоткообразной деформации пальцев. На стопах могут появиться потертости, мозоли, могут врастать ногти.

Размеры обуви определяются не только длиной стопы, но и ее полнотой. Производители должны предусмотреть выпуск детской обуви 1,2,3 полноты в пределах каждого размера.

В детской стопе пальцы располагаются веерообразно, поэтому в области кончиков пальцев стопа шире, в связи с этим носочная часть обуви должна быть широкой.

Обувь для ребенка должна быть мягкой, легкой, иметь эластичную гибкую подошву с невысоким каблуком.

Ходьба в обуви с недостаточно гибкой подошвой ограничивает движения в суставах стопы, нарушает походку, вызывает быстрое утомление и дополнительные энерготраты организма, что может способствовать развитию плоскостопия, особенно у детей.

Однако использование слишком мягкой обуви, особенно спортивной, для постоянной носки по твердому грунту, асфальту, полу может также явиться причиной плоскостопия.

Каблук в детской обуви необходим, т.к. он искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, повышает износоустойчивость обуви.

Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки).

Домашняя обувь должна иметь низкий каблук.

Высота каблука для дошкольников должна равняться 5-10 мм, для школьников 8-12 лет — не более 20 мм. Для старшей группы школьников 13-17 лет можно допустить высоту каблука для мальчиков — до 30 мм, для девочек в нарядной обуви до 40 мм.

Использование девочками-подростками обуви на более высоком каблуке вредно и недопустимо, т.к. при этом происходит уменьшение площади опоры стопы, создается патологическое положение стопы.

Детская обувь должна надежно и удобно крепиься на ноге, не препятствуя движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, молния, липучка и др.

Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви, т.к. они за счет сжатия тыльной части стопы вызывают утомление мышц и нарушение кровообращения.

В обуви не допускается:

— открытая пяточная часть — для детей в возрасте до 3 лет кроме обуви, предназначенной для кратковременной носки;

— нефиксированная пяточная часть для детей в возрасте 3-7 лет;

Обувь защищает ноги от неблагоприятных условий внешней среды: холода, загрязнений, различных повреждений.

Читайте также:  О показаниях к витрэктомии

Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Физико-гигиенические свойства материала, из которого изготовлена обувь, должны способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима в обуви при любых микроклиматических условиях внешней среды.

В обуви не допускается подкладка из следующих материалов:

— из искусственных и (или) синтетических материалов в закрытой обуви для детей всех возрастов;

— из искусственных и (или) синтетических материалов в открытой обуви для детей от 1 года до 5 лет;

— из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20% для детей от 1 года до 5 лет;

— из искусственного меха и байки в зимней обуви для детей от 1 года до 3 лет.

В обуви для детей от 1 года до 5 лет не допускается вкладная стелька из искусственных и (или) синтетических материалов, а также из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20%.

При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки.

Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви. Это же относится и к резиновым сапожкам. Их можно использовать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Внутрь резиновых сапожек нужно положить суконную стельку и надевать их поверх шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу.

В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.

Немалое значение имеет сменная обувь для школ и детских дошкольных учреждений. Использование в качестве сменной обуви старой, изношенной, ставшей маленькой обуви недопустимо, т.к. длительное пребывание (в течение 6-8 часов) в такой обуви может нанести непоправимый вред детской стопе. Сменная обувь для детей должна быть полноценной, изготавливаемой с учетом указанных выше гигиенических требований.

Кроме того содержание вредных химических веществ в материалах обуви не должно превышать нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» на базе Испытательного лабораторного центра проводит лабораторные испытания товаров детского ассортимента, в том числе детской обуви, с подготовкой экспертного заключения, содержащего выводы о соответствии продукции установленным гигиеническим нормативам.

Создание сайта Екатеринбург — Медиасайт

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»

Адрес: 620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 3

Регистратура (прием анализов): ул. Гагарина, 49, +7 (343) 362-87-87, ПН-ПТ с 8-30 до 11 часов

Приемная: +7 (343) 374-13-79
Факс: +7 (343) 374-01-91

Гигиенические требования к обуви детей

Обувь является составной частью комплекта одежды. Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя. А также – повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др. Обувь с гигиенической точки зрения должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды. Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям – быть

лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы. Тогда пальцы ног располагаются свободно и ими можно шевелить. Но она может явиться причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп. Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмёт ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и с течением времени изменяет форму стопы, нарушает нормальный её рост, деформирует пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года – отморожению, усиливает потливость. Слишком свободная обувь тоже вредна. Ходьба в ней быстро

утомляет, и могут возникнуть потёртости, особенно в области подъёма. Перед большим пальцем должно оставаться пространство 0,5 – 1 см.

Гигиенические требования к массе, размеру, фасону, покрою детской обуви. Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, обусловленной особенностями строения стопы в период роста, и к материалам из которых изготавливается обувь. Размер,

фасон и жёсткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Стопа ребёнка в раннем возрасте значительно отличается от стопы взрослого по анатомо-физиологическому строению. Для детской стопы характерна радиальная форма, при которой наибольшая ширина отмечается на концах пальцев. Стопа приобретает веерообразную форму. Иное соотношение пяточной и передней частей стопы – у детей относительно более длинная задняя часть (пяточная), что должно учитываться при конструировании обуви. Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста (приблизительно 21 г.), поэтому стопа ребенка может легко деформироваться под влиянием механического воздействия. В связи с этим такие качества как толщина, гибкость подошвы, масса обуви, а также

теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию.

Низ обуви (стелька, подошва, каблук) – должен иметь оптимальные показатели жёсткости – сопротивление (выраженное в н/см) изгибу по линии соединяющей оловки и плюсневых костей до угла 25 град. “Гибкость обуви регламентируется и должна составлять для гусариковой обуви – 7 н/см, для дошкольной – 10 н/см, для мальчиковой школьной обуви – 9-13 н/см, для девичьей школьной обуви – 8-10 н/см.” [5, с. 271-272]

Каблук – искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивостьобуви. При опоре на необутую стопу (без каблука) большая часть нагрузки приходится на задний отдел стопы. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), пока ребёнок не ходит. В обуви с каблуком 2 см нагрузка распределяется равномерно между передним и задним отделом стопы. В обуви с высоким каблуком, то есть выше 4 см большая часть нагрузки приходится на передний отдел стопы (при высоте каблука 8-10 см нагрузка на передний отдел стопы больше в 7 раз, чем на задний отдел). Высота каблука: для дошкольников – 5-10 мм, для школьников 8-10 лет – не более 20 мм, для мальчиков 13-17 лет – 30 мм, для девочек 13-17 лет до 40

мм. Детская обувь должна иметь надёжное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, “липучка”, ремни, застёжка на молнию и др. “Открытые туфли без застёжек (типа “лодочек”) не допустимы для школьной обуви.” [5, с. 274]

Масса обуви зависит от используемых материалов, конструкции и вида крепления. Норма массы ботинок нормируется. Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендуется натуральная кожа, т.к. она обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, мягкостью, гибкостью и теплозащитными свойствами для летней обуви на ряду с кожей используются различные текстильные материалы или их комбинации с

кожей: рогожка, джинсовая и др. В утеплённой обуви для верха рекомендуются сукно, драп, шерстяные и полушерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и х/б материалы. Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные с

вложением химических волокон, которые регламентируется санитарными нормами и правилами. Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1-2 см). Тогда ходьба будет не утомительна. Выходные туфли девочек старшего возраста могут быть

на среднем, но обязательно устойчивом каблуке, высотой не более 3 см. Вычурных фасонов следует избегать.

58. Высокий уровень инфекционных заболеваний у дошкольников связан с незрелостью их иммунной системы и множеством вирусов – возбудителей инфекций в окружающей среде.

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже – передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.). Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni – сорок дней) – система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей.

Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания. Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите – 21 день, при менингококковой инфекции – 10 дней, а при вирусном менингите – 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего.

Рассмотрим подробнее деятельность заведующего детским садом во время карантина в связи с гриппом на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 306» (далее – ДОУ).

MedZdorove.ru